Исследовательская работа на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


В настоящее время достаточно остро ощущается потребность современного общества в выпускниках школы, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, а также в выпускниках, готовых к самостоятельному жизненному выбору. Поэтому важно формировать ключевые компетенции учащихся, а формировать их, опираясь на технологию исследовательской деятельности, значительно проще.

О возможности построить преподавание русского языка на исследовательской основе размышляли многие русские лингвисты на протяжении XX века. И.А. Бодуэн де Куртенэ подчеркивал, что только при исследовательском подходе изучение языка будет иметь большое образовательное и воспитательное значение: даст “запас полезных в практическом отношении и интересных сведений и умений”, приучит “к самостоятельному мышлению, развивая ум как в дедуктивном, так и в индуктивном направлении”. В настоящее время остро ощущается потребность педагогического сообщества в методике учебно-исследовательской работы по русскому языку. Формирование исследовательской позиции учащихся –  задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности  необходимо подготавливать годами, всегда  помня, что в стенах школы   “не мыслям надобно учить, а учить мыслить”.

Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов.

Надо отметить, что первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос.

Задача же учителя – в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого  воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.

Исследовательское обучение имеет следующие цели: “развитие аналитического мышления, умения видеть логические взаимосвязи между фактами, развитие навыков порождения информации путем анализа материала (первоисточника), подготовка к индивидуальной исследовательской работе. Достижению этих целей могут способствовать не только исследовательские задания, но и такие известные педагогическому сообществу методы проблемного обучения, как проблемное изложение, поисковая беседа и эвристическое изучение”.

Организация исследовательской деятельности учащихся включает в себя следующие направления:

  • диагностическое,
  • мотивационно-целевое,
  • теоретическое и проективно-творческое, и осуществляется поэтапно.

На всех этапах (начальные классы, 5-7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы) проводятся диагностические замеры и стимулируется интерес к исследовательскому поиску.

Мотивационно-целевое направление, на мой взгляд, должно пронизывать все этапы поисково-исследовательской деятельности. Ученик, в первую очередь, должен понимать с какой целью и почему он вовлечен в определенный вид деятельности. А во-вторых, учителю необходимо постоянно поддерживать интерес и желание ребенка к исследованию.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения  русского   языка  в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимании людей в письменном общении. В основе формирования орфографических навыков предполагается разработка обоснованной структуры интеллектуальной стороны правописной деятельности и системы упражнений, способных моделировать и тренировать ее. Правильно, системно организованная работа  на  уроках   русского  языка  может дать прекрасную возможность для развития личности школьника, его мышления и речи, восприятия и памяти, способностей и талантов, где ведущее место занимает исследовательская  деятельность учащихся.

Целью исследовательской  деятельности является приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа усвоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно полученных знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Учебная исследовательская  деятельность – это специально-организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследователь-ских  умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности, связанных с поиском ответа на исследовательскую   задачу с заранее неизвестным решением.

Огромную роль играет детская исследовательская  деятельность в современных школьных программах. Для развития умений исследователь-ской  деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели. Такими условиями являются:

  • целенаправленность и систематичность. Работа  по развитию исследовательских  умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
  • мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их исследова-тельской  деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных сил и возможностей;
  • творческая среда. Учитель должен способствовать созданию рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской  работе.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по исследовательской  деятельности, соответствия материала возрастным особенностям детей рекомендуется использование:

  • загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей;
  • игровых моментов, связанных с введением в ход урока  сказочных героев Почемучки и Поисковичка (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.п.);
  • связи материала с наглядно-образным игровым материалом;
  • игр-исследований, фантастических исследований;
  • игр-путешествий, например во времени, для знакомства с великими открытиями.

Список использованной литературы:

  1. Московкина И. И. Урок-исследование. Специалист 1999, № 7.
  2. Габдулхаков В. Ф „Подготовка к единому государственному экзамену на уроках русского языка“, Казань, 2005.
  3. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. “Современный урок”, изд. Учитель, 2005.
  4. Богданова Г. А. “Из опыта проведения уроков-зачетов”, “Русский язык в школе”, № 2, 1988.