В условиях реализации новых образовательных стандартов, инициативы “Наша новая школа” образовательный процесс должен представлять собой совокупность условий, при которых каждый ребёнок будет осуществлять продвижение (развиваться), открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар, т.е. одарённость. Базой для создания таких условий должна стать специально организованная работа, и особая роль здесь отводится методам выявления одаренности. Чтобы составить целостное представление о пути психического развития, требуется получить необходимую и достаточную информацию о наличии у ребенка тех или иных потенциальных способностей. А это можно сделать только посредством психодиагностики. Наиболее эффективным и современным является метод ЭПП (экспресс-психодиагностики) И.Н.Давыдовой, который является составляющей психологии предназначения. Диагностика осуществляется приборным методом по авторской методике. Особенности диагностики авторским методом в рамках данной статьи не рассматриваются. Ограничимся психоэкологическим подходом понимания личности одаренного ребенка. Авторская систематизация психотипических особенностей одаренных учащихся позволит выявить ,методом наблюдения, личностные и характерологические особенности одаренного ребенка.
Одаренные дети, в подходе И.Н. Давыдовой – это “незаменимые психотипы”, несущие свое предназначение в четко обозначенных сценариях, их эмерджентность выражается в вере в себя, в свои возможности, в способность что-либо изменить и в неумении приспосабливаться к шаблонам и стереотипам. Личность одаренного ребенка – инструмент достижения своей сущности, а потенциал ребенка, данный ему от рождения– вектор, по которому ребенок призван развиваться. Выбор пути предназначения ребенком будет выражаться в определенных предпочтениях восприятия действительности и в поведении. В психодиагностическом методе И.Н. Давыдовой используется психотипическая систематизация, представленная двадцатью психотипами. Двадцать психотипов в авторской систематизации делятся на 12 заменимых и 8 незаменимых. Восемь незаменимых психотипов и являются одаренными, каждый в своем направлении. О том, к чему стремиться ребенок, и какие у него предпосылки развития, говорят нам предпочтения функциональной роли, определенные в рамках для детей систематизации. (Приложение 1. Функциональные роли детей.)
Следует также отметить, что в зависимости от своей индивидуальной природы ребенок выбирает модель непослушания.(см. табл. В презентации “модель непослушания”). По мнению автора, такое поведение не является следствием той или иной патологии, а скорее это протест-реакция на какую-то ситуацию, когда одаренные дети протестуют против ненастоящего, неправильного, отчего они кажутся совсем не идеальными, а разбойниками и хулиганами. Объяснение одно: они хотят жить по “своему сценарию”, и это не иллюзия, а реальность. Вследствие этого у них возникают обостренные состояния, но следует знать, что эти симптомы – атрибут детства, и именно здесь и сейчас нужно проявить терпение и бережное отношение с пониманием.
Как следствие протеста возникает, так называемое, обостренное состояние– акцентуация, но возможно и возникновение синдрома. Но понятие синдрома в авторском подходе является символичным и не означает патологическое состояние, оно созвучно понятию “психологического аромата” А. Маслоу. Каждому харизматичному ребенку, по мнению И.Н. Давыдовой, присущи обостренные состояния (акцентуации) и соответствующие им модели непослушания, которые свойственны его индивидуальной психотипической природе. (см. Приложение 2. Табл. “модели непослушания”).
Конечно же, такое поведение является защитным, а не творческим, и не доставляет радости самому ребенку. Как же помочь ребенку справиться с неправильным состоянием и не переживать неприятности, а получать “удовольствие” от своего поведения?
В первую очередь не надо бояться его потенциального непослушания, а всегда помнить о том, что ребенок творчески одарен, и необходимо бережное отношение к его дару. Его богатое воображение нужно смело трансформировать в творческое действие, которое восполнит “дефицит удовольствия” и даст хорошую почву для развития собственной личности, так как причина неудовольствия и протеста лежит в невозможности реализовать свои потенциальные возможности, либо в невозможности выбора и самоопределения.
