УМК: «Школа России»
Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 2 класс.– Москва, «Просвещение», 2012 г.
Цель урока: учить пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач.
Задачи урока:
- учить находить в словарях полезную информацию, участвовать в презентации выполненных заданий, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари.
- развивать метапредметные универсальные учебные действия;
- воспитывать уважительное отношение к русскому языку,
- формировать любовь к русскому языку.
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, приставка к маркерной доске «MIMIO», презентация к уроку, выставка словарей русского языка.
Оборудование для учеников: учебники, ноутбуки, орфографический словарь, толковый словарь, словарь синонимов, словарь антонимов, орфоэпический словарь.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||||||
Ход урока |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
||||
1 этап. Мотивационный Цель: включение в учебную деятельность на лично-значимом уровне. |
||||||||||
– Сегодня я предлагаю вам урок-проект. – Нравится ли вам создавать проекты? – Для чего нужны проекты? – Почему так важно научиться выполнять проекты? – На уроке мы будем целеустремлёнными, любознательными, внимательными. |
Обучающиеся анализируют опыт работы над проектами, на основе анализа ставят цели | Целенаправленно слушать учителя и учеников | Обучающиеся высказывают свои цели | Оформлять свои мысли в устной речи | Обучающиеся планируют свои
действия на уроке: цель – результат |
Принимать и сохранять цели урока | ||||
2 этап. Планирующий Цель: определить тему, цель и задачи проекта, выработать план действий, установить критерии оценки результата и процесса, согласовать способы совместной деятельности |
||||||||||
– С чего начинается любой проект? – Итак, появился сложный вопрос. – Что следует за проблемой? – Для того, чтобы добиться цели, что мы должны чётко представлять пути достижения цели? – В результате любого проекта получается готовый продукт. – Тема проекта, предложенная авторами учебника, называется «В словари – за частями речи». – Предлагаю поразмышлять над темой проекта. – Итак, первая часть: В словари. – Знаете ли вы, что такое словари? – Какие бывают словари? – Умеете ли вы работать со словарями? – В каких случаях мы обращаемся к словарям? –
Вторая часть темы: За частями речи. – Таким образом, эта тема не случайна. – Предлагаю вам распределить роли, договориться о совместной деятельности: кто какую работу выполняет. |
Обучающиеся вместе с учителем
определяют проблему, цель и задачи проекта, пути
реализации проекта Обучающиеся выдвигают предположения |
Проявлять заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности | Обучающиеся высказываются по вопросам реализации проекта | Принимать участие в диалоге. | Обучающиеся совместно с учителем планируют предстоящую деятельность | Высказывать своё предположение
относительно способов решения проблемы проекта. Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). |
||||
Физкультминутка. | ||||||||||
3 этап.
Информационно-операционный Цель: выполнить грамматические задания, используя словари, составить свои задания. |
||||||||||
– Ребята, вы сейчас приступаете
непосредственно к выполнению проекта. – Для того, чтобы вы не просто выполняли задания, предлагаю вам выдвинуть свои предположения, гипотезы, которые вы проверили в ходе выполнения задания. 1) Предположим, что во всех словарях есть все изученные нами части речи. 2) Предположим, что мы не сможем обойтись без словарей для выполнения заданий. |
Обучающиеся выполняют задание, используя словари, оформляют результаты письменно, готовятся представить её перед классом | Ориентироваться в словарях, осуществлять поиск, выделять существенную информацию, составлять устное монологическое высказывание по результатам поиска. Составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя. |
Обучающиеся кооперируют усилия по решению учебной задачи, сообщаются по вопросу выполнения задания | Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, слушать собеседника, понимать речь одноклассника, высказывать свою точку зрения, признавать существование различных точек зрения | Обучающиеся распределяют обязанности между членами группы, планируют и осуществляют совместную деятельность | Планировать свою деятельность в
соответствии с поставленной задачей. Выполнять действия по намеченному плану. |
||||
4 этап. Представление
результатов и анализ работы Цель: представление результатов деятельности |
||||||||||
– Давайте подведём итоги работы,
полученный результат проанализируем и оценим. – Сделаем выводы: – Проверим, подтвердились или не подтвердились гипотезы нашего исследования? – Какой у нас получился продукт проекта? |
Выступающий строит ответ в соответствии со своей темой | Преобразовывать информацию,
полученную из словаря в словесную форму. Строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи. |
Выступающие от группы
рассказывают о результатах своего исследования. Остальные ученики слушают. |
Оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других. Оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости |
Обучающиеся на основе услышанного оценивают работу групп, отмечая и положительные, и отрицательные моменты | Оценивать совместно с учителем
или одноклассниками результат своих действий,
вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами |
||||
5 этап. Рефлексия
деятельности Цель: самооценка результата деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания |
||||||||||
– Урок подошёл к концу. Давайте
подведём итоги. Выполнен проект, какие у вас чувства, эмоции? – Что сегодня очень хорошо получилось? Что не получилось, над чем ещё надо поработать? – Какие факты урока вы запомнили? – Как мы можем использовать полученные знания за рамками урока? – Достигли вы своих поставленных целей? Урок окончен. |
Обучающиеся анализируют свою
деятельность на уроке, предлагают свои идеи, анализируют достоинства и недостатки в уроке, обобщают полученные знания на уроке |
Составлять устное
монологическое высказывание по теме. Анализировать изучаемые факты языка. Осуществлять классификацию изученных фактов. Проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя) |
Обучающиеся строят высказывания об уроке, описывают свои эмоции, чувства, идеи | Слушать собеседника, признавать существование различных точек зрения. | Обучающиеся подводят итоги
урока. Сопоставляют цели и полученный результат |
Понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи |