Урок развития речи по теме "Сочинение сказок по мнемодорожкам"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

Образовательная задача: закреплять умение детей сочинять сказки при помощи моделей.

Развивающая задача: развивать связную речь.

Воспитательная задача: воспитывать доброжелательные отношения.

Задачи интегрируемых образовательных областей:

Образовательная область “Социально-коммуникативное развитие”:

  • Формировать умение составлять развернутый рассказ;
  • Учить применять в самостоятельном творчестве полученные навыки работы с мнемодорожками;
  • Продолжать знакомство с мнемодорожками.

Образовательная область “Познавательное развитие”:

  • Расширять представления детей об окружающем мире;
  • Развивать логическое мышление (активизировать мыслительные процессы анализа и синтеза, сравнения, обобщения), сообразительность, любознательность, воображение.

Образовательная область “Речевое развитие”:

  • Формировать умение строить монологические высказывания;
  • Расширять словарный запас по теме;
  • Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать.

Образовательная область “Художественно – эстетическое развитие”:

  • Формировать умение аккуратно пользоваться раздаточным материалом;
  • Развивать стремление выстраивать сложный сюжет;

Образовательная область “Физическое развитие”:

  • Формировать потребность в двигательной активности;
  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Материалы к непосредственно образовательной деятельности:

Мнемодорожки на каждого ребенка.

Методы: Словесный, наглядно-демонстрационный, игровой, практический.

Приемы: голосовая и эмоциональная модуляция, объяснение, создание поисково-исследовательской ситуации с использованием мнемодорожек, решение игровых заданий.

Предварительная работа: Провести беседу с детьми о понятии “сказка”, о признаках сказки. Организовать просмотр иллюстраций и картин на сказочную тематику. Прослушивание аудиосказок народов мира.

Ход образовательной ситуации:

Вводная часть. (3 мин.)

Воспитатель: Ребята, давайте, организуем клуб знатоков. Вы согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Для того, что бы вступить в него, нужно назвать сказку и действия героев из этой сказки. И так, приступим!

Дети: Принцесса на горошине.

Воспитатель: Назовите главных героев этой сказки и главные действия этих героев.

Дети: Принц ходил, искал себе в жены принцессу. Принцесса уверяла, что она настоящая и не могла заснуть.

(Аналогично дети называют другие сказки и рассказывают, кто в них были главные герои и что они делали, какие действия совершали)

Основная часть. (20 мин.)

Воспитатель: Здорово! Вы все справились с заданием и теперь являетесь полноправными членами нашего клуба знатоков! Перейдем к следующему заданию. Для этого вам нужно пройти и сесть на свои места. Перед вами. На столах лежат конверты. В них что-то спрятано, а что, вы сейчас посмотрите и скажите.

Дети: В конверте лежат символы, карточки с символами.

Воспитатель: Правильно. А теперь выберите одну карточку и попробуйте описать то, что на ней изображено.

Дети: Я выбрал карточку с изображением человечка с мечом. Мне кажется, что это храбрый рыцарь, который отправился на поиски принцессы.

Воспитатель: Правильно. Кто следующий хочет рассказать о своей карточке?

(Аналогичным способом дети описывают значения карт и при помощи воспитателя корректируют свои ответы).

Физкультминутка:

Воспитатель: Ребята, давайте выйдем на ковер и поиграем в игру, которая называется “Веснянка”.

Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, что бы не погасло!
(Ходьба на месте)
Побежал в саду ручей,
(Бег на месте)
Прилетели сто грачей,
(Взмахи руками)
А сугробы тают, тают,
(Приседания)
А цветочки вырастают!
(Руки вверх, встать на носочки)

(Игра повторяется 3 раза)

Воспитатель: Молодцы, а теперь я вам предлагаю перейти к следующему этапу. Присядьте на стулья.

(Проходят и садятся на стулья, воспитатель стоит перед детьми)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сложно ли сочинить сказку?

Дети: Да! Для этого нужно много знать. Это занятие только для взрослых.

Воспитатель: А давайте мы с вами это проверим! Вы сейчас сами попробуете составить свою собственную сказку. Для этого давайте определимся, с чего начинается каждая сказка?

Дети: Жили-были… В тридевятом царстве…

Воспитатель: Правильно! Какая карта нам подойдет?

Дети: Карта, обозначающая место.

Воспитатель: Найдите ее и прикрепите на доску. Что должно быть дальше?

Дети: Главный герой. Это карточка с изображением человечка с мечом.

Воспитатель: Верно. Что следует дальше?

(Далее дети сочиняют сказку, составляя мнемодорожку)

Воспитатель: Какие вы молодцы! Интересная история получилась. Кто из вас сможет самостоятельно пересказать эту сказку от начала и до конца, опираясь на мнемодорожку?

(Несколько детей рассказывают сказку)

Воспитатель: А теперь каждый из вас постарается сочинить вою собственную сказку, со своим сюжетом, который не будет повторять сюжеты товарищей. Для этого вы можете переставлять и раскладывать карты в том порядке, в котором захотите.

(Два – три ребенка рассказывают свои сказки с опорой на мнемодорожку)

Заключительная часть. (3 мин)

Воспитатель: Вы, только что, побывали на месте таких знаменитых людей как Александр Сергеевич Пушкин, Николай Носов, Шарль Перро, Братья Гримм и многие другие. Вы так же как и они сами сочинили сказки. Как вам показалось, это сложно?

Дети: Нет! Это оказалось довольно просто!

Воспитатель: Совершенно верно! В этом нет ничего сложного. А были ли у кого-нибудь из вас затруднения?

Дети: Да!

Воспитатель: А какие трудности вы испытали при составлении сказок? Что вам показалось наиболее сложным?

Дети: Запомнить значение каждой карточки, сложно развернуть новый сюжет вокруг составленной мнемодорожки.

Воспитатель: Теперь, когда вы захотите самостоятельно сочинить сказку или запомнить понравившуюся вам историю, используйте карточки и вам не составит труда воспроизвести сюжет сказки.

(Дети собирают мнемодорожки обратно в конверты. По желанию они могут продолжить использовать их в самостоятельной деятельности).

Литература:

  1. Омельченко Л.В. использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4.
  2. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание. 1990. №10.