Тип урока: урок закрепления знания.
Цели урока:
- Закрепить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне.
- Развивать логическое мышление, письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
- Воспитывать умение преодолевать трудности и бережно относиться к природе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронное пособие “Русский язык. 2 класс”, презентация, смайлики.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.
Ход урокаI . Самоопределение к деятельности.
Цель: создать положительную мотивацию и обозначить область изучаемого материала.
Учитель:
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Звуки с буквами пришли,
И порядок навели.
Стали прямо, стали в ряд
Нам с тобою говорят:
“Вы глаза скорей раскройте
И носы быстрей помойте
В школу вам пора бежать
Ведь звонок не будет ждать”.
Учитель: Скажите, какое слово повторяется в стихотворении два раза.
Дети: Звонок.
Учитель: Посмотрите, какой он замечательный. (Показывает учащимся звонок).
У нашего звоночка есть друзья. Вы хотите с ними познакомиться.
Дети: Да.
Учитель: Тогда отправляемся в путь.
II. Актуализация знаний.
Цели: повторить знания о пройденных правилах, которые могут понадобиться на уроке.
Минутка чистописания.
Учитель: Запишите красиво и аккуратно имена друзей нашего звоночка (Слайд 2)
(Дети аккуратно записывают слова: Каркуша, Филя, Мишутка, Степашка.)
Учитель: Какое правило вы вспомнили, записывая эти слова.
Дети: имена, отчества, фамилии людей, клички животных пишутся с большой буквы.
Учитель: А с какими словами вы можете соотнести эти имена.
Дети: Ворона Каркуша, собака Филя, медведь Мишутка, заяц Степашка.
Учитель: Что это за слова: ворона, собака, медведь, заяц?
Дети: Это словарные слова, или слова с непроверяемыми гласными.
Словарная работа.
Учитель: Наш звоночек принес о своих друзьях небольшой рассказ. Я его вам буди читать, а если вы услышите словарные слова, запишите их.
Жили-были четыре верных друга: Степашка, Мишутка, Филя, Каркуша. Когда они встречались, то всегда друг другу говорили: “Здравствуйте!”. А когда прощались говорили: “До свидания!” У друзей были свои любимые угощения. У Степашки – капуста, у Каркуши – яблоки, а у Мишутки с Филей – сахар. Наступил сентябрь. Быстро пролетел октябрь. Вот и ноябрь в двери стучится. Скоро зима, пора шубку зимнюю надевать. Тепло друзьям. Договорились они встретиться на Новый год. И все вместе заглянуть в гости к звоночку. Скоро встретимся, ребята!
Учитель: Возьмем в руки простой карандаш и проверим все ли вы правильно записали словарные слова. (Слайд 3)
Учитель: А вот еще прибежали к звоночку друзья. Вы знаете как зовут этих зверей?
Дети: Нет.
Учитель: Давайте с ними познакомимся. Это бурундуки. Они готовы вам рассказать о себе. (Слайд 4)
Бурундуки – мален…кие л…сные ж…тели. Они любят яг…ды, пл…ды ш…повника.
– Вставьте пропущенные буквы.
(Учащиеся устно объясняют написание слов с пропущенными буквами)
– Спишите, вертикальной чертой разделите слова на слоги.
– Выпишите слово лесные, подберите к нему однокоренные слова. Выделите корень в словах.
– Подумайте и скажите, есть ли в тексте слова, у которых в корне пропущен гласный звук и его можно проверить.
Дети: Такие слова есть. Это лесные и плоды.
Учитель: Какое правило вы применили, чтобы правильно написать эти слова.
Дети: Чтобы проверить какой буквой обозначается безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы этот гласный звук стал ударным.
Учитель: Посмотрите внимательно к словам, в которые вы вставили буквы и скажите, как назвать одним словом то, что вы применили в данных словах?
Дети: Мы в этих словах применили правило.
Учитель: А знаете ли вы, как по-другому можно назвать правило. Ученые, которые занимаются русским языком, используют другое слово, в старших классах вы его часто будите слышать. А сегодня вам предстоит с ним познакомиться. Вы готовы?
