Урок русского языка по теме "В словари – за частями речи". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


УМК: «Школа России»

Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 2 класс.– Москва, «Просвещение», 2012 г.

Цель урока: учить пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач.

Задачи урока:

  • учить находить в словарях полезную информацию, участвовать в презентации выполненных заданий, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари.
  • развивать метапредметные универсальные учебные действия;
  • воспитывать уважительное отношение к русскому языку,
  • формировать любовь к русскому языку.

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, приставка к маркерной доске «MIMIO», презентация к уроку, выставка словарей русского языка.

Оборудование для учеников:  учебники, ноутбуки, орфографический словарь, толковый словарь, словарь синонимов, словарь антонимов, орфоэпический словарь.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Ход урока

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап. Мотивационный
Цель: включение в учебную деятельность на лично-значимом уровне.
– Сегодня я предлагаю вам урок-проект.
– Нравится ли вам создавать проекты?
– Для чего нужны проекты?
– Почему так важно научиться выполнять проекты?
– На уроке мы будем
целеустремлёнными, любознательными, внимательными.
Обучающиеся анализируют опыт работы над проектами, на основе анализа ставят цели Целенаправленно слушать учителя и учеников Обучающиеся высказывают свои цели Оформлять свои мысли в устной речи Обучающиеся планируют свои действия на уроке:
цель – результат
Принимать и сохранять цели урока
2 этап. Планирующий
Цель: определить тему, цель и задачи проекта, выработать план действий, установить критерии оценки результата и процесса, согласовать способы совместной деятельности
– С чего начинается любой проект?
– Итак, появился сложный вопрос.
– Что следует за проблемой?
– Для того, чтобы добиться цели, что мы должны чётко представлять пути достижения цели?
– В результате любого проекта получается готовый продукт.
– Тема проекта, предложенная  авторами учебника, называется  «В словари – за частями речи».
– Предлагаю поразмышлять над темой проекта.
– Итак, первая часть: В словари.
– Знаете ли вы, что такое словари?
– Какие бывают словари?
– Умеете ли вы работать со словарями?
– В каких случаях мы обращаемся к словарям?

– Вторая часть темы: За частями речи.
– Какие части речи вы уже знаете?
– Что такое имя существительное?
– Имя прилагательное?
– Глагол?

– Таким образом, эта тема не случайна.
– Перед вами выставка словарей. Возникают ли у вас вопросы?
– Как вы думаете, в чём заключается проблема?
– Итак, какую мы поставим цель?
– Для того, чтобы добиться цели наметим пути её достижения.
– Таким образом, группы работают со словарями, выполняют грамматические задания, составляют свои собственные задания.
У нас получится практический проект, направленный на закрепление знаний и умений по теме: «Части речи».
– Для того,  чтобы оценить ваши работы, я предлагаю такие критерии оценки  работ. Оцениваться будет работа всей группы.

– Предлагаю вам распределить роли, договориться о совместной деятельности: кто какую работу выполняет.

Обучающиеся вместе с учителем определяют проблему, цель и задачи проекта, пути реализации проекта
Обучающиеся выдвигают предположения
Проявлять заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности Обучающиеся высказываются по вопросам реализации проекта Принимать участие в диалоге. Обучающиеся совместно с учителем планируют предстоящую деятельность Высказывать своё предположение относительно способов решения проблемы проекта.

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Физкультминутка.
3 этап. Информационно-операционный
Цель: выполнить грамматические задания, используя словари, составить свои задания.
– Ребята, вы сейчас приступаете непосредственно к выполнению проекта.
– Для того, чтобы вы не просто выполняли задания, предлагаю вам выдвинуть свои предположения, гипотезы, которые вы проверили в ходе выполнения задания.

1) Предположим, что во всех словарях есть все изученные нами части речи.

2) Предположим, что мы не сможем обойтись без словарей для выполнения заданий.

Обучающиеся выполняют задание, используя словари,  оформляют результаты  письменно, готовятся представить её перед классом Ориентироваться в словарях,
осуществлять поиск,
выделять существенную информацию,
составлять устное монологическое высказывание по результатам поиска.
Составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя.
Обучающиеся кооперируют усилия по решению учебной задачи,  сообщаются по вопросу выполнения задания  Договариваться  о распределении функций и ролей в совместной деятельности, слушать собеседника, понимать речь одноклассника, высказывать свою точку зрения, признавать существование различных точек зрения Обучающиеся распределяют обязанности между членами группы, планируют и осуществляют совместную деятельность Планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.
Выполнять действия по намеченному плану.
4 этап. Представление результатов и анализ работы
Цель: представление  результатов деятельности
– Давайте подведём итоги работы, полученный результат проанализируем и оценим.
Сделаем выводы:
– Проверим, подтвердились или не подтвердились гипотезы нашего исследования?

 – Какой у нас получился продукт проекта?

Выступающий строит ответ в соответствии со своей темой Преобразовывать информацию, полученную из словаря в словесную форму.
Строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Выступающие от группы рассказывают о результатах своего исследования.
Остальные ученики слушают.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Слушать и понимать речь других.
Оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в  общении правила вежливости
Обучающиеся на основе услышанного оценивают работу групп, отмечая и положительные, и отрицательные моменты Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами
5 этап. Рефлексия деятельности
Цель: самооценка результата деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания
– Урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги.
Выполнен проект, какие у вас чувства, эмоции?
– Что сегодня очень хорошо получилось?
Что не получилось, над чем ещё надо поработать?
– Какие факты урока вы запомнили?
– Как мы можем использовать полученные знания за рамками урока?
– Достигли вы своих поставленных целей?

Урок окончен.

Обучающиеся анализируют свою деятельность на уроке, предлагают свои идеи,
анализируют достоинства и недостатки в уроке,
обобщают полученные знания на уроке
Составлять устное монологическое высказывание по теме.
Анализировать изучаемые факты языка.
Осуществлять классификацию изученных фактов.
Проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя)
Обучающиеся строят высказывания об уроке, описывают свои эмоции, чувства, идеи Слушать собеседника, признавать существование различных точек зрения. Обучающиеся подводят итоги урока.
Сопоставляют цели и полученный результат
Понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи