Пояснительная записка
Цель урока: формирование контрольно-оценочных действий учащимися в разновозрастном сотрудничестве.
Задачи урока:
предметная: определить свою готовность к контрольной работе по теме урока;
воспитательная: сформировать собственную оценочную деятельности; повысить учебную мотивацию и активность младших школьников.
развивающая: совершенствовать диалогическую речь
Домашнее задание по результатам листов самооценки. Задания готовят пятиклассники.
Используемое оборудование:
- Листы самооценки.
- Карточки-задания.
- ”Ключи” к карточкам-заданиям.
- В.В. Репкин, Е.В. Восторгова учебник “Русский язык 3 класс” – М.: Вита-Пресс, 2004.
Лист самооценки
Прогностическая оценка | Рефлексивная оценка | |
Умею проверять ОСП в окончание слов ж.р. и м.р. с окончаниями -а ,-я | ||
Умею проверять ОСП окончание слов м.р. с нулевым окончанием и с.р. с окончанием О и Е | ||
Умею проверять ОСП окончание слов ж.р. с нулевым окончанием |
Рефлексия
5 класс
– Чем тебе запомнилась подготовка к уроку и сам урок? Поделись впечатлениями
Примерные ответы:
– Мы к этому уроку много готовились на уроках и дома, пришлось перелистать учебник, заглянуть в словари, другие книги;
– Я всегда сам делал ошибки на правописание окончаний существительных, но теперь так хорошо знаю алгоритм выполнения работы, что, думаю, больше неправильно писать не буду.
– Мне понравилось быть учителем и готовиться к уроку.
– Я понял при подготовке к уроку, что учителем работать очень тяжело, на нем лежит ответственность за знания учеников.
– Меня мой ученик порадовал своими знаниями, мне с ним было приятно работать.
– Давайте вернемся к уроку и попробуем проанализировать нашу работу с учащимися. Для этого вспомните и напишите мне на листочках причины того, почему, на ваш взгляд, ученик сделал ошибки в том или ином задании и как вы ему помогли.
Мой ученик сделал ошибку в слове…
Чтобы помочь ему исправить ошибку, я….
Мой ученик написал В автомобилИ, потому что...
Я помог ему так:…
Мой ученик не справился с заданием определения набора слов, потому что…
Я помог ему так…
Листочки с ответами собрать для дальнейшей классификации способов взаимодействия учеников и учителей.
3-й класс
Обмен мнениями о проведенном уроке.
Разновозрастный урок контроля и оценки (5-3-е классы)
“Способы проверки окончаний слабой позиции слов, которые обозначают предмет.
Ход урока №3
Деятельность учителей-пятиклассников |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся 3-го класса |
Этап 1. Организационный момент (1 мин.) | Этап 1. Организационный момент (1мин.) | Этап 1. Организационный момент (1 мин.) |
Приветствие учителя | Здравствуйте, ребята! У нас в школе стало хорошей традицией проводить необычные уроки: у вас другой учитель, ребята – пятиклассники, класс разделен на 2 группы. Меня зовут Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы. С вами я познакомлюсь в ходе урока. Сегодня я ваш учитель. | Приветствие учителя |
Чтение инструктажа для “учителей” – Ваша задача не показывать нужный ответ, а найти, обнаружить, вспомнить способ действия на данном этапе – Начать выполнение работы нужно с легкого задания, чтобы создать у ученика “ситуацию успеха” – Общение должно быть уважительным, корректным. – Не забывайте о работе с листом самооценки. Старайтесь оценивать работу учащихся объективно. |
Сейчас ребята 5 класса еще раз прочитают про себя “Инструкцию для учителя” (Приложени 1), которую мы с ними составили, а ребята 3-ого класса ответят на мои вопросы. | |
– Над какой темой вы работали долгое время на уроках русского языка? | – Учились закрывать “дырки” в окончаниях слов, которые обозначают предмет. | |
– Все научились? | – Да | |
А теперь ваши знания проверим на практике. Только учителями у вас будут не ваши учителя, а ребята – пятиклассники. Вы же станете прилежными учениками, проговорите с ними все задания, которые они подготовили, и определите свою готовность к контрольной работе по данной теме | ||
– Вспомните, пожалуйста, алгоритм проверки ОСП в окончаниях слов, обозначающих предмет | К 1-му набору относятся слова с
окончанием А-Я ж.р. и м.р. Ко 2-му набору относятся слова м. р. с нулевым окончанием, слова ср. р. окончанием О-Е К 3-му набору – слова ж.р. с нулевым окончанием К 4-му набору – слова множ. Числа |
|
Приведите примеры слов на каждый набор слов | Примеры слов на каждый набор | |
– Что еще необходимо знать, чтобы правильно написать окончание? | – Слова-помощники | |
Назовите слова-помощники 1, 2, 3, 4 наборов | 1 набор стена, лиса, земля 2 набор стол, конь, слон, окно 3 набор рожь, степь 4 набор столы |
|
Хорошо. Знаем набор слов, знаем слова – помощники, как будем действовать дальше? | – Ставим слово в нужный падеж и записываем окончание. | |
Молодцы! Давайте начнем урок в парах. | ||
Ход урока в парах ( разновозрастное сотрудничество) | ||
Этап 1. Организационный момент(1 мин.) | ||
Знакомство с учеником. Примерные вопросы – Здравствуй, меня зовут.., а тебя как? – Готов ли ты со мной работать? |
Знакомство с учителем. Примерные вопросы: – Меня зовут… – Я согласен с тобой работать – А что мы будем делать? |
|
Этап 2 Основной момент. Работа в парах | Этап 2 Основной момент. Работа в парах | |
Первичная работа с листами
самооценки – Вспомни, алгоритм проверки ОСП в окончаниях слов. |
– Чтобы правильно написать
окончание в слове, которое обозначает предмет,
надо определить его набор. к 1-му набору относятся слова с окончанием А-Я ж.р. и м.р. к 2-му набору относятся слова м. р. с нулевым окончанием. слова ср. р. с окончанием О-Е к 3-му набору – слова ж.р. с нулевым окончанием к 4-ому слова мн. Числа.