Дети: Да.
III. Мотивация учебной деятельности (постановка проблемы)
Цели: Создать ситуацию, когда дети должны сами найти еще неизвестное раннее слово.
Учитель: Послушайте небольшой рассказ.
В тридевятом царстве в тридесятом государстве находится страна правил. Живут там разные правила Их так много, что они всегда спорят между собой кто из них важнее и нужнее. Однажды спорили они, спорили и не заметили, как на самой главной городской площади появился старичок. Он стоял и, молча, слушал, как правила шумели. Надоел ему этот шум, и он сказал: “Тихо”. Но голос его прогремел как гром. Правила сразу умолкли. А старичок говорит:
– Вам не надоело все время спорить.
– А как же нам решить кто главнее и важнее, – хором закричали правила.
– Это же очень просто. Надо разделиться.
– Как это разделиться?
– Очень просто. Направо от меня станут правила, которые нужны в математике, слева – правила которые нужны в русском языке, передо мной станут правила, которые нужны при поведении.
Правила зашумели стали искать, в какую строну бежать надо. Прошло немного времени и все они стали на свои места.
– Вот видите как просто, – сказал старичок.
– А дальше что,– крикнуло правило с мягким знаком.
– А дальше вот что. Правила, которые диктуют нам, как себя вести будут называться ЭТИКЕТ, правила по математике – ТЕОРЕМЫ, а правила по русскому языку – ОРФОГРАММЫ.
– А это что такое, – спросили правила по русскому языку.
– А это… и старичок исчез.
Учитель: Как вы думаете, что сказал бы им старичок.
(Дети выдвигают свои идеи, что же такое орфограмма) Слайд 5.
Учитель: Сколько много у вас идей. Давайте посмотрим что же предлагает нам наш весёлый звоночек.
(Электронное пособие “Русский язык. 2 класс” тема “Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова” – Анимация, 4 часть.)
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Слово орфограмма это правильное написание слова.
(Электронное пособие “Русский язык. 2 класс” тема “Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова” – Анимация, 5 часть.)
Учитель: Можно ли назвать правило о написании безударного гласного звука в корне слова?
Дети: Да.
IV. Закрепление.
Цель: повторить алгоритм написания безударного гласного звука в корне слова.
Учитель: Наш звоночек решил поискать знакомое правило в книжке. И мы тоже там его будем искать. Страница 93.
– Прочитайте тему урока.
– Чем мы будем заниматься на уроке?
– Упражнение 141. Прочитайте про себя. Читаем вслух.
– Что обозначает выражение скучная пора? (Время года, когда идут дожди, холодно, невесело.)
– Спишите. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах.
– Какие гласные являются ударными? (Те, на которые падает ударение.)
(Для сильных учащихся можно использовать карточки)
Учитель: Обратите внимание на упражнение 143. Прочитайте задание про себя. Читаем задание вслух.
– Прочитайте первую пару слов. Чем отличаются слова? (Тигр – один, тигры – много.
Отличаются количеством предметов)
– Чем отличаются слова во второй паре? ( Они обозначают один и тот же предмет, но береза– одна, березы – много)
– Это форма одного и того же слова.
– Прочитайте слова второй группы. Можно ли что сказать о данных словах? (Это разные слова тигр – взрослое животное, тигренок – детеныш тигра. Это однокоренные слова. Береза – дерево, березовый – это то, что из березы. Однокоренные слова.)
– Что записано в первом столбике? (Формы одного и тог же слова)
– Что записано во втором столбике? ( Однокоренные слова)
– Прочитайте вывод.
V. Физкультминутка
Зайка, заинька, зайчишка
Долго ты читаешь книжки.
А теперь пора вставать,
Прыгать, бегать и скакать.
Лапками похлопал ты,
Лапками потопал ты,
Помахал другим зайчатам,
“Здравствуйте!” – сказал ребятам.
