Цели урока:
образовательные: сформировать у обучающихся представление об архивах файлов, о программах – архиваторах, познакомить с возможностями программ – архиваторов, научить оценивать степень сжатия файлов, понимать процесс архивации файлов, закрепить навыки работы в программах – архиваторах.
воспитательные: воспитание внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, соблюдения информационной культуры, умение работать в группе.
развивающие: развитие коммуникативной культуры, познавательных интересов, самоконтроля.
План урока:
- Организационный момент. (1 мин.)
- Актуализация знаний. (5 мин.)
- Объяснение нового материала. (15 мин.)
- Физкультминутка. (1мин.)
- Задание на усвоение, практическая работа. (19 мин.)
- Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин.)
- Домашнее задание. (1 мин.)
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку, объяснение методики заполнения оценочных листов и методы работы на уроке.
2. Актуализация знаний
Для повторения изученных основных понятий на предыдущих уроках я предлагаю вам заполнить кроссворд. (Каждому обучающемуся раздать бланк с кроссвордом).
Рис. 1
- Электронное устройство, предназначенное для визуального отображения информации ...(дисплей).
- Периферийное устройство компьютера, предназначенное для перевода текста или графики на физический носитель из электронного вида малыми тиражами (от единиц до сотен) без создания печатной формы …(принтер).
- Область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения ….(информатика).
- Устройство ручного ввода графических данных или управления курсором …(джойстик).
- Комплект расположенных в определенном порядке клавиш для управления каким-либо устройством или для ввода данных …(клавиатура).
- Механический манипулятор, преобразующий движение в управляющий сигнал ...(мышка).
- Запоминающее устройство, использующее в качестве носителя флеш-память и подключаемое к компьютеру или иному считывающему устройству по интерфейсу USB …(флешка).
- Главная часть аппаратного обеспечения компьютера ……(процессор).
- Блок, в котором находятся различные компоненты аппаратного обеспечения …(системным).
- Любое химическое соединение, находящееся в неположенном месте …(грязь).
Какое слово получилось в выделенном столбике? (Информация)
3. Объяснение нового материала.
Одним из наиболее широко распространенных видов сервисных программ являются программы, предназначенные для архивации, упаковки файлов путем сжатия хранимой в них информации.
Сжатие информации — это процесс преобразования информации, хранящейся в файле, к виду, при котором уменьшается избыточность в ее представлении и соответственно требуется меньший объем памяти для хранения.
Сжиматься могут как один, так и несколько файлов, которые в сжатом виде помещаются в так называемый архивный файл или архив.
Архивный файл — это специальным образом организованный файл, содержащий в себе один или несколько файлов в сжатом или несжатом виде и служебную информацию об именах файлов, дате и времени их создания или модификации, размерах и т.п.
Целью упаковки файлов обычно являются обеспечение более компактного размещения информации на диске, сокращение времени и соответственно стоимости передачи информации по каналам связи в компьютерных сетях. Кроме того, упаковка в один архивный файл группы файлов существенно упрощает их перенос с одного компьютера на другой, сокращает время копирования файлов на диски, позволяет защитить информацию от несанкционированного доступа, способствует защите от заражения компьютерными вирусами.
Степень сжатия файлов характеризуется коэффициентом Кс, определяемым как отношение объема сжатого файла Vc к объему исходного файла Vо, выраженное в процентах:
Kc=(Vc/ V0)*100%
Степень сжатия зависит от используемой программы, метода сжатия и типа исходного файла. Наиболее хорошо сжимаются файлы графических образов (формата bmp), текстовые файлы и файлы данных, для которых степень сжатия может достигать 5 – 40%, меньше сжимаются файлы исполняемых программ и загрузочных модулей — 60 – 90%. Почти не сжимаются архивные файлы, файлы форматов jpg, mp3. Программы для архивации отличаются используемыми методами сжатия, что соответственно влияет на степень сжатия.
Архивация (упаковка) — помещение (загрузка) исходных файлов в архивный файл в сжатом или несжатом виде.
Разархивация (распаковка) — процесс восстановления файлов из архива точно в таком виде, какой они имели до загрузки в архив. При распаковке файлы извлекаются из архива и помешаются на диск или в оперативную память.
Программы, осуществляющие упаковку и распаковку файлов, называются программами-архиваторами.
Большие по объему архивные файлы могут быть размещены на нескольких дисках (томах). Такие архивы называются многотомными. Том — это составная часть многотомного архива.
Основные виды программ-архиваторов.
На сегодняшний день существует несколько десятков программ-архиваторов, которые отличаются перечнем функций и параметрами работы, однако лучшие из них имеют примерно одинаковые характеристики. Из числа наиболее популярных программ можно выделить: ARJ, РКРАК, ZIP, 7ZIP, РАК, ZOO, EXPAND, разработанные за рубежом, а также AIN и RAR, разработанные в России. Программы-архиваторы позволяют создавать и такие архивы, для извлечения из которых содержащихся в них файлов не требуются какие-либо программы, так как сами архивные файлы могут содержать программу распаковки. Такие архивные файлы называются самораспаковывающимися.
Самораспаковывающийся архивный файл — это загрузочный, исполняемый модуль который способен к самостоятельной разархивации находящихся в нем файлов без использования программы-архиватора. Самораспаковывающийся архив получил название SFX-архив (SelF-eXtracting). Архивы такого типа в MS DOS обычно создаются в форме ЕХЕ-файла.
Программы-архиваторы RAR и AIN, кроме обычного режима сжатия, имеют режим solid, в котором создаются архивы с повышенной степенью сжатия и особой структурой организации. В таких архивах все файлы сжимаются как один поток данных, т.е. областью поиска повторяющихся последовательностей символов является вся совокупность файлов, загруженных в архив, и поэтому распаковка каждого файла, если он не первый, связана с обработкой других. Архивы такого типа предпочтительнее использовать для архивирования большого числа однотипных файлов.
Архивным файлам в OS Windows обычно назначается пиктограмма , чтобы Вы могли отличить визуально архивированный документ от обычного.
4. Физкультминутка.
Давайте немного отдохнем: сконцентрируйте свой взгляд сначала на ближней точке, затем на дальней точке. Проделайте это упражнение 5 раз.
Глаза наши отдохнули, а теперь сделаем двигательные движения
– скрестили пальцы рук, вывернули ладонями наружу и потянулись;
– круговые движения плечами.
5.
Задание на усвоение, практическая работа.6.
Подведение итогов. Рефлексия.Заполните лист оценки Ваших знаний и сдайте учителю.
№ |
Вид деятельности |
Возможный балл |
Полученный балл |
1 |
Разгадывание кроссворда | Каждое слово – 1 балл (максимум 10) | |
2 |
Практическая работа | Заполнение файла Отчет.xls (максимум 5) | |
3 |
Рефлексия | 5 баллов – все понятно, вопросов не
возникло; 4 балла – имеются некоторые затруднения; 3 балла – тема урока плохо усвоена |
|
ИТОГО |
Критерии оценивания:
19-20 – оценка 5
14-18 – оценка 4
10– 13 – оценка 3
Моя оценка ___.
7. Домашнее задание.
Отправить себе на почту или скопировать на флэшку Отчет.xls и проанализировать полученный результат, т.е. надо сравнить исходный вес файлов с архивами, сделанными в программах WinRar и 7Zip и сделать вывод. Работу сдать в текстовом редакторе или в тетради.