|
|
Что еще необходимо знать, чтобы правильно написать окончание? | Слова – помощники 1 набор — лиса, земля 2 набор — слон, конь, окно 3 набор — степь, рожь |
|
– Давай отметим твои результаты в листе самооценки. Поставь прогностическую оценку | Работа с листом самооценки.
Выставление прогностических оценок по всем
критериям + хорошо знаю |
|
– Как ты хорошо знаешь алгоритм выполнения задания! Выполним теперь упражнения. Перед тобой три карточки с 3-я заданиями: одна с простыми заданиями, вторая посложнее, а третья самая сложная. С какой начнем работать? | Ученик выбирает задание в зависимости от знания алгоритма, усвоения темы или самооценки. | |
Работа с карточкой №1. (2, 3).
Примерные вопросы, побуждающие ученика
самостоятельно ставить цели собственных
действий: – Есть ли орфограмма в слове? |
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3 | |
“Учитель” проверяет задание по карточке – ключу |
||
– Со словами какого набора слов, обозначающих предмет, мы сейчас работали? | Примерные ответы – 1 набора, ж. м. рода с окончаниями А-Я – 2 набора – 3 набора |
|
– Результаты работы учитель заносит в лист самооценки, обговаривая с учеником итоги работы по 1-му заданию | ||
– Сравним прогностическую оценку и
рефлексивную оценку. – Можем ли мы считать, что ты овладел способами проверки СП в окончаниях слов 1 набора. |
Если ошибок много, учитель предлагает взять карточку №1 или №2. | |
Если ошибок нет, то приступаем к выполнению задания №2 | Карточка №1(2,3) | |
– Со словами какого набора слов, обозначающих предмет, мы сейчас работали | М.р. с нулевым окончанием, ср.р. с окончанием О-Е 2-3-ой наборы | |
– Результаты работы учитель заносит в лист самооценки, обговаривая с учеником итоги работы по 2-ому заданию. | ||
– Сравним прогностическую оценку и
рефлексивную оценку. – Можем ли мы считать, что ты овладел способами проверки СП в окончаниях слов 2 набора. |
– Да | |
Если ошибок нет, то приступаем к выполнению задания №3 | ||
– Со словами какого набора слов, обозначающих предмет, мы сейчас работали | Примерные ответы – 1
набора, ж. м. рода с окончаниями А-Я |
|
– Результаты работы учитель заносит в лист самооценки, обговаривая с учеником итоги работы по 3-ому заданию. | ||
– Сравним прогностическую оценку и
рефлексивную оценку. – Можем ли мы считать, что ты овладел способами проверки СП в окончаниях слов 3набора. |
||
Как ты считаешь, можем ли мы утверждать, что ты овладел способами проверки СП окончаний слов, обозначающих предмет? | Да | |
Этап 3 Рефлексия урока(10 минут) | ||
Листы самооценки прикреплены к доске | За 10 минут до окончания урока – анализ совместной деятельности | |
– Ребята, как вы думаете, готовы ли
мы к выполнению контрольной работы по теме урока? – Можно ли нам приступить уизучению следующей темы или стоит еще поупражняться в закрывании “дырок” у слов, обозначающих предмет |
Примерные ответы детей: –
Я выполнил задания карточки без ошибок. |
|
– Мой ученик хорошо усвоил тему. Он
не сделал ни одной ошибки – Я считаю, что моему ученику стоит немножко позаниматься на эту тему – Для того, чтобы ликвидировать пробелы в этой теме, я предлагаю конверт №1 и №3 – Мой ученик готов к контрольной работе по данной теме – На основе листа самооценки я могу сделать вывод, что мой ученик, разбирается в данной теме и может переходить к изучению новой темы |
Опытным глазом посмотрите еще раз на результаты и определите, что знают и умеют ребята 3-его класса. Анализ совместной деятельности. | |
Ребята, ваши домашние задания находятся в конвертах, под номерами. Вы выбираете тот набор, на который вы сделали ошибки. А у кого ошибок нет, берет № конверта произвольно. |