Ты за парту рядом сел
И учиться захотел.
VI. Самостоятельная работа.
Цель: проверить применение правила и алгоритма записи.
Учитель: Вы немного отдохнули, а теперь ребята в путь, чтоб удачу не спугнуть. Страница 94, упражнение 143.
– Прочитайте первую пару предложений. Произнесите выделенные слова. Как произносятся эти слова? (Они произносятся одинаково)
– Посмотрите на слово. Какими буквами обозначены безударные гласные звуки?
– Кто может проверить безударные гласные в этих словах? (Валы – вал, волы, вол)
– А что означают эти слова? (Вал – земляная насыпь, которая служит для укрепления и защиты. Вол – бык.) (Слайд 6)
– Рассмотрим втору пару слов пары, поры. Какими буквами обозначены безударные гласные?
– Кто может проверить безударные гласные в этих словах? (Пары – пар, поры – впору.)
– А что означают эти слова? ( Пора – время, час, година, срочное время, срок, удобное к чему-нибудь время. Пар – жидкость, обращенная жаром в летучее и воздушное вещество.) (Слайд 7)
– Какой вывод можно сделать? (Безударные гласные звуки не всегда произносятся и пишутся одинаково.)
– Найдите среди предложений пословицу. (До поры до времени не сеют семени.)
– Объясните её смысл. ( Не нужно торопиться с важным делом.)
– Спишите пословицу, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
– Прочитайте, на что нужно обратить внимание?
(Дополнительное задание для тех, кто первый сделал упражнение.)
Учитель: Над закреплением какого правила, мы сегодня работаем на уроке?
Дети: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Учитель: А как по-другому можно назвать наше правило.
Дети: Орфограмма.
Учитель: Упражнение 144 поможет нам лучше запомнить наше правило.
– Прочитайте группы слов. Где записаны формы слова? ( В первой группе.)
– Где записаны однокоренные слова? (Во второй группе.)
– Запишите слова так, как в учебнике. Поставьте ударение.
(У доски работают два учащихся. Остальные выполняют задание самостоятельно в тетрадях. Учащиеся, которые работают у доски, объясняют, как они вставляли пропущенные буквы. Учащегося, который работал с однокоренными слова, можно попросить выделить корни в словах.)
Для учащихся, которые раньше всех выполнили упражнение, можно дать задание из электронного пособия “Русский язык. 2 класс” тема “Правописание слов с безударным гласным звуком в корне”, игра “Какая буква пропущена”)
Учитель: Ребята, мы с вами работаем со словами. Одни мы учимся правильно писать, а другие помогают нам это делать. Что это за слова? Прочитайте в учебнике. Чтение про себя, вслух, и проговаривание.
Учитель: Наш звоночек предлагает вам выполнить задание из электронного пособия “Русский язык. 2 класс” тема “Правописание слов с безударным гласным звуком в корне”, игра “Найди пары слов”.
VII. Включение нового правила в систему знаний.
Цель: дифференцировать задания от типа полученных знаний.
Учитель: Помогите звоночку разобрать слова в зависимости от правил, которые в них вы увидите. ( Слайд 8, 9.)
(Слова: коты, коза, тигрята, арбуз, куст, лёд, конь, письмо, лень, жили, шишка, чижи)
Учитель: Придумайте небольшой рассказ, используя данные слова.
(Дети устно, составляют рассказ из 3-х предложений, проговаривают его.)
Учитель: Запишите рассказ в тетрадь и подчеркните правила, которые мы с вами знаем.
VIII. Рефлексия.
Цели: осознание полученного знания и самооценка своей деятельности.
Учитель: Назовите проверяемое слово (Слайд 10)
Слон – слоны, семья – семьи, сады, садик, лиса, лисы, сосна, сосны, снега – снег.
– Какой гласный звук называется безударным?
– Как правильно писать безударный звук в корне слова?
– Что такое проверочное слово.
– С помощью смайликов оцените свою работу на уроке.
IX. Домашнее задание
Страница 95, упражнение 145.