Тема: "Обратившись в прошлое, создаем будущее"

Разделы: Работа с дошкольниками


Живите в доме – и не рухнет дом.
Я вызову любое из столетий,
Войду в него и дом построю в нем.
Вот почему со мною ваши дети
И жены ваши за одним столом, –
А стол один и прадеду и внуку:
Грядущее свершается сейчас,
И если я приподнимаю руку,
Все пять лучей останутся у вас…
А.Тарковский.

Основой традиционной культуры является труд, который обуславливает понимание экологии, рациональности, достаточности в использовании природных ресурсов; ощущение внутреннего психологического равновесия, духовной гармонии, национального единства. Особенностью народного искусства является историческая достоверность традиции, сохранившаяся до настоящего времени в укладе сельской среды.

Ручной труд, организованный в детском саду, является идеальным средством образования и воспитания. Он соединяет сенсорные, сенситивные резервы памяти с эмоциональным переживанием и формированием мышления, необходимым для опыта общественной жизни. Детская продуктивная деятельность (ручной труд), выступает одним из важнейших каналов трансляции культурных традиций. В обществе постепенно происходит принятие народной культуры в отношении формирования лучших качеств личности. Народное искусство является крайне необходимым для педагогики, отмечал Лихачев Д.С.

Ручной труд – это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Его целью является приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре Родного края, через художественный ручной труд.

В представленном опыте описана система приобщения детей к национальным и культурным традициям родного края, ознакомление с народностями его населяющими, их национальными особенностями, посредством организации ручного труда детей. Целью этой деятельности, является приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре Родного края, через художественный ручной труд.

Описываемый опыт работы призван дополнить содержание программы имеющимися резервами сельского социума, обогатить содержание воспитательно-образовательной работы знакомством с национальной культурой Родного края, использовать потенциал родителей и семей наших воспитанников. Имеется прекрасная возможность познакомить наших воспитанников с культурными традициями народа в своем селе, дать возможность почувствовать свою родовую принадлежность, узнать о своих корнях, познакомиться с традиционными нормами бытия. При организации ручного труда детей постепенно вводятся понятия, раскрывающие суть народных традиций, происходит знакомство детей с национальной культурой. Мы живем в селе, и при кажущейся отдаленности от “культурных”, областных центров, у нас имеется возможность знакомить детей с народными традициями, культурой, а также интересными людьми, настоящими “мастерами”, которые дарят всем свои знания и умения. Также есть семьи воспитанников, в которых сохранились традиции различных культур. Они с удовольствием знакомят с ними участников детско-родительского сообщества.

В концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности.

В представленном опыте ручной труд интегрирован с приобщением к исторически культурным ценностям, что помогает обогатить его, наполнить новым содержанием.

Актуальной остается проблема воспитания детей на основе российской национальной культуры, на собрании национальных культурных достижений. Ведь часто среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей является родная русская культура.

Приобщение детей к национальной русской культуре посредством организации ручного художественного труда, дает положительные результаты в развитии детей.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Российская культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на нравственное развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Российская культура, народные традиции – это живой родник чистой и светлой воды. Он помогает заглянуть в себя, понять – кто мы есть и откуда. Старинная мудрость напоминает нам: “Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего”. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей. Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

“Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления”.
В.Г.Белинский

Тема: Текстильная лаборатория музея – изготовление тряпичной народной куклы.

Непосредственно организованная образовательная деятельность по ручному труду.

Подготовительная группа.

Интеграция образовательных областей:
образовательная область “познание”;
образовательная область “социализация”;
образовательная область “коммуникация”.

Цель: формирование способности организации действия в продуктивной деятельности.

Задачи:

1. Учить детей создавать своими руками текстильную куклу.
2. Воспитывать интерес к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.
3. Овладевать предпосылками универсальной учебной деятельности, работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы, по ходу работы организуя, взаимодействие друг с другом.

Оборудование: Выставка “Куклы народных мастеров”, картина с изображением музея, технологические карты поэтапного изготовления куклы (одна карта на двух детей), лоскутки ткани определенного размера и формы, нитки, резинки, вата, лист бумаги, маркер, ладошки зеленого и желтого цвета по количеству детей, аудиозапись русского – народного хоровода.

