Урок русского языка по теме "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: урок закрепления знания.

Цели урока:

  1. Закрепить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне.
  2. Развивать логическое мышление, письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
  3. Воспитывать умение преодолевать трудности и бережно относиться к природе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронное пособие “Русский язык. 2 класс”, презентация, смайлики.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Ход урока

I . Самоопределение к деятельности.

Цель: создать положительную мотивацию и обозначить область изучаемого материала.

Учитель:

Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Звуки с буквами пришли,
И порядок навели.
Стали прямо, стали в ряд
Нам с тобою говорят:
“Вы глаза скорей раскройте
И носы быстрей помойте
В школу вам пора бежать
Ведь звонок не будет ждать”.

Учитель: Скажите, какое слово повторяется в стихотворении два раза.

Дети: Звонок.

Учитель: Посмотрите, какой он замечательный. (Показывает учащимся звонок).

У нашего звоночка есть друзья. Вы хотите с ними познакомиться.

Дети: Да.

Учитель: Тогда отправляемся в путь.

II. Актуализация знаний.

Цели: повторить знания о пройденных правилах, которые могут понадобиться на уроке.

Минутка чистописания.

Учитель: Запишите красиво и аккуратно имена друзей нашего звоночка (Слайд 2)

(Дети аккуратно записывают слова: Каркуша, Филя, Мишутка, Степашка.)

Учитель: Какое правило вы вспомнили, записывая эти слова.

Дети: имена, отчества, фамилии людей, клички животных пишутся с большой буквы.

Учитель: А с какими словами вы можете соотнести эти имена.

Дети: Ворона Каркуша, собака Филя, медведь Мишутка, заяц Степашка.

Учитель: Что это за слова: ворона, собака, медведь, заяц?

Дети: Это словарные слова, или слова с непроверяемыми гласными.

Словарная работа.

Учитель: Наш звоночек принес о своих друзьях небольшой рассказ. Я его вам буди читать, а если вы услышите словарные слова, запишите их.

Жили-были четыре верных друга: Степашка, Мишутка, Филя, Каркуша. Когда они встречались, то всегда друг другу говорили: “Здравствуйте!”. А когда прощались говорили: “До свидания!” У друзей были свои любимые угощения. У Степашки – капуста, у Каркуши – яблоки, а у Мишутки с Филей – сахар. Наступил сентябрь. Быстро пролетел октябрь. Вот и ноябрь в двери стучится. Скоро зима, пора шубку зимнюю надевать. Тепло друзьям. Договорились они встретиться на Новый год. И все вместе заглянуть в гости к звоночку. Скоро встретимся, ребята!

Учитель: Возьмем в руки простой карандаш и проверим все ли вы правильно записали словарные слова. (Слайд 3)

Учитель: А вот еще прибежали к звоночку друзья. Вы знаете как зовут этих зверей?

Дети: Нет.

Учитель: Давайте с ними познакомимся. Это бурундуки. Они готовы вам рассказать о себе. (Слайд 4)

Бурундуки – мален…кие л…сные ж…тели. Они любят яг…ды, пл…ды ш…повника.

– Вставьте пропущенные буквы.

(Учащиеся устно объясняют написание слов с пропущенными буквами)

– Спишите, вертикальной чертой разделите слова на слоги.

– Выпишите слово лесные, подберите к нему однокоренные слова. Выделите корень в словах.

– Подумайте и скажите, есть ли в тексте слова, у которых в корне пропущен гласный звук и его можно проверить.

Дети: Такие слова есть. Это лесные и плоды.

Учитель: Какое правило вы применили, чтобы правильно написать эти слова.

Дети: Чтобы проверить какой буквой обозначается безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы этот гласный звук стал ударным.

Учитель: Посмотрите внимательно к словам, в которые вы вставили буквы и скажите, как назвать одним словом то, что вы применили в данных словах?

Дети: Мы в этих словах применили правило.

