Урок литературного чтения. В.Ю. Драгунский "Заколдованная буква". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:
– формировать правильную читательскую деятельность;
– познакомиться и проанализировать произведение В. Драгунского с точки зрения авторской цели;
– научить выбирать нужную словесную интонацию;
– способствовать развитию речи, памяти, чувства юмора;
– создать условия для воспитания дружбы, взаимопомощи, доброго отношения к другим людям.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок, начинается урок.
Тут и книжки на столе, вот лежат тетрадки.
И не хочется играть нам сегодня в прятки.
И совсем нам не досуг на кораблик дуть бумажный.
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный!

2. Объявление темы и цели урока.

Инсценировка стихотворения В. Приходько “Пешком шагали мышки” (заранее подготовленная детьми).

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложке у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки поехали на кошке.
И пели по дорожке, и щёлкали орешки –
От деревушки Ложки до деревушки Пешки.
Пешком идти не близко, когда идёшь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно
Если кошке по пути – от чего не подвезти?

– Ребята, а можно ли это стихотворение поместить в наш раздел “И в шутку, и в серьёз”? (Да, оно весёлое, шуточное.)
– Вы внимательно слушали его. Какой звук встречался здесь чаще? (Звук [ш].)
– А знаете, это очень непростой звук и иногда он может быть заколдованным! В этом вы сегодня убедитесь
– Итак, сегодня мы будем тренироваться в правильности и выразительности чтения, продолжать учиться читать по ролям и познакомимся с произведением В.Ю.Драгунского “Заколдованная буква”.

3. Проверка домашнего задания.

Но не будем мы спешить
И людей вокруг смешить.
Проверим мы сначала,
что было задано на дом.

– А дома вы готовили стихи И.Токмаковой. Прочитайте друг другу подготовленное стихотворение по очереди. Работа в парах. Чтение стихов вполголоса.
– Кто хочет сказать доброе слово об ответе своего товарища по парте?
– Кто считает, что ваш товарищ прочитал так хорошо, что его с удовольствием могут послушать все ребята? 1–3 ученика выступают у доски. Ставится отметка.

4. Вступительная беседа.

– Посмотрите, какие рисунки приготовили ребята к этим смешным и весёлым стихам (выставка детских рисунков к стихам И.Токмаковой или презентация рисунков).
– А кто любит смешные книжки? Какие авторы их создавали? (Б.Заходер, Э.Успенский, В.Берестов, Н.Носов, В.Драгунский.)
– Обратите внимание на выставку книг, где собраны смешные, юмористические произведения этих детских писателей. Как вы думаете, писатели и поэты пишут свои произведения только лишь затем, чтобы рассмешить читателя, поднять его настроение? (Не только, они учат нас, высмеивают недостатки человека, заставляют задуматься над своим поведением и исправиться.)
– И смех автора бывает разный: гневный, осуждающий, если речь идёт о сатире, а иногда автор осуждает и сочувствует одновременно – тогда речь идёт о юмористических произведениях.

5. Первичное восприятие текста.

А теперь пора настала
рассказ послушать нам сначала.

– Послушаете рассказ и попробуйте понять, он сатирический или юмористический.

Двое подготовленных детей читают у доски, остальные следят и читают про себя.

6. Оценка первичного восприятия.

– Эта история входит в книгу Драгунского “Денискины рассказы”. Определите, от чьего лица повествовал писатель. (От имени Дениски.)
– Какая буква оказалась заколдованной? (буква Ш) Почему? (Её никто не мог выговорить.)
– Правильно ли Дениска назвал свой рассказ? О чём идёт речь, о буквах или о звуках? (О звуках.)
– А какие звуки вы не выговаривали, когда у вас менялись зубки?
– А теперь все выговариваете? Сейчас мы это проверим.

Чтение скороговорок в виде игры “Эскалатор”.

Каждому ребёнку выдается скороговорка (любая). По сигналу учителя ученики 2 варианта на каждом ряду перемещаются на парту вперед, а ученики 1 варианта остаются на месте. При этом каждый раз дети произносят свою скороговорку соседу и слушают его скороговорку. Далее опять меняются. И так до тех пор, пока не окажутся на своих местах.

