Интегрированный урок (математика + биология) по теме "Симметрия в математике и биологии"

Разделы: Математика, Биология


Задача: в увлекательной форме расширить и углубить знания о симметрии, показать ее значимость в жизни и в природе, пробудить у учащихся стремление к творчеству

Образовательная: дать представление о симметрии, познакомить с различными видами симметрии и научить распознавать их, выявлять сходства и различия, обосновывать значение в природе и жизни человека.

Воспитательная: содействовать развитию культуры речи, воспитывать чувство прекрасного в природе.

Развивающая: развивать память, мышление, внимание, воображение, умение выделять главное, анализировать и делать выводы, умение работать в группах, расширять кругозор учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями, натуральные объекты (коллекции бабочек, жуков, раковины моллюсков, морская звезда, модель ДНК, соцветия сложноцветных, засушенные листья растений (клен. дуб, осина) комнатные цветы), цветная бумага, салфетка, ножницы, клей.

Презентация. Слайд 1.

Отгадайте аннограмму (ТСММИИРЕЯ) и выявите тему урока (симметрия).

Слайд 2.

Тема нашего урока: “Симметрия в математике и биологии”.

Слайд 3.

О, симметрия! Тебе я гимн пою!
Тебя повсюду узнаю,
Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке,
Ты в елочке, что у лесной дорожке.
С тобою в дружбе и тюльпан, и роза,
И снежный рой – творение мороза!

Слайд 4.

А что вы знаете о симметрии? Где ее можно встретить? Приведите примеры.

Слайд 5.

Симметрия – соответствие, неизменность, проявляемые при каких – либо изменениях.

Отсутствие или нарушение симметрии называется асимметрией.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Слайд 6.

Цель урока: познакомиться с видами симметрии и научиться различать многообразные проявления симметрии в окружающем мире.

Слайд 7.

Знакомство с видами симметрии.

Слайд 8.

Какие виды симметрии вам уже известны? Где вы с ними встречались?

Слайд 9.

Центральная симметрия – это симметрия, относительно точки.

Слайд 10. Ответ на слайде 39.

Ответьте на вопросы. Имеют ли центр симметрии: отрезок, луч, пара пересекающихся прямых, квадрат?

Слайд 11.

Центральная симметрия.

Слайд 12.

А вы встречаете центральную симметрию в природе? Приведите примеры.

Слайд 13. Ответ на слайде 40

Выполните задание по карточкам. Найдите центр симметрии у изображенных предметов.

Слайд 14.

Осевая симметрия – отображение пространства на себя, при котором любая точка переходит в симметричную ей точку, относительно оси а.

Две точки А и А1 называются симметричными относительно прямой а, если эта прямая проходит через середину отрезка АА1 и перпендикулярна к нему. Каждая точка прямой а считается симметричной самой себе

Слайд 15.

Где в природе встречается осевая симметрия? (бабочка, супротивное расположение листьев на стебле) У вас на парте лежит зеленая бумага (заготовка в виде небольшого прямоугольника). Как определить ось симметрии? (согнуть лист пополам) Попробуйте согнуть лист пополам и с помощью ножниц вырезать симметричную елочку.

Слайд 16.

Фигуры, обладающие осевой симметрией в геометрии и в природе.

Слайд 17.

Задание по карточкам. Построить ось симметрии. Всегда ли живые существа обладают правильной симметрией? Ответ на слайде 41.

Слайд 18.

Задание по карточкам. Начертите оси для каждой фигуры. Сколько осей симметрии имеет каждая из геометрических фигур? Ответ на слайде 42.

Слайд19.

Зеркальная симметрия.

Посмотрите на кленовый лист, снежинку, бабочку. Что их объединяет? (Они симметричны.) Если поставить зеркальце вдоль прочерченной на каждом рисунке прямой, то отраженная на зеркале половинка фигуры дополнит ее до целой. Такая симметрия называется зеркальной (осевой). Прямая, вдоль которой поставлена зеркало, называется осью симметрии. Если симметричные фигуры сложить пополам вдоль оси симметрии, то ее части совпадут. Попробуйте сами. Возьмите лежащее на парте зеркало и приложите рядом любой предмет с парты (например, бабочку).

Слайд 20.

А где вы в природе наблюдаете симметрию? (Отражение в воде.)

