Цель урока: Формировать умение составлять рассказ-повествование по данному концу.
Задачи урока.
- Образовательные: создать условия для подготовки учащихся к написанию сочинения-повествования; учить подбирать и использовать языковые средства для создания собственного текста; составлять начало и основную часть рассказа, соблюдая логическую связь с данным концом, следовать пунктам плана; умение переносить мысли на письмо.
- Коррекционно-развивающие: развивать творческое воображение, логическое мышление, обогащать словарный запас, активизировать пассивный словарь учащихся, монологическую и диалогическую речь, развивать орфографическую зоркость.
- Воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию быть чутким, добрым к людям, готовность прийти на помощь попавшему в беду человеку
ТСО: таблички, картинки, листки для рисования, снежки из ваты.
Словарь: недаром говорят.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Покажите умные глазки, ровные спинки.
- Повернулись, поздоровались с гостями, улыбнулись от души.
- Повернулись. Готовы ли мы к уроку?
II. Подготовительная работа.
1) Продолжи ряд слов.
Зима — это мороз, снег...
Зимние игры – это снежная крепость, …
2) Дополнить словосочетание прилагательными:
Снег – …
Лед – …
3) Ф.зарядка
Какой дежурный звук? (с)
- Читаем слоги (слова):
Сне – сне – снежки
Сти – сти – крепости
- (картинка) Что это? (Снежная крепость.)
- Прочитайте загадку, вставьте подходящие по смыслу слова, отгадайте.
Мы сейчас в (снежки ) играем,
Мы командой нападаем.
Бьем (снежками ) по врагу,
Все соперники в (снегу ).
Им не скрыться, не спастись,
Ведь у них нет... (снежной крепости )
– Выразительное чтение стихотворения.
III. Чтение отрывка рассказа учителем, детьми:
Знакомство с отрывком
…ухватился за неё. Мальчики вытащили малыша из воды.
Недаром говорят: “Друзья познаются в беде”.
Определение учащимися места приведенного отрывка в рассказе.
– Из каких частей состоит рассказ? (Начало, основная часть, заключение.)
– Как вы думаете, это начало, середина или конец рассказа? (Заключение.)
– Что мы должны придумать?
IV. Сообщение темы и цели урока: (ТАБЛИЧКА)
(Сочинение.)
– Сегодня на уроке развития речи мы с вами будем готовиться к сочинению (слово зашифровано), составлять рассказ-повествование по данному концу.
Мотивация: За лучшее сочинение ребята получат грамоту на линейке.
V. Работа по теме:
– Вернемся к отрывку. Что не понятно?
Словарь “НЕДАРОМ ГОВОРЯТ”.
– Когда происходило действие? (Детом, зимой, …)
– Да, это может быть любое время года. Я вам предлагаю такую ситуацию.
1. Беседа по картинам. (КАРТИНКА )
Составление СХЕМ – рисунков.
Раздать ЛИСТОЧКИ (по ходу беседы ребята рисуют схематичные рисунки к частям рассказа – 4 шт.).
- Какая ситуация изображена на картинке?
Соответствует ли она прочитанному отрывку? - Какое время года изображено на картинке?
Как вы думаете, что происходило до этого момента? - Что делают ребята на картинке?
Как вы думаете, почему малыш оказался в воде?
А почему ребята не в школе?
Чем дети занимаются в выходной день? Во что играли ребята? - Куда побежал самый младший из ребят? Как вы думаете, зачем?
Составьте предложение. Можно дать имя мальчикам.
Что с ним случилось?
Каким является поступок малыша? - Кто спас Илью?
А как они узнали, что малыш в беде? (Закричал.)
Как ребята спасли маленького друга?
2. Работа с половицей:
Подходит ли пословица “Друзья познаются в беде” к этому рассказу?
Как еще ребята могли поступить? (Испугаться и убежать.)
Почему не убежали? (Друзья.)
А как бы вы поступили?
3. Озаглавливание.
Выбери наиболее удачный заголовок. (ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ПОСЛОВИЦУ.)
4. Составление плана сочинения-повествования. (ТАБЛИЧКИ.)
– Из каких частей должно состоять сочинение?
(3 части: вступление, основная часть, заключение.)
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение.
План.
1. Вступление.
Дети играют. | Был, стоял, наступил; день; строить. |
День, строить |
2. Основная часть.