Творческие способности в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику творческих способностей психологического типа ребенка, его индивидуальную природу. Творческие способности у разных детей могут быть выражены в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода “допуск” на недостаточное знание о его истинных возможностях, понимая при этом, что существуют нераскрытые возможности, которые ребенок еще не проявил. Подход к каждому ребенку особо индивидуален, ребенок может воспринимать только то, что организованно по законам его внутреннего мира. Найти общий язык с ним можно в тех формах, которые предпочитает он, в чем и заключается индивидуальный подход.
Психологическая помощь должна работать по принципу накопления положительной информации, которая вытесняет негативную информацию (психические травмы, стрессы, конфликты).
Чтобы ребенок реализовал свои потенциальные возможности, свой дар, через творческое поведение, необходимо, прежде всего, снять свои претензии, выполнить его “законные” желания, и тогда только возможно открытие чего-то нового в творческом поведении.
И.Н. Давыдова предлагает разработанные на базе психотипической систематизации и обоснованные органичностью природы ребенка паттерны требований ребенка к взрослым. На основании этих критериев можно найти правильный подход к детям.(см. Приложение 3. Табл. Паттерны требований и претензий; базовые принципы воспитания творческой личности).
Процессы обучения и воспитания в каждом возрасте находятся в непосредственной зависимости не столько от его актуальных, созревших особенностей ребенка, сколько от особенностей, находящихся в зоне ближайшего развития – потенциальных способностей, которые развиваются в процессе творческого поведения.
Творческое поведение (креативность) развивается у детей под влиянием благоприятных факторов среды. Благоприятные факторы – это предметно-информационная обогащенность, минимальная степень регламентации поведения, образцы креативного поведения и его результаты – социальное подкрепление творческого поведения.
Кроме внешних условий для творческого поведения необходима высокая познавательная активность и новые эмоционально приятные виды деятельности (творчество литературное, музыкальное, художественное, физическое, прикладное и т.д.).
Радость творчества, радость психического обогащения являются основным движущим моментом развития, который проявляется в радости открытия или изобретении нового.
Основными средствами развития личности ребенка в период дошкольного и младшего школьного возраста являются примеры нравственно обусловленного поведения людей (или сказочных и литературных героев), вызывающие у него подражательные действия, а также игры и творческие акты, связанные с примерным поведением. Усвоение нравственных норм и моральных ценностей происходит на основе ориентации ребенка на образцы поведения “идеальных героев”. Поэтому необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовной личности. История дает массу примеров того, что отсутствие или потеря нравственности, духовности оборачивались потерей таланта. Именно поэтому необходимо введение в системе дошкольного и начального школьного образования программы психоэкологического развития (И.Н. Давыдова). Данная программа основывается, прежде всего, на развитии и воспитании нравственных качеств ребенка: нравственного отношения к окружающим людям, уважения их интересов, доброжелательного к ним отношения, эмпатии, ценности совместной деятельности.
Нравственное развитие – это формирование “нравственной шкалы отношений”, с помощью которой ребенок может “измерить” свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Основным результатом нравственного воспитания должно стать формирование нравственного поведения ребенка. Ребенок должен осознать, что между чувствами, мыслями и поведением существует связь, и что жизненные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств; оценок-состояний, оценок-предвосхищений и других форм оценки эмоциональных отношений, соответствующих уровню нравственного развития ребенка.
Нравственное развитие включает в себя следующие этапы:
Уровни психического развития. | Характеристика. |
Развитие понимания внешнего. Проявления нравственных состояний. Я это вижу и понимаю. |
Знакомство с нравственными и моральными качествами личности. Необходимо дать понятие об особенностях внешнего проявления эмоций, парности этих качеств. |
Развитие эмоциональной сферы. Нравственные чувства. Я этому сочувствую. |
“Я не буду обижать других, ведь им так плохо”.ребенок может знать, каким быть плохо и с сочувствием относится к пострадавшему. |
Развитие познавательной сферы. Нравственное осознание
Я это знаю. |
Знание нравственных и моральных норм, принципов и правил. |
Реализация в нравственных поступках. Нравственная направленность личности. Я это делаю. |
Выработка позитивного стиля поведения, с самоконтроль с позиции совести. |
К.Юнг считал, что воспитать личность может только личность. И в этой связи обязательные требования для взрослых, вступающих в диалог с детскими душами, психологическая зрелость и соблюдение экологической безопасности: подлинность, искренность, честность, гармония и т.д.
