Урок ИЗО по теме "Пейзаж родной земли". 4-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 4


Цель урока. Формировать у обучающихся понятия о роли природных условий в характере традиционной культуры народа, основ гражданственности (патриотизма) как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности.

Задачи:

образовательная:
– формирование способности к духовному развитию, росту творческого потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе самовоспитания и универсальной ключевой компетенции образования “научить учиться”;
– формирование устойчивого интереса к жанру изобразительного искусства пейзаж;
– формирование навыков изображения пейзажа в определённом колористическом решении;
– формирование умений анализировать, обобщать, сравнивать, синтезировать знания.

развивающая:
– развитие интеллектуальной, исследовательской, информационной культуры и культуры самоорганизации;
– укрепление межпредметных связей (русский язык, литература, музыка, краеведение, история, ИКТ);
– развитие художественно-творческих способностей обучающихся, фантазии, воображения;
– способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности;
– создание условий для развития коммуникабельно-творческих способностей, креативного мышления.

воспитательная:
– воспитание любви к искусству, творчеству, интереса к истории культуры малой родины;
– создание условий для формирования эстетического вкуса.

Тип урока: интегрированный.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:
– обучение определению средств выразительности настроения и чувств в искусстве;
– умению передавать настроение и чувства через рисунок и цвет в своей работе;
– обучение находить дополнительную информацию в учебнике.

Личностные результаты:
– формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
– воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

Метапредметные результаты:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность.

Основные понятия. Пейзаж, композиция, объем, виды пейзажей.

Межпредметные связи. Литература, музыка, технология, история, география.

Организация пространства. Индивидуальная работа, групповая, коллективная.

Оснащение рабочего места педагога: медиапроектор, компьютер, карточки для групповой работы учеников № 1, № 2.

Организация рабочего места обучающегося: учебник изобразительного искусства “Каждый народ – художник” Л.А.Неменская, М., Просвещение, 2011; маркировочная таблица “ЗХУ”; белый лист формат А 4; художественный материал: гуашь; клей для бумаги, ножницы.

Зрительный ряд: мультимидийная презентация, схема написания синквейна.

Литературный ряд: стихи и загадки о временах года.

Музыкальный ряд: песня “Звезда России”, музыка-релаксация.

Этапы урока. Деятельность учителя Деятельность учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Планируемые результаты
I. Мотивация к обучению.

Цель: Создать эмоционально – положительный настрой

(0.5 мин.)

Приветствие. Включение учащихся в режим работы. Подготовить гуашь, кисти, бумагу, палитру, салфетки, ножницы, клей. Солнце встало из-за тучки, протянуло оно к вам ручки, обняло, поцеловало и удачи пожелало. Мне очень хочется, чтобы улыбка украшала ваши лица до окончания нашего урока. Коммуникативные.

Сотрудничество с учителем и сверстниками.

II. Создание проблемной ситуации.

Актуализация знаний.

(5 мин.)

Цель: Настроить обучающихся на работу.

Размещение схемы написания синквейна на доске.

Для того чтобы расширить представление детей о видах пейзажей, было предложено выполнить домашнее задание: подобрать стихотворение или загадку о времени года. Учитель проверяет выполнение домашнего задания, предложив зачитать подготовленные стихотворения или загадки.

Составляют синквейн.

Заполняют маркировочную таблицу “Знаю – Хочу узнать – Узнал”.

Дети внимательно слушают одноклассников и отгадывают загадки, поясняя свой ответ.

У. В чем проблема северной природы?

Давайте ребята напишем синквейн о нашей природе.

Д. Природа
Скудная, весенняя
Ожидает, просыпается, размораживается
Красота родного края
Пейзаж.

У. Какова же тема нашего урока.
Д. Пейзаж родной природы.
У. Скажите, вы впервые слышите о пейзаже? Вспомним, что вы знаете по данной теме. Для этого я предлагаю поработать с маркировочной таблицей “Знаю – Хочу узнать – Узнал” (Приложение 1) . В таблице три колонки. Запишите, что вы знаете и что хотели бы узнать о пейзаже. В работе принимают участие все члены творческой группы. Время на заполнение – 1 минута. Вопросы есть? Приступайте к работе. Ответы данные вами будут оцениваться.

У. Вы хотите больше узнать о пейзаже?

Для этого мы просмотрим слайды и назовем виды пейзажей .Подсказкой нам послужит домашнее задание.

1. Скатерть бела
Весь мир одела. (Зима.)

2. Тает снежок. Ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает? (Весна.)

3. Я соткано из зноя,
несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
“Купайтесь!” – приглашаю.
И любите за это вы все меня. Я…(Лето.)

4. Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…(Осень.)

Регулятивные учебные действия.

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные учебные действия.

Формирование духовных и эстетических потребностей;

Коммуникативные учебные действия.

Высказывать свои мысли , предложение, вступать в беседу. Слушать и понимать других.

