Существуют два основных подхода к образованию и воспитанию. Первый исходит из того, что человечество накопило огромный опыт и стремится в обобщённом виде передавать его подрастающему поколению. На педагогическом уровне это означает, что учитель является носителем всего человеческого опыта, он систематически формирует личность воспитанника. Наша школа десятилетиями практиковала его. Его преимущества очевидны – интенсивность образования, ориентация на будущее человека и общества, вера в возможности педагога «научить всему». Не менее известны и недостатки этого подхода – педагогический авторитаризм, игнорирование индивидуальных потребностей каждого ребёнка, давление общества на педагога.
Бытует легенда, что советская школа давала отличную академическую подготовку. Да, давала, но только тем, кто брал, а таких было немного. Но оказавшись в условиях зарубежных университетов, где нужно было самостоятельно составлять себе учебный план, советские выпускники обычно оказывались несостоятельными, быстро отставали и даже становились добычей неврозов.
Известен второй подход к образованию, который становится всё более популярным. Он ставит во главу угла идею саморазвития личности, идею опоры на индивидуальный опыт каждого ребёнка, отсюда цель образования – не научить школьника запоминать факты, а помочь ему открыть собственную уникальность и развивать её.
Английский психолог Джон Равен приводит сокрушительные данные: 50% информации, запоминаемой учащимися, забывается уже через год, а через два – 80%. Он же исследовал сравнительную важность целей образования по мнению учеников и учителей. В качестве наиболее важных целей образования ученики единодушно называли развитие уверенности и инициативы, формирование независимости, воспитание личности. Учащиеся нуждаются в средствах выявления и развития своих индивидуальных способностей, в поиске возможности их применения, наконец, в том, чтобы их просто оценили по достоинству. Так считают мальчики, так считают девочки, так считают родители. И, что самое интересное, учителя тоже так считают. Но в своей практической деятельности не руководствуются этими целями, потому что их работу судят по другим стандартам. Таковы выводы английского психолога.
Однако жизнь не стоит на месте, общество приходит к пониманию того, что посредством образования оно может формировать себя в желаемом направлении. Инновационные процессы активно способствуют коренному обновлению системы образования. Законы РФ «Об образовании» (1996г) закрепил за современным образовательным учреждением возможность работать по-новому, полноценнее осуществлять процесс развития личности. И наша школа сегодня взяла курс на личностно-ориентированные педагогические технологии.
Каким же должен быть современный урок в адаптивной школе? Что необходимо знать и уметь учителю в новых условиях образовательного процесса, планируя и организуя деятельность учащихся на уроке.
Таким образом, наша задача – создать на уроке активизирующую образовательную среду, в которой каждый ученик получит возможность найти и проявить себя.
Можно процитировать бесчисленное количество высказываний учёных, характеризующих урок с различных сторон. И все их авторы по-своему правы, потому что оценить такую сложнейшую систему, как урок через ракурс какой-либо одной позиции невозможно.
Попытаемся рассмотреть некоторые исходные теоретические позиции, на основе которых этот процесс осуществляется в современной школе. За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем даёт 25 тысяч уроков. В процессе подготовки и проведения урока ему приходится решать сложнейшие вопросы современной теории и практики. Каждый школьник за годы учёбы посетит не меньше 10 тысяч уроков. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается.
Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с ней должен осуществляться каждый урок.
Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.
Цель урока, исходя из общей идеи, носит триединый характер и состоит из трёх взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего. Достигается она посредством решения целого ряда задач, которые ставятся и решаются на каждом учебно-воспитательном моменте урока.
В условиях адаптивной системы обучения преимущественной является самостоятельная деятельность учащихся, управляемая учителем. Одновременно возрастает и индивидуальная работа с учеником.
Адаптивным можно назвать урок, который максимально обеспечивает оптимальную адаптацию к индивидуальным особенностям учащихся, охватывая продуктивную новаторскую практику и передовую педагогическую мысль. Простейшая организационная модель её выглядит так:
Учитель обучает всех учащихся |
|
Учитель работает индивидуально |
Учащиеся работают самостоятельно |
Представляются важными подходы к современному уроку на основе когнитивной психологии, дифференциации, стимулирования учебной деятельности. Следует знать, что одна и та же информация независимо от сознательного контроля человека активирует различные интеллектуальные процессы её распознавания и анализа в соответствии с требованиями ситуации. Эти сети, смыслы и значения понятий индивидуальны и зависят от состояния когнитивного фонда ученика в виде множества известных ему понятий с принадлежащими им смыслами и значениями и связями различного вида между ними.
