Проектная деятельность как средство развития связной речи младших школьников с задержкой психического развития

Разделы: Коррекционная педагогика


Для ребёнка высокий уровень речевого развития – залог успешного обучения. Содержание образования в аспекте методологических оснований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования характеризуется усилением внимания к проблеме развития связной устной и письменной речи школьников. Речь учащихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) отличается ограниченным запасом слов, трудностью связного высказывания и общения. Эти обучающиеся испытывают трудности по всем учебным предметам с самых первых дней обучения. Ограниченность речевого общения, несформированность связной речи отрицательно влияют на личность ребёнка, вызывают специфические невротические наслоения, формируют отрицательные качества (замкнутость, негативизм, агрессивность, неуверенность, чувство неполноценности), что сказывается на успеваемости, а также на социальной активности ребёнка. Развитие связной речи у учащихся с ЗПР является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов. Обучающиеся должны научиться не только пользоваться определенными словами и выражениями, но они должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Одним из эффективных средств, позволяющим решить проблему развития связной речи, является проектная деятельность. Используя проектную деятельность, учащиеся овладевают рядом языковых умений: учатся строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства. Побуждение детей к ответам на вопросы, возникающим в ходе проектной деятельности: “Что я сделал сегодня?”, “Что я мог сделать, но не сделал? Почему?”, “К чему мне стремиться?”, “В чем мои затруднения?”, “Что мне необходимо сделать, чтобы преодолеть затруднения?”, “Что у меня получается лучше всего?”, речевой регуляции действий: “Как я выполнял работу?” способствует развитию умения выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, формированию диалогической и монологической речи. Учащимися нашего класса (2 класс) были созданы и реализованы тематические проекты, тематика которых ориентировалась на содержание учебного предмета “Окружающий мир”: “Родословная моей семьи”, “Мои домашние животные”, “Моя малая родина”, “Красная Книга, или Возьмём их под защиту”, “Мы помним наших земляков”, “Профессии”.

Рассмотрим познавательно-исследовательский проект “Родословная моей семьи”. На вводном – мотивационном этапе проекта, перед учащимися была поставлена проблема, стимулирующая интерес ребят к её изучению: “Кто такие родные? Что такое родословная?”. Были высказаны интересные предположения, но большинство учащихся не смогли ответить на этот вопрос. Поэтому следующим шагом нашей работы стало проведение занятий и бесед с учащимися о том, что такое родословная, кто такие родные, формировалось представление о составе семьи, знаний имён и отчеств не только родителей, но и бабушек, дедушек, проведение мини-викторин. Для некоторых учащихся было открытием то, что бабушки и дедушки – это родители его мамы и папы. На этом этапе было решено множество коммуникативных и речевых задач. Затем было предложено учащимися найти ответ на свой вопрос (Что такое родословная?) вместе с родителями. На втором этапе проекта учащиеся собирали информацию, охотно делились ею с педагогом и своими сверстниками. Презентация результатов деятельности по проекту проходила в виде представления, в ходе которого знакомили присутствующих с эскизами оформления семейного древа. Итогом данного проекта стало формирование у учащихся базовой познавательно-исследовательской компетенции, элементарных навыков работы с информацией, обогащения активного словаря, активизация речевой деятельности, умений, связанных с выполнением небольших творческих заданий.

Необходимо отметить еще один совместный практико-ориентированный проект “Моя малая родина”, направленный на формирование этнокультурной осведомленности и ценностного отношения учащихся к природе, культуре родного края. В ходе проектной деятельности шло развитие исследовательских умений обучающихся: самостоятельный поиск информации, её обработка и использование в совместной со взрослыми деятельности; поиск иллюстраций, создание интерактивной викторины в блоге класса “Мой город”, составление описательных рассказов по представленным фотографиям, интервьюирование родителей об их отношении к малой родине – родному городу. Совершенствовались умения разных видов продуктивной деятельности (изобразительной, конструктивной). На этом проекте были решены следующие задачи по развитию коммуникативно-речевых навыков детей:
– обогащение и активизация словаря детей за счет широкого охвата проблемы проекта,
– развитие связной речи (диалогической и инициативной форм речи),
– развитие планирующей функции речи за счет индивидуальных и коллективных форм работы,
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

В рамках этого проекта открылись замечательные возможности в организации совместной познавательно-исследовательской деятельности не только учащихся, но и родителей, посредством сопровождения обучающихся в поисках необходимой информации в книгах, журналах, Интернете, в оказании помощи в изготовлении продуктов проекта и подготовке к публичной презентации.

Проектная деятельность позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у учащихся с ЗПР, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности школьника. Используя проектную деятельность, учащиеся овладевают рядом языковых умений: учатся строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства. В ходе проектной деятельности обучающиеся научились обсуждать, уточнять при помощи внешней речи зародившиеся мысли, правильно их формулировать (т.е. перекодировать внутреннюю речь на внешнюю), планировать и регулировать свои действия (т.е. осуществлять обратный процесс кодирования), считывать с различных объектов максимум заложенной в них информации, познавать и осмысливать окружающий мир, себя в этом мире, собственную интеллектуальную деятельность, а также закладываются основы культуры речевого поведения и развивается чувство коммуникативной целесообразности речевого высказывания.

Список литературы.

  1. Кривобок Е.В. Исследовательская деятельность младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2010 – 138 с.
  2. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. – Волгоград: Учитель, 2010 – 169 с.
  3. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников – М.:Просвещение, 2011.