Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества, так же одним из ключевых направлений в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” является система поддержки талантливых детей. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что при отсутствии методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям.
В малокомплектной школе с численностью обучающихся 35 человек очень просто выявить одаренных детей, детей с определенными способностями в разных областях. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – самая важная в сфере образования.
Начнем с основных понятий и определений:
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В этом определении содержатся три характеристики: Высокий уровень развития способностей, являющихся системообразующими для того или иного типа одаренности Высокая мотивация, стремление к той или иной деятельности (познавательная мотивация и потребность в умственной нагрузке для интеллектуальных способностей). Сформированность эффективных способов деятельности-обучения, познания и /или творчества в указанной сфере деятельности (для проявившейся одаренности).Создание в сельской школе условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения признано одним из направлений работы школы.
Комплекс мероприятий разработан по трем направлениям:
- работа с учащимися;
- работа с родителями;
- работа с педагогическим коллективом.
Каждое направление реализуется ежегодно, возможна корректировка содержания, форм и методов реализации этих направлений.
Реализация организации деятельности по выявлению, воспитанию, обучению одаренных детей в малокомплектной основной школы может быть представлена только через урочную и внеурочную деятельность. Часы на факультативы и элективные курсы не предусмотрены. Начинать работу нужно с работы педагогического коллектива и установление основных целей в данной теме.
Основные направления работы педагогического коллектива:
Основные направления |
Описание направления |
Формы реализации |
Целеполагание. Постановка задач. |
|
Педагогический совет |
Создание условий для оптимального развития одаренных детей. |
|
Урочная и внеурочная деятельность |
Повышение уровня квалификации педагогических работников | Методические комиссии, самообразование, курсы повышения квалификации | |
Изучение основных подходов к педагогической деятельности в работа с одаренными детьми |
|
Методические комиссии, самообразование, педагогические советы |
Воспитательная работа |
|
Классные часы, школьные мероприятия |
Отчетность |
|
Отчеты, управленческие справки |
Стимулирование педагогических работников |
|
Стимулирующие выплаты |
Работа с родителями для малокомплектной сельской школы является самой сложной, так как обучающиеся привозные дети, связь с родителями в основном через телефонную связь и выездные родительские собрания. Индивидуальные беседы с родителями о важности всестороннего развития детей, их участия в конкурсах и олимпиадах — являются основой работы классного руководителя и директора школы. Выявление талантливых детей — престиж школы, ее достижения. Роль родителей в этом одна из важных, так как только родители знают и могут развивать возможности обучающего во всех областях — это и беседы, занятия по интересам в доп.образовании, покупка книг, материалов и инструментов для занятий. Стимулирование своего ребенка тоже не маловажная задача, она побуждает интерес к занятиям.
Работа с родителями:
Основные направления |
Формы организации |
Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка | Родительские собрания и индивидуальные беседы с родителями |
Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей | Выполнение проектов вместе с родителями |
Поддержка и поощрение родителей одаренных детей | Родители |
Работа с одаренными детьми начинается уже на младшей ступени обучения. Большинство учителей, работающие с одарёнными детьми, успешно реализуют технологию проблемного обучения.
Заложив фундамент в начальной школе, самая главная задача не растерять в основной школе. Если в начальной школе можно организовать любое направление развития способностей через внеурочную деятельность, то в основной школе это только урочная деятельность и самообразование, и внеклассные мероприятия. В 8-9 классах идет активная работа по профориентации, согласно способностям обучающихся и их интересам. И основой качества образования являются результаты Государственной итоговой аттестации, подготовка к которой начинается с 5 до 9 класса.
Основные направления |
Пути реализации и анализ |
Возраст обучающихся |
Диагностика наблюдения | Педагогическое наблюдение за поведением учащихся во время урочных, внеурочных занятий, за коммуникативной, игровой и другими видами деятельности, психологическое наблюдение | 1-2-й класс |
Изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. | Результаты промежуточного и итогового контроля | 3-9-й класс |
Участие в олимпиадах разного уровня | Результаты школьного и районного уровня олимпиад, их анализ. | 4-9-й класс |
Участие в школьных и районных мероприятиях | Результаты школьного и районного уровня мероприятий, их анализ. | 3-9-й класс |
Профориентация обучающихся | Внеклассная деятельность, классные часы | 8-9-й класс |
ГИА – как показатель качества образования | Результаты и анализ ГИА | 9-й класс |
План работы
Организация деятельности по выявлению,
воспитанию, обучению одаренных детей в
малокомплектной сельской школы
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Педагогический совет |
август |
|
Диагностика. Педагогическое наблюдение за поведением учащихся во время урочных, внеурочных занятий, за коммуникативной, игровой и другими видами деятельности, психологическое наблюдение | сентябрь |
|
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников |
октябрь |
|
Олимпиада “Волшебный сундучок” |
октябрь |
|
Предметные недели |
В течение года |
|
Конференция "Первые шаги в науку" | октябрь |
|
Районный этап Всероссийской олимпиады школьников |
ноябрь-декабрь |
|
Районная олимпиада по математике, русскому языку и литературному чтению для учащихся начальных классов "Умницы и умники" |
ноябрь-декабрь |
|
Олимпиады ИРШО: “Мультитест” “Олимпус” | декабрь |
|
Малые Олимпийские игры | февраль |
|
Районный конкурс "Зимний участок" "Снежные фантазии" | февраль |
|
"Интеллектуальное ассорти" | февраль |
|
Игра "Всезнайка" | февраль |
|
Детская летняя олимпиада | май |
|
Анализ работы за год (отчет о самообследовании) | май-июнь |
|
Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми |
В течение года |
|
Распространение опыта работы с одаренными детьми |
В течение года |
5. Ожидаемые результаты реализации
Реализации всех направлений призвана способствовать:
- Созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
- Созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, специалистов для работы с одарёнными детьми.
- Созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей.
- Повышению качества образования, достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и воспитания школьников.
- Формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
Показатели эффективности реализации:
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями.
- Создание банка данных одаренных детей школы, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей.
- Внедрение в образовательное пространство школы альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности.
- Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
Заключение.
Работа с одаренными детьми требует особых усилий от педагогов. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать свое педагогическое мастерство. За сухими цифрами кроется напряженный, кропотливый труд педагогов и учащихся, который невозможно измерить. Но самое главное – поддержка одаренных детей, от которых, в конечном счете, зависит наше будущее.
В образовательных учреждениях района накоплен определенный опыт работы по развитию творческих способностей детей. Однако на сегодняшний момент в работе с одаренными детьми существуют следующие проблемы:
- необходимо целенаправленная работа по подготовке обучающихся к участию в предметных олимпиадах и конкурсах;
- необходимо активное внедрение новых технологии обучения и воспитания;
- недостаточность психолого-педагогических знаний учителей и родителей для развития одаренности детей и создание ситуации успеха.
Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания педагогической общественности к проблеме одарённости, усиления работы в этом направлении.
Список использованной литературы:
- Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. Под редакцией Е.Н. Степанова. М, Творческий центр Сфера, 2003.
- Одаренные дети. Под редакцией Карне. М, 1991.
- А.И. Савенков. Одаренные дети: особенности психического развития. М, Просвещение, 1989.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273– ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Стандарт ФГОС НОО 6 октября 2009 года.
- Антонова И.Г.Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одар. ребенок. – 2011. – № 1. – С. 46-51.
- Кириленко И.Н. Роль семьи в воспитании одаренных детей / И. Н. Кириленко // Одар. ребенок. – 2011. – № 6. – С. 139-140.
- Газета “Первое сентября”, 2012-2013.