Понятие «когнитивный» в переводе на русский язык означает «познавательный». Существует специальная наука – когнитивная психология, которая исследует познавательные процессы человека. Мы не будем вдаваться в тонкости когнитивной психологии, но отметим, что управляющие процессы влияют даже на восприятие информации и её хранение в тайниках памяти, не говоря уже о последующих этапах её преобразования. Этот факт неоднократно подтверждён в различных экспериментальных исследованиях. Один пример. Две группы испытуемых читали один и тот же достаточно подробный рассказ, содержащий множество конкретных деталей, о доме богатой семьи. Первая группа читала текст с точки зрения возможного покупателя дома, а вторая – с позиции вора-взломщика. Как и следовало ожидать, читавшие текст в роли вора, запоминали элементы, которые могли бы быть потенциальной добычей, а «покупатели» чаще воспроизводили характеристики состояния дома.
Таким образом, взаимодействие человека с информацией отнюдь не подобно полной объективной фиксации данных, а скорее напоминает отражение с помощью кривого зеркала. Человек воспринимает информацию с помощью доступных ему когнитивных средств, если же эти средства отсутствуют, то информация либо не воспринимается, либо частично искажается. Когнитивные схемы человека формируются в течение всей жизни.
Понятие когнитивной схемы является, по мнению исследователей, центральным в попытке построения учебного процесса. Может показаться, что привезённая аргументация достаточно банальна и сводится к признанию индивидуальных различий между познавательными возможностями разных людей – факту давно и хорошо всем известному. Действительно, каждый учитель прекрасно знает, что его ученики отличаются по способностям. Известно и название способа «борьбы» с этим явлением – индивидуализация обучения. Почему же практическая реализация этой «борьбы» вызывает столь большие трудности и очень редко приводит к качественным изменениям когнитивной сферы учащихся?
Вероятно потому, что знания учителей об этом неглубоки, носят констатирующий характер: ребёнок обладает хорошими(низкими) способностями, внимателен (невнимателен), работоспособен (быстро утомляется) и т.п.
Эти знания не указывают учителю пути коррекции недостатков.
Каким объёмом понятий владеет ученик? Каков качественный состав его понятийной базы? Какими логическими операциями владеет? Может ли делать логические умозаключения? На эти вопросы современный учитель отвечать пока не научен и вряд ли в педагогической литературе найдёт ответ на них. Но без этого мы не сможем помочь личности развиваться и не окажем ребёнку действительно адресную помощь.
Многие проблемы с успеваемостью обусловлены тем, что школьники не в состоянии обнаружить логические связи между понятиями.
В МГУ был проведён эксперимент. Студентам психологического факультета предложили решить следующий силлогизм:
Иван и Борис всегда едят вместе.
Борис сейчас ест.
Что делает сейчас Иван?
Только 20% давали правильный ответ немедленно. Наиболее частый ответ – не знаю. Мы часто полагаем, что слова родного языка воспринимаются всеми его носителями одинаково, однако исследования показывают, что мы часто говорим как бы на разных языках, дети искажённо понимают то, что мы считаем ясным и очевидным.
Обучающая среда должна инициировать познавательную деятельность учащегося. Урок должен формировать когнитивные схемы в сознании учеников до того, как начинается систематическое изучение предметного материала, поскольку вне этих схем становится невозможным адекватное восприятие информации. Исследование показывает, что при существующем положении дел для изучения одной из тем курса физики, на которую отводится 4 часа, реально требуется около 30 часов. Для адаптивной школы когнитивная психология представляется необходимой основой изучения и развития личности учащегося. Только с учётом когнитивных особенностей можно по-настоящему дифференцировать обучение.
Дифференциация обучения – это важный фактор развития познавательных интересов школьников. Дифференцированный подход позволяет учитывать индивидуальные особенности ребёнка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.
В условиях дифференциации ученик имеет возможность определить направление самореализации на основе своих интересов.
Анализируя дифференциацию, учёные описывают её в различных моделях:
- Модель потоков (выделяются различные потоки: продвинутый, средний, низкий).
- Модель гибкого состава классов (по ряду предметов ученики занимаются в разнородных группах, по другим – ключевым – в однородных).
- Модель разнородных классов.
- Интерактивная модель – создаются разнородные группы. Основное внимание уделяется развитию индивидуальности, самостоятельности в обучении.
Внутриклассная дифференциация широко распространена в практике школы. Самой распространённой её формой является выполнение учениками заданий различного уровня сложности. Например, на самом простом уровне предлагается прочитать параграф, пересказать его, выделив основные мысли; на более сложном уровне – составить план и вопросы к параграфу; на самом сложном – прочитать параграф, дать аннотацию и рецензию на него.
