Работа в классах с углубленным изучением гуманитарных предметов: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, хореография, требует от педагогов естественнонаучного цикла внедрения нетрадиционных форм уроков и занятий. В целях повышения интереса к обучению, образного восприятия изучаемого материала педагоги обращаются к художественному слову. Работа на уроках и внеклассных занятиях с использованием художественной и научно-популярной литературы служит прочному освоению учащимися основ химии, ознакомлению их с ролью химии в жизни человека. Помимо вопросов, непосредственно связанных с содержанием произведения художественной литературы, следует рассматривать вопросы, побуждающие учащихся использовать изучаемый материал по химии.
Курс: литература и химия.
Класс: 8 класс.
Учебно-методическое обеспечение:
- Произведения художественной литературы.
- Набор химического оборудования для демонстрационных опытов.
- Набор химического оборудования для лабораторных опытов.
Время реализации занятия: 40 мин.
Авторский медиапродукт: наглядная презентация “Химия и литература”, созданная в редакторе POWER POINT.
Цель урока: расширить и обобщить знания об основных понятиях химии, химических реакциях, химической символике, применяемых не только в области точных, но и в сфере гуманитарных наук, в частности в литературе.
Задачи урока:
Образовательные:
- Расширение и обобщение знаний об основных понятиях химии, химических реакциях и химической символике, используемых в текстах художественной литературы.
Развивающие:
- Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
Воспитательные:
- Воспитание отношения к химии и литературе как одним из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
Проблемные вопросы:
- Есть ли точки соприкосновения между литературой и химией?
- В чем проявляется химизация поэзии?
- Как и для чего авторы используют знания химических явлений в прозе?
- Допускают ли авторы художественных произведений неточности при описании химических процессов?
Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Формы обучения:
- фронтальная экспериментальная работа;
- индивидуальная работа;
- групповая работа.
Оборудование:
- ПК и видеопроектор;
- оборудование для экспериментальных работ.
Методы: проблемно-эвристические.
- Эвристическая беседа.
Ход урока
Этапы урока |
Временная реализация |
1. Организационный момент, приветствие, знакомство с темой, мотивация, целеполагание – постановка проблемного вопроса “Есть ли точки соприкосновения между литературой и химией?” | 2 мин |
2. Постановка и решение проблемного вопроса 2 “Химизация поэзии”: | 9 мин |
2.1. Постановка проблемного вопроса “Химизация поэзии” | 1 мин |
2.2. (Слайд 2-6) Химизация поэзии 18-20 вв. Обсуждение и анализ поэтических строк | 2 мин |
2.3. Выступление учащихся: выразительное чтение стихов и их анализ | 6 мин |
3.Постановка и решение проблемного вопроса 3 “Химия в прозе”: | 21 мин |
3.1 Постановка проблемного вопроса 3 | 1 мин |
3.2. (Слайд 7) Отрывок из произведения В.Ф. Одоевского “Мороз Иванович”. Выразительное чтение отрывка из литературного источника учащимся | 1 мин |
3.3. Анализ химических процессов, описанных в отрывке (фронтальная беседа с учащимися, усвоение нового понятия “адсорбция”) | 2 мин |
3.4. “Экспертиза” описанных в отрывке химических явлений. Демонстрация опыта учащимися – фильтрование загрязненной воды | 2 мин |
3.5. Коллективное обсуждение результатов опыта | 1 мин |
3.6. (Слайд 8) Отрывок из произведения М. Митчел “Клеопатра” Выразительное чтение отрывка из литературного источника учащимся | 1 мин |
3.7. Анализ химических процессов, описанных в отрывке (фронтальная беседа с учащимися) | 2 мин |
3.8. “Экспертиза” описанных в отрывке химических явлений. Демонстрация опыта учащимся – горение спирта и “тушение” горящего спирта водой и накрыванием плотным материалом | 2 мин |
3.9. Коллективное обсуждение результатов опыта | 2 мин |
3.10. (Слайд 9) Отрывок из произведения Р.Хагарта “Унесенные ветром” Выразительное чтение отрывка из литературного источника учащимся | 1 мин |
3.11. Анализ химических процессов, описанных в отрывке (фронтальная беседа с учащимися) | 2 мин |
3.12. “Экспертиза” описанных в отрывке химических явлений. Лабораторные опыты с мелом и яичной скорлупой. | 2 мин |
3.13. Коллективное обсуждение результатов опыта | 2 мин |
4. Постановка и решение проблемного вопроса 4 Допускают ли авторы художественных произведений неточности при описании химических процессов? | 4 мин |
4.1. (Слайд 10-11) Отрывки из стихов И.Сельвинского и А.Ахматовой | 2 мин |
4.2. Анализ высказываний, требующие соответствующих пояснений и исправлений. | 2 мин |
Подведение итогов урока. | 4 мин |
Рефлексия. | 2 мин |
Домашнее задание | 2 мин |
Ход урока
1. Организационный этап.
Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
Учитель химии: Химию называют “индустрией чудесных превращений”. Она повсюду: одежда, пища, самолеты, заводы, машины… А книги (Слайд №2) с самого детства – наши лучшие друзья. Казалось бы, химия и литература – совершенно разные предметы, и соприкосновения найти невозможно. Мы постараемся ответить на этот вопрос в ходе нашего маленького исследования. Объектом нашего исследования являются произведения русской и зарубежной литературы, в которых присутствуют описания химических веществ и их превращений, что делает стихи и прозу более яркими, образными, колоритными, позволяя читателю иметь полное представление о каких-либо событиях. “Нельзя объять необъятное”, – считал один литературный герой. Мы согласимся с ним и из целого океана, именуемого Литературой, мы возьмем для исследования лишь его маленький ручеек – отрывки из произведений художественной литературы. Мы проанализируем отрывки из произведений, дадим им экспертную оценку с точки зрения химии и докажем экспериментально описанные химические процессы.
2. Постановка и решение проблемного вопроса 2 “Химизация поэзии”:
Учитель литературы: Находясь в кабинете химии, физики и в кабинете литературы мы видим портрет М.В.Ломоносова. Без преувеличения можно сказать, что М.В.Ломоносов был ученым – в поэзии и искусстве, поэтом и художником– в науке. В его знаменитой “Оде на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года” – проходит целое аллегорическое шествие наук. М.В. Ломоносов представлял пользу, величие и значение каждой области знания. Ученый хотел видеть Россию образованной, великой державой. В своих стихах он выступает поборником просвещения и разума. Прославление наук, уверенность в том, что человеческий разум способен на все, – важнейшая черта миросозерцания М.В. Ломоносова. Он верил:
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать
Химизация поэзии началась с освоения химического языка, названий химических элементов и веществ, в первую очередь металлов. (Слайды№3-№7 учитель читает строки из стихотворений и просит учащихся ответить на вопрос: “О каких химических терминах идет речь в поэтических строках”)
Учащиеся отвечают.
Учитель литературы: Ученица прочитает и проанализирует стихотворение “Молюсь оконному лучу…” А.Ахматовой, другой учащийся анализирует стихотворение О.Мандельштама “Я к губам подношу эту зелень…”. Они выбрали эти произведения для того, чтобы показать, как авторы используют химические термины для усиления образности повествования.
Учащиеся читают стихи и делают анализ стихотворения
3. Постановка и решение познавательной задачи 3 “Химия в прозе”.
Учитель литературы: Богаты описаниями химических терминов и химических процессов художественные произведении в прозе. (Слайд №8 учащийся читает строки из книги В.Ф. Одоевского “Мороз Иванович”)
Учитель химии: Давайте рассмотрим представленные из отрывка произведения процессы с точки зрения химика. Какой процесс описан в эпизоде? Какие вещества можно разделить методом фильтрования? Что называют фильтратом? Можно ли таким способом разделить воду и растворенные в ней вещества? Для чего Рукодельница использовала уголь при фильтровании воды?
