Младший школьный возраст – важный этап социализации ребенка, а именно:
- Развивается самосознание ребенка;
- Развивается умение взаимодействовать со значимыми взрослыми;
- Умение общаться со сверстниками.
Процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром реализуется в поведении ребенка.
Процесс формирования различных форм поведения, черт характера отличается некоторым своеобразием в зависимости от типа нервной системы ребенка.
Условно, каждого ребенка можно определить к одному из типов нервной системы:
- Безудержный тип (холерический темперамент).
- Живой тип (сангвиник).
- Спокойный тип (флегматик).
- Слабый тип (меланхолик).
Принадлежность к одному из типов нервной системы определяет особенности поведения ребенка и особенности нарушения поведения.
Классификация поведенческих нарушений детей младшего школьного возраста:
I. Нарушения поведения, связанные с повышенной возбудимостью ребенка.
Проявления:
- Недисциплинированность.
- Чрезмерная активность.
- Безудержность.
- Импульсивность.
- Агрессивное поведение.
II. Нарушения поведения, связанные с нарушениями в сфере общения.
Проявления:
- Пассивность.
- Замкнутость.
- Отстраненность от других людей.
III. Нарушения поведения, связанные с отрицательными проявлениями личности ребенка.
Проявления:
- Упрямство.
- Грубость.
- Капризность.
- Лживость и др.
Причины нарушения поведения: . .
- Биологические особенности ребенка (генофонд, особенности ВНД).
- Ненормальные взаимоотношения и бытовой уклад в семье.
- Влияние отрицательной микросреды (улица, сверстники).
- Ошибки в воспитании и обучении.
Классический пример: ребенок возбудимого типа из неблагополучной семьи (алкоголизм родителей, ссоры, безнадзорность), подверженный дурному влиянию улицы, который является неуспевающим в школе.
Ребенок выпадает из сферы благоприятного развития во всех звеньях: семья, улица, школа. Находится в зоне активных отрицательных влияний. Такой ребенок не имеет места в коллективе, так как является отверженным. Правильные отношения с учителями не сложились, в семье внимания не уделяют.
Таким образом, задача школьного психолога в работе с детьми младшего школьного возраста, отслеживание динамики развития ребенка с целью своевременного выявления проблем личностного развития.
Рассмотрим наиболее частые поведенческие нарушения младших школьников и пути их преодоления.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ – двигательное беспокойство, бесцельная активность.
Исследователи отмечают, что до 10% младших школьников подвержены гиперактивности, причем девочек в 4-5 раз меньше, чем мальчиков.
Гиперактивность тесно связана с недисциплинированностью . Это бурная активность, кипучая энергия, которая не находит разумного выхода и проявляется в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины.
Причины гиперактивности:
- преждевременные или трудные роды.
- родовые травмы,
- свойства нервной системы;
- инфекции
- безделье;
- неправильное понимание, что такое мужество, смелость, отвага;
Гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания. Для диагностики необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий.
Дефицит внимания:
- Снижено избирательное внимание, неспособен надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.
- Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.
- Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются непосредственно.
- Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.
- Имеет трудности с организацией своей деятельности, часто переключается с одного занятия на другое.
- Избегает или не любит задачи, требующие длительного умственного напряжения.
- Часто теряет вещи, в которых нуждается.
- Легко отвлекается посторонним шумом.
- Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.
Преодоление: переключить активность и энергию ребенка на интересные, увлекательные дела, направлять инициативу в правильное русло. В отдельных случаях необходимо обратиться к психоневрологу.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ – склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств.
Причины: возрастная слабость волевой регуляции поведения, потребность в активной внешней разрядке.
Таким образом, не все случаи нарушения поведения младших школьников следует объяснять недисциплинированностью.
Гиперактивность и импульсивность:
- При волнении интенсивные движения руками или ногами.
- Должен часто вставать с места.
- Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.
- Трудность участвовать в тихих действиях досуга.
- Действует, как будто “заведенный”.
- Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий и т.д..
- Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы.
- Неспособность ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д..
- Вмешивается в разговор или деятельность других.
АГРЕССИВНОСТЬ — устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость).