Познавательные учебные действия: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Делать выводы, оперируя с образами.

Личностные учебные действия. Формирование духовных и эстетических потребностей; развитие самостоятельности в поиске решения .

Регулятивные учебные действия. Работать по предложенному плану, проговаривать решения в группах.

III. Изучение нового материала.

(5 мин.)

Цель: познакомить с видами пейзажей.

Организую ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность направленную на воспроизведение знаний и способов для открытия новых знаний (ситуация успеха). Дети рассматривают слайды и называют тему урока и виды пейзажей. Слушают, представляют результат, определяют цель и способ деятельности через понимание задания. Выполняют задание.

Вспоминают технику безопасности работы с ножницами.

Звучит песня “Звезда России”, мультимидийный показ пейзажей России.

У. Какие же виды пейзажей мы с вами увидели.

Д. Зимний, летний, осенний, весенний.

У.Наша природа-красавица примеряет разные наряды то снежные,зимние, то яркие летние, прощальные осенние, нежные весенние. Про ее красоту поют песни, пишут стихи, воспевают ее образ и художники. Рассмотрим в учебнике картины на стр.17. работа по карточке №1. Приложение 2.

Назовите картины и художников.
Найдите сходство и разницу в этих картинах.
При помощи, каких средств добивается этого
Какое настроение вызывает эти картины.

У. Определим, какие из картин мы отнесем к пейзажам.

Использование ЦОРов.

Для того, чтобы мы могли изобразить пейзаж нашего края, на что нужно опираться?

Д. На наши наблюдения в жизни. Действительно, все художники изображают то, что их окружает, то, чему их учит природа, жизнь.

Д. Наша земля – тундра, здесь мало лесов, северное жилище-чум, главное животное-олень.

У. Огромны просторы нашей Родины – России. Богата и разнообразна ее природа. Но у каждого человека есть самый родной и близкий уголок в стране, где он живет.

Регулятивные учебные действия проговаривать последовательность действий на уроке;

Познавательные учебные действия ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать выводы, оперируя с предметами и их образами. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и формацию, полученную на уроке;

Личностные учебные действия. Формирование духовных и эстетических потребностей; развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

IV. Формулирование проблемы.

(3 мин.)

Цель: поставить цели и задачи на урок, повторить правила работы гуашью, ножницами.

Направляет работу детей. Дети работают по карточке, думают и говорят о правилах передачи объема,

технике работы гуашью и последовательности выполнения работы. Вспоминают правила работы ножницами.

У. Что будем делать на уроке?

Д Заканчивать работу в цвете.

У. Какой у вас возникает по поводу этого вопрос?

Д Как при помощи цвета передать объем предметов?

Работа по карточке № 2. Приложение 3.

Вычеркни ненужное слово, расположи в нужном порядке, объедини одним словом.

Тьма, полутень, свет, солнце, тень.

Объем предмета мы передаем при помощи светотеней: свет, полутень, тень.

У. Прежде чем приступить к работе, вспомним правила работы ножницами.

Д. Нужно передавать ножницы кольцами вперед; брать ножницы, когда начинаем вырезать; хранить ножницы в закрытом виде; при работе поворачивать бумагу, а не ножницы.

Физкультминутка. Приложение 4.

Регулятивные учебные действия. Работать по предложенному плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

Коммуникативные учебные действия.

Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу.

Слушать и понимать других.

Договариваться о правилах общения

Личностные учебные действия;

формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства.

V. Применение знаний (продуктивные задания).

(12 мин.)

Цель: закрепить навыки работы гуашью, развивать воображение, умение составлять композицию.

Организует совместное действие детей как внутри одной группы, так и между группами: направляет на совместное выполнение задания.

Учитель просит приклеить свои рисунки на лист, учитывая законы композиции.

Выполняют по группам задания различного уровня под музыку П. И. Чайковского . У. Как мы будем создать композицию на листе?

Д. Мы будем двигать свои изображения по листу, помня законы: ближе – дальше, выше – ниже.

Регулятивные учебные действия. Работать по предложенному плану

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. Соотношение своих действий с планируемыми результатами

Личностные учебные результаты

овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; отработка навыков самостоятельной, групповой и коллективной работы.

Предметные учебные результаты

VI. Итог урока. Рефлексия.

(5 мин)

Цель:

Научить:
– соотносить полученный результат с поставленной целью;
– оценивать результат своей деятельности;
– оценивать результат учебной деятельности.

Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. Для этого использовать маркировочную таблицу “ЗХУ”.

Заполняют маркировочную таблицу “ЗХУ”. Оценивают свою работу, думают о ее применении. У. Ребята, что мы можем сказать о нашей работе? Куда мы можем ее применить?

Д. Использовать для оформления нашей школы.

Регулятивные учебные действия: Соотношение своих действий с планируемыми результатами

Личностные учебные действия. Самооценка.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные учебные действия: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные учебные действия: формулирование собственных мыслей высказывание и обоснование собственной точки зрения;