Учитель: А знаете ли вы, как по-другому можно назвать правило. Ученые, которые занимаются русским языком, используют другое слово, в старших классах вы его часто будите слышать. А сегодня вам предстоит с ним познакомиться. Вы готовы?

Дети: Да.

III. Мотивация учебной деятельности (постановка проблемы)

Цели: Создать ситуацию, когда дети должны сами найти еще неизвестное раннее слово.

Учитель: Послушайте небольшой рассказ.

В тридевятом царстве в тридесятом государстве находится страна правил. Живут там разные правила Их так много, что они всегда спорят между собой кто из них важнее и нужнее. Однажды спорили они, спорили и не заметили, как на самой главной городской площади появился старичок. Он стоял и, молча, слушал, как правила шумели. Надоел ему этот шум, и он сказал: “Тихо”. Но голос его прогремел как гром. Правила сразу умолкли. А старичок говорит:

– Вам не надоело все время спорить.

– А как же нам решить кто главнее и важнее, – хором закричали правила.

– Это же очень просто. Надо разделиться.

– Как это разделиться?

– Очень просто. Направо от меня станут правила, которые нужны в математике, слева – правила которые нужны в русском языке, передо мной станут правила, которые нужны при поведении.

Правила зашумели стали искать, в какую строну бежать надо. Прошло немного времени и все они стали на свои места.

– Вот видите как просто, – сказал старичок.

– А дальше что,– крикнуло правило с мягким знаком.

– А дальше вот что. Правила, которые диктуют нам, как себя вести будут называться ЭТИКЕТ, правила по математике – ТЕОРЕМЫ, а правила по русскому языку – ОРФОГРАММЫ.

– А это что такое, – спросили правила по русскому языку.

– А это… и старичок исчез.

Учитель: Как вы думаете, что сказал бы им старичок.

(Дети выдвигают свои идеи, что же такое орфограмма) Слайд 5.

Учитель: Сколько много у вас идей. Давайте посмотрим что же предлагает нам наш весёлый звоночек.

(Электронное пособие “Русский язык. 2 класс” тема “Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова” – Анимация, 4 часть.)

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Слово орфограмма это правильное написание слова.

(Электронное пособие “Русский язык. 2 класс” тема “Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова” – Анимация, 5 часть.)

Учитель: Можно ли назвать правило о написании безударного гласного звука в корне слова?

Дети: Да.

IV. Закрепление.

Цель: повторить алгоритм написания безударного гласного звука в корне слова.

Учитель: Наш звоночек решил поискать знакомое правило в книжке. И мы тоже там его будем искать. Страница 93.

– Прочитайте тему урока.

– Чем мы будем заниматься на уроке?

– Упражнение 141. Прочитайте про себя. Читаем вслух.

– Что обозначает выражение скучная пора? (Время года, когда идут дожди, холодно, невесело.)

– Спишите. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах.

– Какие гласные являются ударными? (Те, на которые падает ударение.)

(Для сильных учащихся можно использовать карточки)

Учитель: Обратите внимание на упражнение 143. Прочитайте задание про себя. Читаем задание вслух.

– Прочитайте первую пару слов. Чем отличаются слова? (Тигр – один, тигры – много.

Отличаются количеством предметов)

– Чем отличаются слова во второй паре? ( Они обозначают один и тот же предмет, но береза– одна, березы – много)

– Это форма одного и того же слова.

– Прочитайте слова второй группы. Можно ли что сказать о данных словах? (Это разные слова тигр – взрослое животное, тигренок – детеныш тигра. Это однокоренные слова. Береза – дерево, березовый – это то, что из березы. Однокоренные слова.)

– Что записано в первом столбике? (Формы одного и тог же слова)

– Что записано во втором столбике? ( Однокоренные слова)

– Прочитайте вывод.

V. Физкультминутка

Зайка, заинька, зайчишка
Долго ты читаешь книжки.
А теперь пора вставать,
Прыгать, бегать и скакать.
Лапками похлопал ты,
Лапками потопал ты,
Помахал другим зайчатам,
“Здравствуйте!” – сказал ребятам.
Ты за парту рядом сел
И учиться захотел.