Способы включения дифференцированных заданий в учебный процесс разнообразны. Их можно объединить в 2 группы: первая – учитель может дать задание каждому ученику, вторая – ученики могут сами выбрать задание. К самостоятельному выбору заданий учеников надо готовить. На первом этапе учитель рассказывает о сложности каждого задания, советует, какое задание выбрать, на втором этапе – рассказывает о сложности задания, но выбирают сами ученики. Учитель корректирует их выбор. На заключительном этапе ученики сами определяют сложность задания и сами выбирают.
Такая работа способствует формированию адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний учеников. В процессе обучения учителя всегда ориентировались на максимум содержания учебного материала. Это вызвало перегрузку учащегося, т.к. он ставил задачу усвоить максимум знаний по всем предметам. Каждый ученик вправе самостоятельно определить, на каком уровне он освоит учебный материал. Единственное условие – этот уровень не должен быть ниже уровня обязательной подготовки.
Формой внутренней дифференциации является групповая работа учащегося, которая предполагает чёткую постановку целей в образовательной деятельности: что ученики должны знать, уметь, какие ценности должны у них формироваться в ходе учения. При дифференцированном обучении учитываются интеллектуальные способности, специальные способности, интересы и будущая профессия: учащиеся готовят доклады, рефераты по темам, интересующим их, изготавливают модели, макеты, проводят микроисследования.
Ещё одним важным аспектом современного урока является реализация принципа педагогической поддержки, т.е. стимулирование познавательной деятельности учащегося. Это значит:
- верить в каждого ребёнка и его возможности,
- оценивать не личность, а действия, поступки,
- видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребёнком,
- проявлять внимание к каждому ребёнку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их,
- помогать каждому в поиске своего «Я».
Готовясь к семинару, я подумала, как же наши ученики понимают значение этого слова – урок – и каким хотят его видеть. Вот что пишут в своих анкетах шестиклассники: на 1 вопрос:
- «Урок – это 40 минут получения знаний»;
- «Это время, которое ты должен проводить хорошо»;
- «Когда ты получаешь новые уроки жизни»;
- «Это время, чтобы получить оценки и быть умным»;
- «Это время знаний, тишины, учёбы, долгих размышлений и упорства»;
- «Это несчастных 40 минут для познавания чего-нибудь интересного, загадочного, он должен быть не 40, а 50 минут».
Ответы одиннадцатиклассников на этот вопрос:
- Это один из способов получения знаний;
- Это ограниченное время, во время которого ученик получает какую-либо информацию и даёт понять, как он её усвоил.
- Это 40 минут, во время которых учитель нам пытается дать знания, а мы не пытаемся их получить.
1 ответ: «Это 40 минут мучения…»
На вопрос, «Каким должен быть современный урок» ожидала увидеть претензии на информационные технологии и нечто подобное. Однако наши дети говорят:
В 6 классе половина класса мечтает о спокойном поведении одноклассников, увеличении времени урока до 50-60 минут. Больше самостоятельных работ, опросов «сосед к соседу».
Для одиннадцатиклассников современный урок:
- «должен быть познавательным, интересным»,
- «получаемая информация должна поглощаться с интересом»,
- «урок должен быть свободным»,
- «доброжелательное и весёлое настроение учителей, а также интересная тема»,
- «урок должен быть в виде дискуссии, чтобы каждый мог выразить своё мнение»,
- «чтобы больше работали самостоятельно, но не дома, а на уроке»,
- «чтобы давали знания, которые пригодятся в будущей жизни».
Как видим, наши дети не требуют невозможного. Что-то ожидая от учителя, они требовательны к себе:
«Ольга Владимировна, чтобы я хорошо учился, мне всего лишь надо усердие», – пишет Ваня Ч. из 6а.
Недостаточное стимулирование учебной деятельности учащихся является одной из главных причин понижения мотивации к познавательной деятельности к 7 классу и далее. Учителю важно определить, какие стимулы использует он, и какие приветствуются учениками. Это можно сделать, обратившись к опроснику «Учебные стимулы». Приведённые стимулы классифицируются затем по карте стимульных компонентов.
Современный урок – это не просто «единица учебного времени», это не отрезок пути, а часть прямой, ведущей личность к обретению себя в сложном мире. Если мы дали детям только сознание неповторимости своей личности и ничего больше, значит, мы дали главное. У Сент-Экзюпери есть замечательное высказывание о любви, выраженное в простых, почти детских словах: «Может быть, любовь – это когда я потихоньку веду тебя назад, к тебе». Может быть, и образование также – не желание сделать тебя похожим на меня, а желание привести тебя к тому, что ты есть на самом деле, к твоей индивидуальности.