Виды агрессивных реакций по опроснику Басса-Дарки
- Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
- Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
- Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.
- Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
- Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает плохо, а также ощущаемые им угрызения совести.
Правила работы с агрессивными детьми
- Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
- Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
- Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
- Наказания не должны унижать ребенка.
- Обучать приемлемым способам выражения гнева.
- Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
- Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
- Развивать способность к эмпатии.
- Расширять поведенческий репертуар ребенка.
- Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
- Учить брать ответственность на себя.
УПРЯМСТВО - стремление действовать по-своему, вопреки просьбам, советам, требованиям других людей.
Причины:
- Привычная форма поведения избалованного ребенка.
- Стремление к самостоятельности и независимости.
- Переутомление, перевозбуждение нервной системы.
- Форма протеста против подавления ребенка взрослым.
Преодоление упрямства: общение с упрямым ребенком должно быть твердым и требовательным, не следует угрожать и подавлять ребенка. Возможно осторожное внушение, подсказка, совет. Необходима спокойная требовательность, устранение избытка внимания, укрепление нервной системы, устранение обилия впечатлений
ЛЖИВОСТЬ – сознательное уклонение от истины.
Причины:
- Боязнь, страх наказания.
- Пустая хвастливость и болтливость.
- Желание привлечь к себе внимание, повысить свой авторитет, вызвать удивление окружающих.
- Желание выручить друга, совершившего дурной поступок.
Преодоление лживости:
- Воспитание, основанное на правдивости.
- Исключение устрашения и подавления ребенка, которое поражает страх.
- Личный пример старших.
- Доверие к ребенку.
- Исключение оскорбления и обиды в адрес ребенка.
ЛЕНЬ – недостаток поведения, отсутствие стремления и потребности трудиться (физически и умственно).
Причины:
- Неразумная воспитательная тактика родителей, которые оберегают детей от каких-либо трудовых усилий.
- Лень в учебной деятельности развивается, если учитель не замечает и не поощряет усилий и старания ребенка, постоянно критикует недостатки его работы.
Преодоление лени:
- Похвала и одобрение ребенка, она вызывает чувство удовлетворения, приучает находить радость в физическом и умственном труде.
- Для ребенка необходимо чувствовать оценку своего труда, особенно, если работа трудная.
Как же преодолеть нарушения поведения у младших школьников?
В первую очередь необходимо преодолеть причины, вызывающие эти нарушения: неблагоприятные семейные отношения, неудачи в школе и асоциальное поведение.
- Воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутрисемейных отношений, больше внимания уделять ребенку.
- Воздействовать на ближайшее окружение ребенка, вовлечь его в полезные дела.
- Преодолевать плохую успеваемость в школе, так как зачастую дети с поведенческими нарушениями – это слабоуспевающие дети.
- Возраст младшего школьника очень внушаем, поэтому. Искренние, доверительные беседы ребенку необходимы.
- Дети, имеющие нарушения поведения, требуют индивидуального подхода, а это предполагает разработку индивидуального плана воспитательных мероприятий на основе изучения индивидуальных особенностей личности ребенка.
Принципы работы с детьми данной категории:
- В общении с детьми важно теплое, доброжелательное отношение (спокойно-доброжелательный тон, спокойно-требовательный тон, спокойно-осуждающий тон), так как грубость и гнев вызывают либо перевозбуждение и озлобленность, либо заторможенность, состояние угнетения и подавленности.
- Педагогу необходимо выявить то положительное, что имеется в личности каждого ребенка (это благотворно сказывается на его поступках).
- Необходимо открыто выражаемое доверие к ребенку. Это доверие должно быть естественным и непринужденным, а не искусственным приемом.
Таким образом, работа по преодолению поведенческих нарушений у детей представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения.
Однако, всегда легче предупредить возникновение отрицательных привычек и проявлений личности, нежели потом ликвидировать уже укоренившееся стереотипы поведения.
Если правильно поставить воспитательную и учебную работу с ребенком с первых дней его пребывания в школе, нейтрализовать отрицательное влияние семьи, то трудновоспитуемых детей не будет.
(Беседа сопровождается презентацией).