Экологическая безопасность – создание безопасного и защищенного пространства для ребенка. Это означает, что психолог, педагог, воспитатель призваны сохранять атмосферу психологической безопасности и доверия. При этом внимание должно быть сосредоточено не только на содержательной стороне сообщаемого детям материала (конкретные знания, умения, навыки), но на способах овладения этим материалом, на организации деятельности детей по его усвоению. Взрослый следует за фантазией ребенка, поддерживает процесс, инициированный ребенком, берет ответственность за поддержание особых, значимых для ребенка эмоциональных отношений. Как правило, у одаренных детей снижена адаптивность, и социум представляется им хаотичной, агрессивной средой, и это также, не иллюзия, а реальность и сверхзадача педагогов – помочь им найти свое место в мире, создав для этого благоприятные условия для раскрытия истинной природы и для развития одаренных детей.
В целом программа строится на психоэкологическом подходе и психогигиенических принципах и своей целью имеет психопрофилактику кризисных состояний, тормозящих развитие детей.
Результатом работы по данной программе является “научение” детей эстетическим, нравственным и коммуникативным правилам поведения по восьми ключевым темам, соответствующим функциям незаменимых психотипов, каждый из которых выражает определенный способ психического понимания и действия и обусловливает типологические черты личности.
Сам метод академика И.Н. Давыдовой, и разработанная ею и ее командой программа психоэкологического развития детей, успешно работает уже много лет на базе школ г. Москвы, г. Иркутска, Г. Симферополя, в средней школе №3 пгт Агинское, в системе дополнительного образования. Они (метод ЭПП и программы) призваны помочь харизматичным, одаренным детям адаптироваться в нашем стремительно меняющемся мире и получить необходимые знания для наиболее полной реализации своего дара. Наше дело – не дать таланту харизматичного ребенка угаснуть, чтобы он не стал иллюзорным необходимо помочь им достойно пережить сложные для них ситуации, а не отмахиваться от их проблем, мол, это “несерьезно”. Главное всегда помнить самое мудрое правило воспитания: ценней ребенка нет ничего ценного.
Литература
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
- “Рабочая концепция одаренности”. Президентская программа “Дети России”. Авторский коллектив. Москва, 1998.
- Одаренные дети. Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменская и В.М. Слуцкий. – М.: Прогресс, 1991.
- Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: “Академия”, 2000.
- Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. – М.: “Академия”, 2000.
- Васильева Е. Н., Григорьева Л. М., Сушкова В. Н. “Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей”. – Тюмень, 2002.
- Винокурова Н. К. “Развитие творческих способностей”. – Москва, 1999.
- Выготский Л. С. “Воображение и творчество в детском возрасте”. Психологическийочерк. Книга для учителей. – Москва, 1991.
- Гормин А. С. “Теоретические основы обучения и воспитания одаренных детей в парадигме барьерной педагогики”. – Великий Новгород, 2002.
- Гуревич К. М. “Индивидуально-психологические особенности школьников”. – Москва, 1988.
- “Современная школа в инновационном образовательном процессе”. – Сборник статей. Тюмень, 2003.
- Грофф С. Психология будущего.– М., 2001.
- Исследование проблем психологии творчества / Отв. редактор Я А. Пономарев М., 1993 г.
- Давыдова И.Н. Психология развития личности, М., 2004 г.
- Давыдова И.Н. Ноосферная психология. Психология предназначения. Книга1 – М., 2005.
- Давыдова И.Н. Ноосферная психология. Консультирование личности и общества. Книга 2.– М., 2005
- Давыдова И.Н. Теория и технология комплексной программы психоэкологического досуга “Солирис”, методическое пособие. М. – , 2008 г.
- Давыдова И.Н. Детская психоэкологическая студия. Мтодическое пособие.– М., 2008 г.
- ДавыдоваИ.Н. Генезис души – неоткрытый путь в нас. М., – 2009 г.