Задачи урока:
- Расширить знания учащихся о растениях, их роли в жизни человека;
- Создать условия для развития познавательных процессов: сравнения доказательства, обобщения, классификации;
- Обеспечить взаимодействие, общение учащихся через организацию работы в группах;
- Воспитать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Рисунки развития растения из семени (на примере репки);
- Схема и таблицы;
- Гербарии растений;
- Детские сообщения о растениях;
- Рисунки растений;
- Энциклопедия “Я познаю мир”;
- Учебник “Окружающий мир” Виноградовой Н.Ф.
Литература: “Я иду на урок в начальную школу” Москва “Первое сентября” 2002 г.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке мы поговорим, как развивается растение и какие условия необходимы ему для роста и жизни.
– А также попытаемся решить проблему: “Возможна ли жизнь на Земле без растений?”
– Для этого, работая в группах нам необходимо заполнить схему, которая поможет подтвердить или опровергнуть данное предположение.
2. Повторение и подготовительный этап к восприятию нового материала.
– Начнем повторение со слов хорошо известной вам сказки:
“Посадил дед репку. Росла – росла репка и выросла большая – пребольшая. Такая большая, что дед не смог её вытащить.”
– Что помогло репке вырасти такой большой?
Из маленького зернышка выполз и ушел в землю тоненький корешок. Он стал качать из земли воду и минеральные соли. Появился росток (побег). Крошечные листочки стали расти, а вместе с ними и репка.
Верно, вроде бы все так просто, но не тут – то было. Не могла репка вырасти такой огромной сама по себе.
– Итак, из почвы, через корень в листья репки поступает вода, минеральные соли, из воздуха, углекислый газ.
– Откуда берется углекислый газ? (выдыхаем мы с вами, выбрасывают в воздух машины, фабрики, заводы)
– Все собралось в листьях. Пора готовить пищу. И вот луч солнца упал на лист и началось чудодействие: стали образовываться новые вещества, благодаря которым растут все живые организмы. А раз все живые организмы состоят из них, то их называют органическими веществами, а образовались они из неорганических веществ (это: вода, углекислый газ, минеральные соли).
– Но не зря я сказала, что началось чудо, потому что, кроме органических веществ, что – то еще стало выделяться в воздух. А что? (кислород).
Подведем итог:
– Какие же условия необходимы для того чтобы репка выросла?
(Вода, плодородная почва, углекислый газ, солнце)
– Зачем же деду нужна была репка?
Долгое время на Руси репа считалась главным овощем, ей отводили почетное место после пшеницы. Употребляли репу свежей, вареной, пареной, пока её не вытеснил картофель.
– Мы подошли к теме нашего сегодняшнего урока: “Роль растений в жизни человека”.
3. Работа в группах по изучению нового материала
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
Гербарий: |
Гербарий: |
Гербарий: |
|
Учебник: с. 36 |
Энциклопедия: |
Учебник: с. 37 |
Учебник: с. 39, |
Вопросы:
|
Вопросы:
|
Вопросы:
|
Вопросы:
|
4. Выступление групп и заполнение схемы:
5. Итог урока.
Попробуем разрешить проблему, выдвинутую в начале урока “Возможна ли жизнь на Земле без растений?”
Учащиеся – доказывают, учитель – опровергает. Кто прав?
Вывод: Жизнь на Земле не возможна без растений.
Что бы вы хотели пожелать себе, друг другу, окружающим людям?
– Я присоединяюсь к вашим пожеланиям. Хочу добавить, что зелёный цвет растений улучшает здоровье и настроение. Зеленый цвет меньше утомляет; достаточно посмотреть на зеленые растения и глаза, уставшие от работы, отдыхают.
– Давайте же еще больше озеленим наш класс и наши “зеленые друзья” помогут нам сохранить здоровье и улучшат работоспособность.
6. Домашнее задание.
Передать в схеме, таблице, рисунке-схеме “В чем роль растений для человека?”.