Содержание:

(Дети входят в зал.)

В.: Здравствуйте. Меня зовут Наталья Юрьевна. Мне очень приятно с вами познакомиться.

(Дети располагаются вокруг выставки для просмотра.)

(Показываю картину с изображением районного музея.)

В.: Рассмотрите изображение. Вы узнали, что это? (Это музей.)

В.: Кто из вас был в музее? (Ответы детей.)

В.: Сегодня произошло необычное событие – музей пришел к нам. Здесь размещена выставка.

В.: Как, вы думаете, чему она посвящена? (Куклам, они необычные, старинные.)

В.: Вика, что ты можешь сказать про эту куклу? Из чего сделана эта кукла? (Она глиняная.)

В.: Маша, расскажи про эту куклу.(Она из соломы.)

В.: Ира, расскажи про эту куклу. (Она сделана из ниток.)

В.: Света, расскажи про эту куклу. (Она сделана из ткани.)

В.: Как можно назвать эту выставку? (Выставка необычных, старинных, народных кукол.)

В.: Да, сегодня в музее открыта выставка кукол народных мастеров.

В.: Какую куклу ты хочешь сделать сама? А ты Наташа? (Дети высказывают свои желания.)

Мотивация детей:

В: У нас в музее есть лаборатория, придя в которую, можно самому научиться делать что – то народное, историческое.

(Подходим к корзинке с материалом для работы.)

В.: Какую куклу мы можем сделать из имеющихся материалов? (Кулу из ткани.)

(Переходим к модели – структуре трудового процесс.а)

В.: Что мы будем делать? (Куклу из ткани.) Дети приклеивают на модель вырезанную куклу из ткани.

В.: Из чего? (Понадобится ткань, разного размера, цвета, формы, нитки, наполнитель для головы.)

В.: Какие инструменты понадобятся? (Ножницы.)

В.: Как будем делать? (По инструкции.)

В.: Что получится в результате? (Народная кукла из ткани.)

(Дети садятся за столы.)

Совместная работа по нахождению способа деятельности:

В.: Рассмотрите инструкцию:

1. На готовое туловище надо закрепить голову. Возьмем квадрат белой ткани, положим в его середину кусочек наполнителя, и, перегнув по диагонали, сформируем шарик. Эту голову накладываем на туловище и крепко затягиваем нитку, образуя линию шеи.
2. Сформируем руки. Для этого подогнем срез и заберем лишнюю ткань внутрь рукава, кисти рук перевяжем ниткой.
3. Сделаем юбку из прямоугольного лоскута, вверху собрать, завязать ниткой. 4. На голову мы оденем платочек.

Самостоятельная работа по нахождению способов деятельности:

В.: Приступайте, во время работы, вам или вашему другу может потребоваться помощь, будьте внимательны друг к другу. Россияне всегда отзывчивы, при необходимости, помогают друг другу.

Дети самостоятельно делают кукол.

Вопросы к детям по ходу самостоятельной работы, направленные:
– на формирование умения планировать свою деятельность, выделять этапы работы:

  • Что ты сейчас делаешь?
  • Что ты уже сделал?
  • А что будешь делать дальше?

– на анализ реализации замысла:

  • У тебя получается?
  • А в чем у тебя трудность?
  • Какой материал тебе нужен? Посмотри, все ли есть у тебя?

– на достижение результата:

  • Что ты хотел сделать?
  • А у тебя получилось?
  • То, что получилось, похоже на то, что ты хотел сделать?

Подведение итогов:

В.: Приглашаю кукольных мастеров со своими куклами в хоровод.

Рассмотрите работы друг друга. Что особенно удачно получилось у твоего соседа? Дети отмечают друг у друга, что в кукле выполнено наиболее удачно. – У Лены кукла, такая нарядная, как будто на праздник собралась. Что было самым трудным в работе?

В.: Маша, что ты с ней будешь делать? А ты, Таня?

В.: Здесь разложены ладошки желтого и зеленого цвета. Те, кто считает, что сделал все правильно – может взять ладошку зеленого цвета. А тот, кто считает, что ему надо еще потренироваться – пусть возьмет ладошку желтого цвета.

(Звучит хороводная музыка.)

Дети вместе с куклами играют в хоровод.