VI. Самостоятельная работа.

Цель: проверить применение правила и алгоритма записи.

Учитель: Вы немного отдохнули, а теперь ребята в путь, чтоб удачу не спугнуть. Страница 94, упражнение 143.

– Прочитайте первую пару предложений. Произнесите выделенные слова. Как произносятся эти слова? (Они произносятся одинаково)

– Посмотрите на слово. Какими буквами обозначены безударные гласные звуки?

– Кто может проверить безударные гласные в этих словах? (Валы – вал, волы, вол)

– А что означают эти слова? (Вал – земляная насыпь, которая служит для укрепления и защиты. Вол – бык.) (Слайд 6)

– Рассмотрим втору пару слов пары, поры. Какими буквами обозначены безударные гласные?

– Кто может проверить безударные гласные в этих словах? (Пары – пар, поры – впору.)

– А что означают эти слова? ( Пора – время, час, година, срочное время, срок, удобное к чему-нибудь время. Пар – жидкость, обращенная жаром в летучее и воздушное вещество.) (Слайд 7)

– Какой вывод можно сделать? (Безударные гласные звуки не всегда произносятся и пишутся одинаково.)

– Найдите среди предложений пословицу. (До поры до времени не сеют семени.)

– Объясните её смысл. ( Не нужно торопиться с важным делом.)

– Спишите пословицу, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

– Прочитайте, на что нужно обратить внимание?

(Дополнительное задание для тех, кто первый сделал упражнение.)

Учитель: Над закреплением какого правила, мы сегодня работаем на уроке?

Дети: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

Учитель: А как по-другому можно назвать наше правило.

Дети: Орфограмма.

Учитель: Упражнение 144 поможет нам лучше запомнить наше правило.

– Прочитайте группы слов. Где записаны формы слова? ( В первой группе.)

– Где записаны однокоренные слова? (Во второй группе.)

– Запишите слова так, как в учебнике. Поставьте ударение.

(У доски работают два учащихся. Остальные выполняют задание самостоятельно в тетрадях. Учащиеся, которые работают у доски, объясняют, как они вставляли пропущенные буквы. Учащегося, который работал с однокоренными слова, можно попросить выделить корни в словах.)

Для учащихся, которые раньше всех выполнили упражнение, можно дать задание из электронного пособия “Русский язык. 2 класс” тема “Правописание слов с безударным гласным звуком в корне”, игра “Какая буква пропущена”)

Учитель: Ребята, мы с вами работаем со словами. Одни мы учимся правильно писать, а другие помогают нам это делать. Что это за слова? Прочитайте в учебнике. Чтение про себя, вслух, и проговаривание.

Учитель: Наш звоночек предлагает вам выполнить задание из электронного пособия “Русский язык. 2 класс” тема “Правописание слов с безударным гласным звуком в корне”, игра “Найди пары слов”.

VII. Включение нового правила в систему знаний.

Цель: дифференцировать задания от типа полученных знаний.

Учитель: Помогите звоночку разобрать слова в зависимости от правил, которые в них вы увидите. ( Слайд 8, 9.)

(Слова: коты, коза, тигрята, арбуз, куст, лёд, конь, письмо, лень, жили, шишка, чижи)

Учитель: Придумайте небольшой рассказ, используя данные слова.

(Дети устно, составляют рассказ из 3-х предложений, проговаривают его.)

Учитель: Запишите рассказ в тетрадь и подчеркните правила, которые мы с вами знаем.

VIII. Рефлексия.

Цели: осознание полученного знания и самооценка своей деятельности.

Учитель: Назовите проверяемое слово (Слайд 10)

Слон – слоны, семья – семьи, сады, садик, лиса, лисы, сосна, сосны, снега – снег.

– Какой гласный звук называется безударным?

– Как правильно писать безударный звук в корне слова?

– Что такое проверочное слово.

– С помощью смайликов оцените свою работу на уроке.

IX. Домашнее задание

Страница 95, упражнение 145.

Презентация