Урок русского языка по теме "Повелительное наклонение"

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика


Характеристика класса.

Класс занимается по программе “Русский язык” для 6 класса. общеобразовательной школы. Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

В классе обучается шесть человек. Из них четыре мальчика и две девочки. Все учащиеся данного класса имеют разную степень тугоухости: I-II – один человек, III – двое, IV – трое. Класс достаточно слабый. Два ударника, 67 % ребят обучаются на “3”.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: ИКТ (презентация), раздаточный материал, доска, ватман, фломастер.

1. Организационный момент.

Цель для учащихся: оценить свою готовность к уроку.

Цель для учителя: организовать учащихся перед началом урока, настроить их на качественную работу на уроке, создать положительный настрой.

Методы: беседа.

Деятельность учащихся

Приветствуют учителя.

Здороваются с гостями.

Отвечают на вопрос учителя.

Улыбаются друг другу, учителю, гостям.

Включают в работу слуховой анализатор, корректируют своё внимание, настраиваются на позитивную работу.

Деятельность учителя

Приветствует учеников, проверяет работу ЗУА (звукоусиливающей аппаратуры), доброжелательным тоном настраивает на успешную работу.

– Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

– Какое у вас настроение?

И меня сегодня хорошее весеннее настроение. Я хочу поделиться им с вами (улыбается).

А теперь вы поделитесь своим настроением друг с другом, со мной, с гостями.

Примечание

Результат данного этапа заключается в положительном настрое на дальнейшую работу на уроке.

2. Речевая зарядка.

Цель: автоматизация дежурных звуков, развитие слухового восприятия учащихся.

Методы: беседа, чтение, задание.

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Автоматизируют и дифференцируют дежурные звуки, работают над словесным ударением.

Развивают слуховое восприятие, активизируют и развивают речь.

Развивают выразительную речь.

Мальчики читают по2строчки, Таня называет слова с дежурным Ч, Тома придумывает 2–3 примера с Ц.

Дежурные звуки [ц–ч]

Ино-, инопланетяне
Приземлились на поляне
В небольшой и очень мелкой
Прилетающей тарелке.

А когда запахло щами,
С инструментом и вещами
Вверх по лесенке по прочной
Забрались в тарелку срочно.

Ино-, инопланетяне…
Их в дорогу вечно тянет
На тарелке многоместной.
А куда, нам неизвестно.

Читает первые 4 строчки.

Автоматизирует дежурные звуки.

На доске: карточка с дежурными звуками.

Презентация. Слайд 1

На данном этапе урока предполагается достижение следующих результатов: организация сотрудничества с учителем, развитие внимания, совершенствование видов речевой деятельности (чтение, говорение)

Проверка.

Слайд 2

Отвечают на вопросы

(“День космонавтики”.)

(Об инопланетянах.)

(Наверное, умеют, но не так, как мы.)

– Ребята, 12 апреля наша страна отмечала праздник. Какой?
– О чём это стихотворение?
Мы тоже сегодня затронем эту тему.
– Как вы думаете, они умеют разговаривать? Как они разговаривают?
– Действительно, ребята, инопланетяне разговаривают не так, как мы.
– Давайте представим, что сегодня к нам прилетел наш сосед по галактике. Как вы будете с ним разговаривать? Я с ним немного пообщалась и поняла, что он разговаривает только глаголами повелительного наклонения.

Слайд 3

На данном этапе урока предполагается достижение следующих результатов: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.

3. Систематизация знаний.

Цель (учащихся):

  • закрепить знания о повелительном наклонении и различии между повелительным и изъяснительным наклонением;
  • меть находить в предложении глаголы повелительного наклонения и образовывать формы глаголов повелительного наклонения.

Цель (учителя): проверить владение учащимися теоретическими знаниями о глаголах повелительного наклонения и умением отличать глаголы повелительного
наклонения от глаголов изъявительного наклонения и глаголов в н.ф.

Методы: задание, рассказ учителя.

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Читают тему урока со слайда.

Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопрос. Активизируют знания о повелительном наклонении.

Слухозрительное восприятие слов учителя.

– Ребята, давайте прочитаем тему урока (спрашиваю за экраном).
– Вы знаете что-нибудь о повелительном наклонении?

Слайд 4

Слайды 5–8 О повелительном и изъявительном наклонении.

На данном этапе урока предполагается коллективное достижение результатов: совершенствование видов речевой деятельности (чтения, говорения);

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и сверстниками.

Мотивация на дальнейшую работу.

Готовность к выполнению заданий.

– Вы помните, я сказала, что наш гость с другой планеты понимает только глаголы повелительного наклонения?

Вы хотите с ним пообщаться? Я начала отбирать слова для беседы с инопланетянином, но не успела закончить. Помогите мне.

