Урок физики по теме "Закон сохранения энергии. Решение задач". 10-й класс

Разделы: Физика

Класс: 10


Цели урока:

  1. Знать при каких условиях сохраняется полная механическая энергия.

  2. Уметь находить полную механическую энергию (при её сохранении); решать вычислительные задачи при полном переходе энергии из одного вида в другой вид, опираясь на алгоритм решения задач.

  3. Продолжить формировать наставничество при разборе нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, документ-камера, оборудование к экспериментальной задаче – штатив, желоб, шарик, цилиндр, линейка; материалы из банка ЕГЭ физика (механика).

План урока

  1. Орг. момент.
  2. Рефлексия на полученные ранее знания. Блиц – тест с рефлексией своих знаний в решении задач, постановка цели урока, темы.
  3. Разбор ошибок, решение графических задач.
  4. Решение вычислительных задач с использованием алгоритма. Рефлексия. Домашнее задание.
  5. Решение экспериментальной задачи. Рефлексия.
  6. Подведение итогов.

Ход урока

1. В тетрадях-практиках запишите число и оставьте место для темы. Отложите тетрадь и положите перед собой карточку (Приложение №1), занесите в неё Ф.И. Вспомните, о чём мы с вами говорили на последнем уроке? Когда и кем был открыт закон сохранения механической энергии? Дайте формулировку закона. Укажите границы применимости закона. А теперь дайте оценку своим знаниям этой темы – внесите её в листочек, в соответствующую графу, можно использовать дробную часть при оценивании.

(Приложение №2) А теперь приготовьтесь к блиц-тесту, с определённой скоростью слайды будут перелистываться, о смене слайда будет сигнализировать щелчок. Вы должны успеть найти верное решение, внести его в листок, и просигнализировать (по желанию) мне указав номер ответа.

На последнем слайде указаны верные варианты ответов, выполните самопроверку. Дайте теперь оценку своему уровню знаний.

У кого оценка не изменилась или стала выше? (голосуют руками) Почему не все показывали ответы – сигналы (дети высказывают причины – достаточно трёх. Обычно указывают – “не умеем решать такие задачи”, “надо больше времени, чтобы разобраться в условии и составить решение”, и пр.). Тогда определите тему нашего урока (дети предлагают варианты темы – формулируем общую и вносим в тетрадь, устанавливается цель урока в соответствии с поставленной темой)

2. Итак наша цель научится решать задачи связанные с нахождением полной механической энергии.

3. Теперь мы с вами повторно пройдём блиц – тест, но каждый слайд рассмотрим более подробно. (Работаем по схеме: прочитай задание – предложи ответ – объясни свою точку зрения, что тебе позволило сделать такой вывод)

СЛАЙД 1-4. (Разбор ведётся при помощи интерактивной доски, где находят и подчеркивают сообща ключевые фразы и слова.)

4. Прежде, чем приступить к вычислительным задачам, вспомним алгоритм, составленный на предыдущем уроке.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
на применение закона сохранения механической энергии

  1. Условие, определить переходы энергий: если Еп<–>Ек; Епп<–>Ек, при этом выносим в условие для Еп–>m,Uо, U ; для Еп–>m,g,h; для Епп–>k,хо, х.
  2. Пояснительные рисунки “До” и “После” с выбором потенциального нуля.
  3. Анализ рисунков с указанием вида энергий равных нулю и не равных нулю.
  4. Для каждого рисунка найти полную механическую энергию: Еполн1=Ек1+Еп1; Еполн2=Ек2+Еп2
  5. Т.к. Еполн=const (Fтр=0), следовательно Еполн1=Еполн2
  6. Использовать, при необходимости дополнительные формулы Ек=mU2/2; Еп=mgh; Епп=kx2/2.
  7. Вывод формулы для нахождения вопроса задачи. Подстановка с проверкой размерности.
  8. Оценка полученного результата.
  9. Ответ.

Решаем теперь задачи, для удобства они находятся не только на слайдах, но и у вас на листке . Можно идти с опережением. Тем, кому требуется помощь – можете её попросить. К вам подойдут ребята, которые справились самостоятельно с решением задач.

СЛАЙД 5-7. (Первая задача выполняется разбор условия на интерактивной доске с опорой на первый пункт алгоритма. При помощи документ – камеры демонстрируются решенные задачи с комментариями)

Теперь, когда все задания подробно разобраны, оцените свой уровень знаний. У кого оценка достигла пяти баллов? Не у всех, значит вам следует дома ещё поработать самостоятельно над номерами 11.29-11.32. На следующем уроке вам будет предложен тест на оценку, которая пойдёт уже в журнал.

5. Итак, мы рассмотрели решения несколько задач, и я прошу обратить своё внимание на пункт 5 нашего алгоритма и полученный результат в задачах. (Еп=Ек, Еп=Ек, Епп=Ек). Когда возможно получить такие выводы в задачах? (Тогда, когда происходит полностью превращение одного вида энергии в другой) Значит, изучив внимательно условие задачи, можно сразу использовать такой вывод при решении тестовых задач, что значительно увеличит скорость нахождения верного ответа. Постарайтесь использовать найденный вывод при решении экспериментальной задачи.

СЛАЙД №8. Приготовьте оборудование, соберите его в соответствии с рисунком лабораторной работы №1. Несколько раз позвольте шарику скатиться по желобу. Пронаблюдайте за изменениями энергии. Дайте письменно на бланке ответов краткие ответы на поставленные вопросы. Какие решённые задачи позволили найти вам ответ на последний вопрос (под звездочкой).

Прошу теперь оценить уровень своих знаний. Проголосуйте теперь те ,у кого оценка в течении урока росла и стала выше первоначальных.

6. Что вы для себя выяснили, сегодня, на уроке. (высказываются). Я хочу поблагодарить ребят (имена), которые оказали помощь в решении задач ребятам (имена), которые обратились за помощью, пожелав разобраться в теме урока. Хочу отметить активность (имена), а так же рада, что сегодня старались принять участие в уроке (имена). Оценки, полученные за урок (фамилии и оценки с комментариями). Спасибо за урок. До свидания.