Цели урока:
образовательная: совершенствовать умение пользоваться различными способами объяснения лексического значения слова; дать представление о родовых и видовых понятиях и формировать умение использовать родовые понятия для толкования значения слов;
развивающая: развивать познавательные (интеллект), коммуникативные, регулятивные (воли) универсальные учебные действия;
воспитательная: формировать личностные УУД через содержание учебного материала.
Ход урока
1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).
Слово учителя:
Прозвенел уже звонок.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку… (хором – 5!)
Учитель: Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К нам пришли гости, и мы, радушные хозяева, должны принимать и угощать гостей, то есть показывать всё, что знаем и умеем.
А какое у вас сегодня настроение, ребята? ( Учащиеся выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение).
Ой, как много улыбок засветилось! Спасибо!
А это моё настроение (большой смайлик!). Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи всем!
2. Актуализация знаний.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Учитель: Обратимся к д/з (упр.116):
– Ребята, кто испытал затруднение при выполнении домашней работы?
– Какие знания и умения следовало применить, чтобы выполнить это упражнение? (Умение объяснять лексическое значение слова разными способами).
– А каким способом вы не воспользовались? (рисунок или фото).
Учитель: Молодцы! В листах самоконтроля поставьте заслуженный один балл за правильно выполненное домашнее задание.
Сегодня мы продолжаем работу по Лексикологии. Запишите в тетрадях число и оставьте строчку для записи темы урока, её вы позже сами сформулируете и запишете.
А теперь обратимся к Презентации “Тематические группы слов”. На первом слайде внимательно прочитайте задание.
Итак, запишите через запятую слова, увиденные на слайде (3 слайда). Поставив тире, назовите их одним словом.
Работа в парах: сверьте записанные слова с эталоном, поставьте 1балл в Листе самоконтроля, если нет ошибок. При наличии хоть одной ошибки вы лишаетесь балла (слайд № 6).
Учитель: Прочитайте параграф 12 в учебнике на стр.53-54 и, обсудив в группах, сформулируйте тему урока (“Родовые и видовые понятия”). Запишите тему урока.
А каковы задачи нашего урока? (ответы учащихся).
Вернитесь к своим записям и, обсудив в группах, определите, что является родовым понятием, а что видовым. Сверьте с образцом ответа и поставьте 1 балл в ЛСК.
3. Первичное закрепление.
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала; проведение коррекции.
Учитель: Приступаем к закреплению.
– Упр.118 (разобрать 1 предложение, остальные – по вариантам по 2 предложения).
Проверка в п а р а х ! ( Балл в ЛСК).
– Прослушайте стихотворение Александра Шибаева “Кто кем становится”, заполняя паузы. Выпишите слова одной тематической группы ( к а к о й ?), выделите в этих словах суффиксы. Работа в группах.
Жил-был маленький щенок,
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая… (собака).
Жеребёнок с каждым днём
Подрастал и стал… (конём).
Бык, могучий великан,
В детстве был … (телёнком).
Толстый увалень баран –
Тоненьким… (ягнёнком).
Этот важный кот Пушок
Маленьким … (котёнком),
А отважный петушок –
Кро-о-хотным… (цыплёнком).
А из маленьких утят
Вырастают … (утки) –
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
Учитель:
– Заслушиваем группу, которая записала 7 слов и указала родовое понятие.
– Сверьтесь с образцом ответа (слайд № 10). Поставьте балл в ЛСК.
4. Динамическая пауза:
Учитель:
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью).
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова! (Вращение головой).
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (садятся).
5. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков:
– Упр.120 (1 ряд – из учебника математики;
2 ряд – из учебника литературы;
3 ряд – из учебника истории);
Докажите, что видовое понятие разъясняется через родовое (обобщение);
– Тест (по вариантам);
– Озвучить результаты. Баллы в Лист самоконтроля выставить.
6. Итог урока (рефлексия деятельности).
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
– Исследование какой темы вели на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каковы результаты по Листам самоконтроля? Поставьте себе оценку (смотри слайд № 12).
Учитель: Урок удался, потому что у нас хорошие результаты: “5” – 8, “4” – 8, “3” – 5.
7. Выберите смайлик своего настроения.
8. Домашнее задание разноуровневое:
– упр.119;
– упр.121.
Учитель: Всем СПАСИБО за урок!