3) Выполнение заданий (устно)

Задание: назовите глаголы только повелительного наклонения

Результат данного этапа заключается в достижении владение основами самоконтроля.

Слайд 9

Самопроверка – Слайд 10

Выполняют задание.

Слухозрительное восприятие слов учителя.

Слово учителя

Инопланетяне – добрые и очень умные существа. Они многое знают и умеют. И хотят, чтобы и мы умными. Они оставили нам памятку-пожелание, что нужно делать, чтобы хорошо учиться.

Задание1: выписать из предложений глаголы повелительного наклонения

Слайд 11

Взаимопроверка по образцу – Слайд 12

На данном этапе урока предполагается коллективное достижение результатов: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;

владение монологической и диалогической формами речи.

Выполняют задание.

Слухозрительное восприятие слов учителя.

Слово учителя.

– Ребята, мы научились видеть в предложениях глаголы повелительного наклонения. Теперь мы сможем понять о чём говорят инопланетяне.

А чтобы мы смогли сами с ними разговаривать, если вдруг встретимся, нам нужно выполнить следующее задание.

Задание2: образовать формы повелительного наклонения

Слайд 13

Используется индивидуально-дифференцированный подход для учащихся с различным уровнем умственного развития (на выбор)

На данном этапе урока предполагается достижение следующих образовательных результатов:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.

  Самопроверка по образцу – Слайд 14

Результат данного этапа заключается в достижении владение основами самоконтроля.

4. Физкультминутка.

Цель (учащихся): снятие усталости, мыслительного напряжения.

Цель (учителя): помочь снять усталость в работе на уроке сидя, в мыслительном напряжении учащихся при помощи индивидуальной двигательной активности.

Формы и методы: фронтальный; игровое задание.

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Читают задание молча. Затем каждый по очереди выполняет задание. Остальные ученики отгадывают, называя при этом глагол повелительного наклонения.

Соблюдают режим здоровьесбережения.

“Звёздное” задание от инопланетян (пантомима).

Слово учителя

– Ребята, инопланетяне хотят проверить, сможете ли вы их понять, если когда-нибудь с ними встретитесь. И они оставили для нас “звёздное” задание.

  • Раздаёт учащимся карточки.
  • Откройте журнал! (Задание для учителя
  • Встань и открой книгу!
  • Закрой дверь!
  • Нарисуй на доске улыбку!
  • Включи и выключи свет!
  • Попрыгай на месте!
  • Подойди к доске и улыбнись всем!
Смена анализаторов, снятие мышечного напряжения.

Задания на карточках.

На данном этапе урока предполагается коллективное достижение результатов:

продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и сверстниками.

5. Продолжение работы по систематизации знаний.

Цель: развитие умения работать коллективно.

Методы: групповое задание.

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Выходят к доске. Внимательно слушают учителя. Вместе выполняют задание.

Испытывают чувство удовлетворения от проделанной работы.

Работа у доски

Задание: найдите и исправьте ошибки в речи инопланетян

– Прилетайте чаще!
– Привозите нам подарки!
– Не забывайте нас!
– Ждите к себе в гости!
– …………………………
–…………………………..
– …………………………

На ватмане написана “речь” инопланетян.

На данном этапе урока предполагается коллективное достижение результатов: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Работа в группе учит работать в коллективе, умение слушать друг друга, культура ведения диалога.

6. Рефлексия.

Цель: развитие умения оценивать свою деятельность на уроке; развитие связной речи.

Методы: наглядный.

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Развивают умение оценивать свою деятельность.

Более слабые ученики дают ответы, используя подсказки.

Отвечают на вопрос учителя.

Просит учеников оценить свою деятельность на данном уроке.

– Как вы думаете, мы теперь сможем разговаривать с инопланетянами?

Для сильных учеников – Слайд 15

Для слабых учеников – Слайд 16

Результат данного этапа заключается в достижении владение основами самооценки.

Осмысление результатов работы.

Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологических ответов учеников, работа в группе учит работать в коллективе, умение слушать друг друга, культура ведения диалога.

Слайд 17

7. Домашнее задание.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить порядок его выполнения.

Методы: разъяснение и показ.

Критерии успешного выполнения домашнего задания: оценка “3” ставится при выполнении одной формы глаголов повелительного наклонения, оценка “4” или “5” ставится при выполнении двух форм глаголов повелительного наклонения.

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Записывают задание, задают вопросы по выполнению задания. Осуществляют свободный выбор. Объясняет как выполнять домашнее задание.

Задание: составить пару глаголам повелительного наклонения

ед.чл. мн.чл.
играй – играйте
стой – …
… – пойте
спи – …
дыши – …
… – думайте
… – танцуйте

Задание на карточках.

Самоконтроль. Выбор задания по желаемому уровню сложности.