Урок окружающего мира по теме "Роль растений в жизни человека". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Задачи урока:

  1. Расширить знания учащихся о растениях, их роли в жизни человека;
  2. Создать условия для развития познавательных процессов: сравнения доказательства, обобщения, классификации;
  3. Обеспечить взаимодействие, общение учащихся через организацию работы в группах;
  4. Воспитать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Рисунки развития растения из семени (на примере репки);
  • Схема и таблицы;
  • Гербарии растений;
  • Детские сообщения о растениях;
  • Рисунки растений;
  • Энциклопедия “Я познаю мир”;
  • Учебник “Окружающий мир” Виноградовой Н.Ф.

Литература: “Я иду на урок в начальную школу” Москва “Первое сентября” 2002 г.

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня на уроке мы поговорим, как развивается растение и какие условия необходимы ему для роста и жизни.

– А также попытаемся решить проблему: “Возможна ли жизнь на Земле без растений?”

– Для этого, работая в группах нам необходимо заполнить схему, которая поможет подтвердить или опровергнуть данное предположение.

2. Повторение и подготовительный этап к восприятию нового материала.

– Начнем повторение со слов хорошо известной вам сказки:

“Посадил дед репку. Росла – росла репка и выросла большая – пребольшая. Такая большая, что дед не смог её вытащить.”

– Что помогло репке вырасти такой большой?

Из маленького зернышка выполз и ушел в землю тоненький корешок. Он стал качать из земли воду и минеральные соли. Появился росток (побег). Крошечные листочки стали расти, а вместе с ними и репка.

Верно, вроде бы все так просто, но не тут – то было. Не могла репка вырасти такой огромной сама по себе.

– Итак, из почвы, через корень в листья репки поступает вода, минеральные соли, из воздуха, углекислый газ.

– Откуда берется углекислый газ? (выдыхаем мы с вами, выбрасывают в воздух машины, фабрики, заводы)

– Все собралось в листьях. Пора готовить пищу. И вот луч солнца упал на лист и началось чудодействие: стали образовываться новые вещества, благодаря которым растут все живые организмы. А раз все живые организмы состоят из них, то их называют органическими веществами, а образовались они из неорганических веществ (это: вода, углекислый газ, минеральные соли).

– Но не зря я сказала, что началось чудо, потому что, кроме органических веществ, что – то еще стало выделяться в воздух. А что? (кислород).

Подведем итог:

– Какие же условия необходимы для того чтобы репка выросла?

(Вода, плодородная почва, углекислый газ, солнце)

– Зачем же деду нужна была репка?

Долгое время на Руси репа считалась главным овощем, ей отводили почетное место после пшеницы. Употребляли репу свежей, вареной, пареной, пока её не вытеснил картофель.

– Мы подошли к теме нашего сегодняшнего урока: “Роль растений в жизни человека”.

3. Работа в группах по изучению нового материала

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Гербарий:
гречиха, рис,
рожь, земляника,
тыква, морковь,
подсолнечник.

Гербарий:
Лен, хлопчатник
(рисунки растений)

Гербарий:
Клюква, шиповник.
Сообщения:
Подорожник, алоэ,
земляника, лук чеснок, шалфей.

 

Учебник: с. 36

Энциклопедия:
“Я познаю мир”
с. 310

Учебник: с. 37
(1,2 абзац сверху)

Учебник: с. 39,
рисунок, текст с. 38-40

Вопросы:

  1. Перечислите, что дают человеку данные растения?
  2. Что объединяет эти растения?

Вопросы:

  1. Опишите каждое растение?
  2. Что объединяет эти растения?

Вопросы:

  1. Перечислите, как используют люди данные растения?
  2. Что объединяет эти растения? Доказать.

Вопросы:

  1. перечислите растения на рисунке с. 39.
  2. Почему эти растения выделены в одну группу?
  3. Какие правила в обращении с растениями надо понимать?

4. Выступление групп и заполнение схемы:

5. Итог урока.

Попробуем разрешить проблему, выдвинутую в начале урока “Возможна ли жизнь на Земле без растений?”

Учащиеся – доказывают, учитель – опровергает. Кто прав?

Вывод: Жизнь на Земле не возможна без растений.

Что бы вы хотели пожелать себе, друг другу, окружающим людям?

– Я присоединяюсь к вашим пожеланиям. Хочу добавить, что зелёный цвет растений улучшает здоровье и настроение. Зеленый цвет меньше утомляет; достаточно посмотреть на зеленые растения и глаза, уставшие от работы, отдыхают.

– Давайте же еще больше озеленим наш класс и наши “зеленые друзья” помогут нам сохранить здоровье и улучшат работоспособность.

6. Домашнее задание.

Передать в схеме, таблице, рисунке-схеме “В чем роль растений для человека?”.