Рабочая программа по физике-10, базовый уровень

Разделы: Физика


Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана  применительно к примерной программе  среднего полного общего образования по физике  в соответствии с примерными государственными стандартами.

Структура базового курса физики задана стандартом и реализуется использованием учебников Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева и Н.Н. Сотского (Физика. Учебники для 10 и 11 класса).

Базовый курс физики включает в основном вопросы методологии науки физики и раскрытие на понятийном уровне. Физические законы, теории и гипотезы в большей части вошли в содержание профильного курса.

Содержание конкретных учебных занятий соответствует обязательному минимуму. Форма проведения занятий (урок, лекция, конференция, семинар и др.) планируется учителем. Термин «решение задач» в планировании определяет вид деятельности.

В представленном планировании выделены параграфы учебника, которые отражают физическое содержание учебного занятия. Если в профильном курсе физики спланировано изучение всех параграфов, то сложнее решить какие параграфы остаются вне учебных занятий в базовом курсе физики.

Процесс систематизации знаний учащихся за базовый курс носит наряду с объясняющей функцией и предсказательную, так как и тот и другой курс должны сформировать у учащихся научную картину мира.

Методы обучения физике так же определяет учитель, который включает учащихся в процесс самообразования. У учителя появляется возможность управления процессом самообразования учащихся в рамках образовательного пространства, которое создается в основном единым учебником, обеспечивающим базовый и профильный уровень стандарта.

Учебный процесс при этом выступает ориентиром  в освоении методов познания, конкретных видов деятельности и действий, интеграции всего в конкретные компетенции.

Физика – наука о наиболее общих законах природы.  Именно поэтому, как учебный предмет, она вносит  огромный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывая  роль науки в развитии общества, одновременно формируя научное мировоззрение.

Изучение  физики  в общеобразовательных школах  направлено на достижение следующих целей:

  • формирование системы физических знаний и умений в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего  полного  общего образования и на этой основе  представлений о физической картине мира;
  • развитие мышления и творческих способностей учащихся, стремления к самостоятельному  приобретению новых знаний в соответствии с  жизненными потребностями и интересами;
  • развитие научного мировоззрения учащихся на основе усвоения метода физической науки и понимания роли физики в современном естествознании, а также  овладение умениями проводить наблюдения и опыты, обобщать их результаты; 
  • развитие познавательных интересов учащихся и помощь в осознании профессиональных намерений,
  • знакомство с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизнию.

При составлении программы  были использованы:

  • планирование   В.Ф.Шилов  Физика. 10-11 класс. Тематическое поурочное планирование. – М.: Просвещение, 2007
  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования;
  • региональный базисный  учебный план основного общего образования по физике;

Планирование составлено из расчёта  2 часа в неделю (70 ч в год) что соответствует   региональному базисному  учебному плану, но  изменено количество часов на изучение некоторых  тем  в соответствии с  опорой на  многолетний опыт  преподавания физики в старших классах. Выделены часы на  решение задач, не предусмотренные   вышеуказанным планированием, но так необходимые  для процесса формирования  умений применять полученные  теоретические знания на практике

Требования  к уровню подготовки

В результате изучения курса физики ученик должен:

  • Знать/понимать:
    • Смысл понятий: физическое явление, физический закон, гипотеза, теория,  вещество, поле, взаимодействие,  звезда, Вселенная
    • Смысл физических величин:  скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты
    • Смысл физических законов:  Ньютона, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики.
    • Вклад российских и зарубежных  ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физической науки
  • Уметь:
    • Описывать и объяснять физические явления:  движение небесных тел и искусственных спутников Земли, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электрические явления
    • Отличать гипотезы от научных теорий
    • Делать выводы на основе экспериментальных данных
    • Приводить примеры, показывающие, что  наблюдение и эксперимент  являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить  истинность  теоретических выводов,  физическая теория дает возможность объяснять не только известные  явления природы и научные факты, но и предсказывать  еще неизвестные явления
    • Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  интернет, научно-популярных статьях
    • Использовать приобретенные  знания и умения в повседневной жизни

Тематическое планирование базового  уровня стандарта

РАЗДЕЛЫ КУРСА ФИЗИКИ 10  КЛАСС

Кол-во часов
(базовый уровень стандарта)

Физика и методы научного познания. Механика 23
Кинематика  
Кинематика точки 8
Динамика  
Законы механики Ньютона 2
Силы в механике 6
Законы сохранения в механике  
Закон сохранения импульса 2
Закон сохранения энергии 5
Молекулярная физика. Тепловые явления 22
Основы молекулярно-кинетической теории 9
Температура. Энергия теплового движения молекул  
Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы  
Взаимные превращения жидкостей и газов 5
Твердые тела  
Основы термодинамики 8
Основы электродинамики 21
Электростатика 8
Законы постоянного тока 7
Электрический ток в различных средах 6
Резерв 2
Всего часов за 10 класс 68

Список литературы

Для учителя

  1. Серия  «Стандарты второго поколения». Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Шилов В.Ф. Физика: 10 – 11 кл.: поурочное планирование: кн. для учителя / В.Ф. Шилов. – М.: Просвещение, 2007.
  4. Мякишев  Г.Я., Буховцев  Б.Б., Сотский Н.Н.   Физика 10 класс
  5. ЕГЭ: 2013: Физика / авт.-сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель, Олимпиадные задачи по физике / С.Б. Вениг и др. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  6. Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике: кн. для учащихся 7-11 кл. общеобразовательных  учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.
  7. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., И.М. Гельфгат. Задачи по физике с примерами решений. 7-9 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.
  8. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. – М.: Илекса, 2008.
  9. Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 9 – 11 классы: Пособие для общеобразовательных  учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
  10. Всероссийские олимпиады по физике / Под ред. С.М. Козела, В.П. Слободянина. – М.: Вербум-М, 2005.

Для учащихся

  1. Мякишев  Г.Я., Буховцев  Б.Б., Сотский Н.Н.   Физика 10 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011.
  2. ЕГЭ: 2013: Физика / В.А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель,
  3. Олимпиадные задачи по физике / С.Б. Вениг и др. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  4. Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике: кн. для учащихся 7-11 кл. общеобразовательных  учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.
  5. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., И.М. Гельфгат. Задачи по физике с примерами решений. 7-9 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.
  6. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. – М.: Илекса, 2008.
  7. Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 9-11 классы: Пособие для общеобразовательных  учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
  8. Всероссийские олимпиады по физике / Под ред. С.М. Козела, В.П. Слободянина. – М.: Вербум-М, 2005.
  9. А.П.Рымкевич. Физика. Задачник 10-11 классы: Пособие для общеобразовательных  учреждений. – М.: Дрофа, 2012.

Приложение 1