Малыш побежал на речку. | Побежал, выбежал, помчался; скользить, кататься; лед |
Скользить, лед |
Мальчик провалился под лёд. | Вдруг; затрещал, сломался, лопнул; провалился, оказался; позвал на помощь, закричал |
Вдруг, провалиться, оказаться в воде, закричать. |
Ребята спасли своего маленького друга. | Помчались, побежали, бросились; не растерялся, не испугался; схватил, взял, протянул; взялся, ухватился; вытащили, вытянули, помогли. |
Помчаться, ухватиться, вытащить. |
3. Заключение.
Друзья познаются в беде. | Недаром говорят, не зря. | Недаром говорят. |
5. Орфографическая работа
а) Замени слово ребята близкими по смыслу словами.
(Ребята, они, школьники, мальчики и девочки, малыши, друзья, детвора.)
Б) Подбери как можно больше имён прилагательных к словам день, лед.
В) Скажи по-другому.
Тонкий лёд дал трещину.
Ребята спасли малыша.
Недаром говорят.
Г) Словарный материал:
Р.бята, друз.я, сне.ки, поб.жал, ле., ск.льзить, ок.зался, хол.., дли..ую, и. в.ды
С) Составь из слов каждой строчки предложения.
• по, скользить, малыш, гладкому, стал, льду
• крепость, строила, снежную, детвора
• длинную, протянул, мальчик, другу, палку
• воду, закричал, ледяную, малыш, в, упал, и
– Прочитай предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ.
Физкультминутка. (имитация движений.)
(ф.зарядка) Имитация движений
Мы сейчас в (снежки ) играем,
Мы командой нападаем.
Бьем (снежками ) по врагу,
Все соперники в (снегу ).
Им не скрыться, не спастись,
Ведь у них нет... (снежной крепости )
6. Составление сочинения.
Можно дать имена ребятам.
Составь текст-повествование, используя план и картинки-схемы – I группа
учеников,
план, опорные слова и словосочетания – II группа учеников,
для III группы – вставить пропущенные слова.
Табличка для III группы учеников:
Стоял (какой?) денёк. (Кто?) играли в …., строили … ...
(Кто?) побежал (куда?). Он стал (что делать?) по нему. Вдруг (что?) затрещал.
Малыш (что сделал?) в воду. От страха он (что сделал?). Ребята (что сделали?)
крик и помчались к (кому?). (Кто?) протянул другу (какую? что?). (Кто?)
ухватился за (что?). (Кто?) вытащили малыша (откуда?).
Недаром говорят: “ …….”.
VI. Опорные слова и словосочетания.
Зимний денёк, крепость из снега, скользить, провалиться, оказаться в воде, помчаться, ухватиться, вытащить, друзья.
VII. Образец сочинения.
Друзья помогли.
Стоял ясный зимний денёк. Ребята играли в снежки, строили снежную крепость.
Илюша, самый маленький, побежал один на речку. Он выбежал на лёд и стал скользить по нему. Вдруг тонкий лёд затрещал. В одно мгновение мальчик провалился и оказался в воде. От страха и холода он закричал. Ребята услышали крик и помчались к речке. Ваня не растерялся и протянул другу длинную палку. Илюша ухватился за неё. Мальчики вытащили малыша из воды.
Недаром говорят: “Друзья познаются в беде”.
VIII Итог:
– Как вы думаете, мы справились с целью урока?
(Составили рассказ.)
– Отношение к героям.
– Даша, спроси у Вани, можно ли играть на льду?
– Когда?
– Игорь, а где ты играешь в хоккей?
– На катке. Можно и на речке.
– Галина Александровна, а можно Игорю играть на речке в хоккей?
– Да, если, разрешат взрослые, когда проверят лед.
– А вы хотите узнать о правилах игры на льду?
(Об играх на льду.) Правила безопасности: (картинки)
– На следующем уроке мы этот текст
отредактируем и запишем в тетрадь.
– Релаксация:
Кто считает, что урок понравился и сможет написать сочинение, возьмите
большой снежок;
кому урок понравился, но затруднятся в написании сочинения, возьмите снежок
поменьше;
кому урок понравился, но нужна моя помощь – возьмите самый маленький снежок.
– Спасибо за работу на уроке. Вы – молодцы!