Цель:
развивающая: развивать представление об индивидуальном развитии животных организмов;
обучающая:
– обобщить и закрепить представление о типах постэмбрионального развития
организмов животных,
– сформировать представление о закономерностях прямого и непрямого развития,
– сформировать представление о причинах различных типов развития;
воспитательная:
– развивать научное мировоззрение,
– экологическое воспитание (взаимосвязь организма с окружающей средой),
– поддерживать познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов.
I. Актуализации знаний: Биологический диктант:
1-й вариант. | Бластула, органогенез, биохимическая специализации митоз, оплодотворение. |
2-й вариант. | Гаструляция, биогенетический закон, эмбрион, половое размножение. |
3-й вариант. | Дробление, дифференциация клеток, закон зародышевого сходства, половое размножение. |
4-й вариант. | Мезодерма, нейрула, бластомеры, мейоз. |
5-й вариант. | Морфологическая специализация, органогенез, зигота, бесполое размножение. |
6-й вариант. | Гаструла, энтодерма, эмбриогенез, зигота. |
II. Изучение нового материала:
1. Сообщение темы, цели и задачи урока. (Презентация – Слайд 1)
2. Подготовка к восприятию темы:
– Что такое онтогенез?
– Какие стадии выделяют в онтогенезе?
– Какие способы постэмбрионального развитии вам известны? (Слайд 2–8)
3. Постановка проблемы: “Почему в природе сложились два способа постэмбрионального развития – прямое и непрямое развитие? Какой из этих способов наиболее эффективный”? (Слайд 9)
Сообщение о методах реализации проблемы: работа по группам – каждая группа разбирает свои вопросы, и результаты сообщаются всему классу.
4. Работа в группах над реализацией проблемы: “Почему в природе сложились два способа развития – прямое и непрямое развитие? Какой из этих способов наиболее эффективный?” (Слайд 10)
Задания для самостоятельной работы в группах:
Группа 1: “Развитие беспозвоночных (на примере насекомых)”.
Материал для работы: учебник под редакцией В.Б.Захарова – стр. 229, 3 абзац. Рис. 7.9.. Дополнительный материал – рисунок развития саранчи и майского жука (приложение 1 – риc. 1,2).
Подготовить ответы на вопросы:
1. Рассмотрите, как развивается саранча, определите тип ее развития? Ответ обоснуйте.
2. Рассмотрите, как развивается майский жук.
– Какие стадии в развитии майского жука можно выделить? Определите тип ее
развития, ответ обоснуйте.
– Какую среду обитания занимает личинка, какой образ жизни она
ведет (чем питается, характер добывания пищи)?
– Какую среду обитания занимает взрослая особь майского жука, какой
образ жизни она ведет (чем питается, характер добывания пищи)?
– Какую роль выполняет куколка?
3. Насекомых, с каким типом развития больше в природе. В чем причина выбора такого типа развития большинства насекомых?
4. Сделайте вывод: о типах развития насекомых, причине метаморфоза среди насекомых.
5. Подготовьтесь к общему выводу по проблеме урока.
Группа 2: “ Развитие личиночно-хордовых (на примере асцидии) ”.
Материал для работы: учебник под редакцией В.Б.Захарова, Развитие асцидии 7.1.стр. 229 – 1 абзац; рис. 7.7
Подготовить ответы на вопросы:
1. Характерные признаки строения личинки асцидий. Какой образ жизни ведет личинка асцидии (характер передвижения)?
2. Характерные признаки строения взрослой асцидии. Какой образ жизни ведет взрослая асцидия?
3. Сделайте вывод: тип развития асцидии, в чем причина такого развития асцидии.
4. Подготовьтесь к общему выводу по проблеме урока.
Группа 3: “Развитие амфибий (на примере лягушки)”.
Материал для работы: учебник под редакцией В.Б.Захарова, Развитие амфибии 7.1. стр. 229 – 2 абзац и рис. 7.8.
Подготовить ответы на вопросы:
1. Рассмотрите головастика.
– Где живет головастик, и какой, образ жизни он ведет?
– Особенности внешнего строения головастика в связи с водным образом жизни.
– Особенности внутреннего строения головастика в связи с водным образом жизни.
2. Рассмотрите взрослую особь.
– Где живет взрослая лягушка, и какой образ жизни она ведет?
– Особенности строения лягушки в связи с наземным образом жизни.
– В какой период своей жизни лягушка живет в воде, какие особенности строения ей
помогают жить в воде.
3. Сделайте вывод: тип развития лягушки, причина такого типа развития.
4. Подготовьтесь к общему выводу по проблеме урока.
Группа 4: “Развитие позвоночных (на примере пресмыкающихся, птиц и млекопитающих)”.
Материал для работы: Дополнительный материал – рисунки развития крокодила, развития птиц, развития млекопитающих (приложение 1 – рис. 3–6).
Подготовить ответы на вопросы:
1. Рассмотрите вылупление из яйца крокодила. Определите тип развития. Ответ обоснуйте.
2. Рассмотрите развитие птиц на примере гусей и голубя. Почему птенцы гусей и голубя так отличаются в своем развитии. Какой тип развития у птиц? Ответ обоснуйте.
3. Рассмотрите развитие млекопитающих на примере кролика и зайца. Почему детеныши кролика и зайца так отличаются в своем развитии. Определите тип развития млекопитающих. Ответ обоснуйте.
4. Какой тип развития – прямой и непрямой преобладает у позвоночных животных.
5. Сделайте вывод об эффективности основного типа развития позвоночных.
6. Подготовьтесь к общему выводу по проблеме урока.
5. Отчеты групп над реализацией своих проблем:
Вывод группы 1: Насекомые имеют прямое и непрямое развитие. Причина метаморфоза насекомых – смена образа жизни и смена среды обитания. (Слайд 11–13)
Вывод группы 2: Асцидия имеет непрямое развитие, причина метаморфоза асцидии – смена образа жизни. (Слайд 14–15)
Вывод группы 3: Лягушка имеет непрямое развитие, причина метаморфоза – смена среды обитания в развитии. (Слайд 16–17)
Вывод группы 4: Большинство позвоночных имеют прямое развитие.
При прямом развитии детеныши, более приспособленные к жизни, т.к. они отличаются только размерами и уровню полового созревания. Прямое развитие – признак высокой организации. (Слайд 18–23)
6. Обобщение учителя: В процессе развития организмы приспосабливаются к условиям окружающей среды.
Для животных, меняющих в своем развитии образ жизни, среду обитания эффективнее прямой тип развития.
Для животных, не меняющих в своем развитии образ жизни, среду обитания эффективнее прямое развитие. (Слайд 24)
III. Закрепление знаний – выполнение и отчет по выполнению разноуровневых заданий с последующей проверкой (по выбору учащегося – Приложение 2).
IV. Подведение итогов