Учащиеся отвечают
Учитель химии: Активированный уголь (древесный уголь) обладает удивительным свойством – поглощать частицы других веществ из растворов и газов. Это свойство угля используют в медицине в виде лекарственного препарата, при очистке воды на водоочистных сооружениях, в противогазах. Химики назвали это явление адсорбцией. После того как мы дали экспертную оценку явлению, описанному В.Ф. Одоевским докажем экспериментально описанные химические процессы.
Учащиеся демонстрируют опыт по очистке воды методом фильтрования и комментируют свои действия. Идет коллективное обсуждение результатов под руководством учителя.
Учитель литературы: В книге М. Митчел “Унесенные ветром” описана сцена пожара (Слайд №9 учащийся читает строки из книги)
Учитель химии: Давайте рассмотрим представленные из отрывка произведения процессы с точки зрения химика. Какой химический процесс описан в эпизоде? Что представляет собой реакция горения? Какие условия необходимо соблюдать для того, чтобы остановить или замедлить процесс горения? Права ли была Скарлет, выполняя свои действия при тушении огня в доме?
Учащиеся отвечают
Учитель химии: Продемонстрируем на опыте способы тушения огня.
Учащиеся демонстрируют опыт по тушению пламени, идет коллективное обсуждение результатов под руководством учителя.
Учитель литературы: В романе Г.Р. Хаггарда “Клеопатра” есть следующие строки (Слайд №10 учащийся читает строки из книги)
Учитель химии: Давайте рассмотрим представленные из отрывка произведения процессы с точки зрения химика. Из какого материала образован жемчуг? Какие природные материалы образованы из этого же вещества? Какую химическую реакцию провела Клеопатра в описанном эпизоде? Можно ли провести реакцию других природных карбонатов с кислотой?
Учащиеся проводят лабораторные опыты с мелом и яичной скорлупой, идет коллективное обсуждение результатов под руководством учителя. Учитель просит учащихся записать уравнение соответствующей реакции в тетради и через некоторое время просит сверить написанное уравнение с образцом (Слайд№11)
4. Постановка и решение проблемного вопроса 4 “Допускают ли авторы художественных произведений неточности при описании химических процессов?”
Учитель литературы: Нередко авторы допускают неточности или же их высказывания требуют соответствующих пояснений, например (Слайд №12 учитель читает строки из стихотворения И. Сильвинского)
Учитель химии: В чем химическая “ошибка” автора?
Учащиеся отвечают.
Учитель литературы: В стихотворении А. Ахматовой тоже есть “ошибка”, но как точно подмечена разница в динамике разрушения стали и мрамора. (Слайд №13 учитель читает строки из стихотворения).
Учитель химии: В чем химическая ошибка автора?
Учащиеся отвечают.
5. Общие выводы
Учитель литературы: Химия для писателей и поэтов всегда представлялась предметом романтическим. Эта особенность химии побуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях. Надеемся, что художественное слово на уроке химии создало у вас положительный эмоциональный настрой. И что мы смогли ответить на наш главный проблемный вопрос “Есть ли точки соприкосновения между литературой и химией?”
Учащиеся отвечают и высказывают свою точку зрения, соглашаясь с тем. что существуют точки соприкосновения между такими предметами как литература и химия.
Учитель литературы: Мы думаем, что, читая художественное или поэтическое произведение, вы с интересом будете находить связь столь разных наук химии и литературы. Домашнее задание – представить отрывки из прочитанных вами произведений, отражающие взаимосвязь химии и литературы.
Учитель химии предлагает учащимся заполнить рефлексивную карточку, ответить на вопросы: Что было самым интересным и необычным на уроке? Что нового узнал для себя лично?
Список использованной художественной литературы на уроке:
- М.В. Ломоносов. “Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года”.
- А.Н. Радищев (стихи).
- М.Ю. Лермонтов (стихи).
- С.Есенин (стихи).
- В.В.Маяковский (стихи).
- А.Ахматова (стихи).
- О.Мандельштам (стихи).
- И.Сильвинский (стихи).
- В.Ф. Одоевский. Сказка “Мороз Иванович”.
- М. Митчел. Роман “Унесенные ветром”.
- Г.Р. Хаггард. Роман “Клеопатра”.