7. Словарная работа. На доске появляется рисунок дома.

– Ребята, в этом домике и живёт эта заколдованная буква, и она приглашает нас в гости:

Чтобы красиво рассказ прочитать, Надо в гостях у меня побывать.

1) Прочитать слова на “ступеньках”.
2) Прочитать слова на фасаде домика, глядя на полоску посередине.
3) Выбрать подходящее значение для непонятных словосочетаний:

– становь на попа' поставь вертикально
– шпиль острая верхушка
– заактировать ёлку написать документ, квитанцию

8. Анализ произведения и выборочное чтение.

– Что увидели ребята, гулявшие во дворе? (Привезли ёлку.)
– Как выглядела ёлка? Прочитайте.
– Ёлку привезли из леса настоящую, живую. Её поставят, наверное, во дворе, одну на всех. А какую ёлку лучше взять для дома, для квартиры? Почему?
– Что делали ребята около ёлки? (они её рассматривали.)
– Почему мальчики покатились со смеху? (Алёнка неправильно произнесла слово.)
– Как они смеялись? Прочитайте. Что они при этом изображали?
– Что сказала Алёнка в оправдание? Прочитайте.
– А как это слово произнёс Мишка? Найдите и зачитайте.
– Почему Алёнка обрадовалась? (Мишка тоже неправильно его произнёс.)
– Чем закончилась эта история? Почему рассказ назван “Заколдованная буква”? (Никто не смог правильно произнести слово ШИШКИ.)

9. Физкультминутка.

10. Работа над произведением. Чтение по ролям.

Мы работать любим дружно.
В группы сесть сейчас нам нужно!

Дети садятся в группы по 4 человека.

1) Настройка на коллективную работу.

Берутся за руки и произносят: “Мы группа , значит мы работаем вместе”

2) Каждая группа получает карточки (двух видов).

1) Действующие лица:

Автор

Алёнка

Мишка

Дениска

Особенность интонации:

_______________

_______________

_______________

_______________

(спокойно, обиженно, с насмешкой, громко, обрадовано, споря, не торопливо, внятно)

2) Какую пословицу посоветовали бы вы запомнить ребятам из рассказа:

– Поспешишь – людей насмешишь.
– Не смейся над другим, на себя оборотись.
– Веселье – делу не помеха.

1)Действующие лица:

Автор

Алёнка

Мишка

Дениска

Особенность интонации:

_______________

_______________

_______________

_______________

(спокойно, обиженно, с насмешкой, громко, обрадовано, споря, не торопливо, внятно)

2) Что помогло автору сделать произведение таким интересным: юмор или сатира?

ЮМОР – автор смеётся и сочувствует одновременно, добрый смех.

САТИРА – смех с негодованием, обличительный смех, без жалости.

– Какие роли есть в этом рассказе? Выберите подходящую особенность интонации для каждой роли (работа в группах по первому заданию в карточках).

Коллективная проверка.

– Выберите роли. Распределите их между собой. Подготовьте чтение по ролям. (Работа в группах.)
– Какая группа хочет показать нам свою работу?

Чтение по ролям одной из групп у доски.

Обсуждение услышанного (скорость, безошибочность, выразительность).

– А теперь ребята объединяются по цвету карточек в 2 группы.
– Поработайте и ответьте на 2 вопрос.

У доски отвечает один человек из команды, выбранный детьми.

11. Итог урока. Рефлексия.

Вот подходит нужный срок,
Завершается урок
Подведём сейчас итог.

– С каким произведением познакомились?
– Что помог нам разглядеть автор за этой смешной историей? (Не нужно смеяться над другими людьми.)
– А для заколдованной буквы мы оставим подарки. Выберите и прикрепите на домик смайлик своего настроения по завершению урока.

12. Домашнее задание.

1) Выразительно читать произведение.
2) Нарисовать рисунок к рассказу или вспомнить похожую историю из своей жизни.