Слайд 21.

А можно ли увидеть зеркальную симметрию в теле человека? (Скелет, руки, тело человека.)

Слайды 22–24.

Познакомимся с винтовой симметрией. Рассмотрите внимательно у себя на парте шишки, раковины, вьющиеся комнатные растения. Что вы заметили? Как располагаются чешуйки шишек, а листья вокруг стебля? Посмотрите на рога винторогого козла.

Подумайте, где еще можно увидеть винтовую симметрию.

Слайд 25.

Симметрия скользящая с отражением – это композиция отражения в некоторой плоскости и переноса вдоль этой плоскости.

Слайд 26.

Рассмотрите скользящую симметрию в растительном мире на примере веточки боярышника.

А какой симметрией обладает модель ДНК?

Слайд 27.

Билатеральная симметрия – это двусторонняя симметрия зеркального отражения, при которой объект имеет одну плоскость симметрии, относительно которой две его половины зеркально симметричны.

Приведите примеры билатеральной симметрии.

Слайд 28.

Ось симметрии у билатерально симметричных объектов отсутствует. У животных билатеральная симметрия проявляется в схожести или почти полной идентичности левой и правой половин тела. При этом всегда существуют случайные отклонения от симметрии. Часто существуют небольшие отличия во внешнем строении и между левой и правой половиной тела в расположении внутренних органов. Сердце у млекопитающих размещено несимметрично, а со смещением влево.

Рассмотрите на парте морскую звезду. Какой симметрией она обладает? (лучевой) Чем удобна эта симметрия для животных?

Слайд 30.

Лучевая симметрия или радиальная – это форма симметрии, при которой тело совпадает само с собой при вращении объекта вокруг определенной точки или прямой.

Для какого типа животных характерна лучевая симметрия?

Слайд 31.

Найдите у себя объекты на парте, имеющие лучевую симметрию (растения, семейства сложноцветных).

Слайд 32.

Спиральная симметрия (винтовая) – симметрия относительно комбинации двух преобразований – поворота и переноса вдоль оси поворота, т.е. идет перемещение вдоль оси винта и вокруг оси винта. Встречаются левые и правые винты. Найдите объект на парте со спиральной симметрией (раковины моллюсков)

Слайды 33–35. Задания по карточкам. Определите вид симметрии на картинке и соотнесите его с названием на карточке.

Слайд 36–38.

Проверка задания.

Загадка.

Белой стайкой мошкара
Вьётся, кружится с утра.
Не пищит и не кусает –
Просто так себе летает.
Все как звёздочки сквозные,
А возьмёшь – так водяные. (Снежинка.)

Конкурс на лучшую снежинку.

С помощью ножниц и салфеток вырезать снежинку. Какая это симметрия?

Работа в группах.

Задание.

У вас на парте лежит цветная бумага, картон, клей и ножницы. По одному представителю от команды предлагается выбрать карточку с заданием и выполнить аппликацию на заданную тему, используя только метод перегибания бумаги.

  1. Лесная поляна.
  2. Подводный мир.
  3. Цветущий луг.
  4. Обитатели озера.
  5. Наш сад.

Заключение.

Домашнее задание.

На выбор:

  1. Составить кроссворд по теме: “Симметрия в математике и биологии”.
  2. Подобрать рисунки, фото, фигуры с изображением симметрии.

Какова была цель урока?

Симметрия – это не только математическое понятие. Его заимствовали из природы. А так как человек – это часть природы, то человеческое творчество во всех его проявлениях тяготеет к симметрии. Симметрия в живой природе: в животном и растительном мире передается генетически из поколения в поколение. На вопрос: “Есть ли будущее без симметрии?” Мы можем ответить словами классика современного естествознания, мыслителя Владимира Ивановича Вернадского “Принцип симметрии охватывает все новые и новые области”.

Симметрия воспринимается нами как покой, скованность, закономерность, тогда как асимметрия означает движение, свободу, случайность. “Сфера влияния” симметрии асимметрии поистине безгранична. Природа – наука – искусство. Часто мы видим единство двух великих начал – симметрии и асимметрии, которые во многом и определяют гармонию природы, мудрость науки и красоту искусства.

“Быть прекрасным, значит быть симметричным и соразмерным”.
Древнегреческий философ Платон.

Спасибо за урок!