Урок окружающего мира по теме "Трудные времена на Русской земле". 4-й класс

Разделы: История и обществознание, Начальная школа

Класс: 4


Цель: формировать представления учащихся о важных событиях XIII века.

Задачи:

  • Предметные:
    • познакомить с историей монголо-татарского нашествия на Русь;
    • познакомить с исторической личностью Александра Невского;
    • формировать представления о военном деле на Руси;
    • изучить историческое значение Невской битвы и Ледового Побоища.
  • Метапредметные:
    • понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;
    • прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь;
    • обсуждать причины поражения Древней Руси;
    • сравнивать и описывать вооружение  древнерусских и монгольских воинов;
    • находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками;
    • формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения на уроке.
  • Личностные:
    • формирование чувства гордости за свою Родину, русский народ и историю России;

Оборудование:

  • учебник «Окружающий мир» 4 класс А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова;
  • рабочая тетрадь «Окружающий мир» А.А. Плешаков;
  • карточки с тестом;
  • карточки с индивидуальным заданием;
  • карта «Нашествие монголо-татар на Русь».
  • диск с фрагментом видеофильма «Александр Невский»

План урока:

I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Самоопределение к деятельности.
IV. Работа по теме урока.
V. Физкультминутка.
VI. Работа по теме урока (продолжение).
VII. Закрепление изученного материала.
VIII. Рефлексия.
IX. Подведение итогов урока.
X. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент 1 мин. Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Проверяют наличие учебных принадлежностей.
Актуализация знаний

1. Индивидуальные задания:

2. Тест (Приложение 1)

3. Самопроверка.

9 мин.  

– Подготовить рассказ о  возникновении  письменности на Руси;
– Подготовить рассказ о рукописных книгах Руси;

 

 – Вспомним, как возникла письменность и о первых книгах на Руси.

 

2 ученика готовят рассказы по вопросам карточек.

Выполняют тест.

Проверяют себя по шаблону на доске.
2 учащихся выступают с подготовленными рассказами по карточкам

Самоопределение к деятельности

1. Чтение отрывка из стихотворения учеником

2. Беседа

3. Определение темы и цели урока.

2 мин.  

– Послушайте отрывок из  стихотворения И.С. Никитина «Русь», подумайте, какие мысли и чувства о Русской земле хотел передать автор.

– Какие мысли и чувства о Русской земле хотел передать автор?
– Всегда ли на Руси было мирно и спокойно?
– Какие времена наступали, когда на нее нападали враги?
– Предположите, о чем пойдет сегодня речь на уроке.

 

Чтение отрывка из стихотворения учеником. (Приложение 2)
Слушают стихотворение.
Отвечают на вопросы.

 

Предполагают тему урока, ставят цели.

Работа по теме урока

1. Работа с толковым словарем

2. Рассказ учащегося

3. Сравнение снаряжения монгольского и русского воинов. 

4. Рассказ учителя.

 

 

5. Работа с картой

6. Рассказ учителя.

7. Беседа.

 

 

 

 

 

 

8. Работа с толковым словарем

9. Вывод.

9 мин. – Сегодня мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества. Узнаем, как Русь отстаивала свою независимость в борьбе с захватчиками. В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания.  С востока из Азии напали степные кочевники монголо-татары.
– Давайте узнаем, кого называют кочевниками? (Переезжающие с места на место монгольские племена)
– Чем они занимались?

Послушаем, как жили кочевые племена монгол.

– Рассмотрите рисунок воинов: русских и монгольских. Сравните их.

– Поздней осенью 1237 года внук хана Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско.
Первым русским городом оказалась Рязань. Когда полчища Батыя нападали на Рязань, князь Юрий попросил помощи у князей, которые правили в Чернигове и Владимире. Но напрасно ждал он подмогу. Помощь не пришла. Город был разгромлен, а все его жители погибли.
В феврале 1238 г. полчища Батыя осадили Владимир. Владимирский князь ждал помощи от Киевского и Новгородского князей. Но, ни один из них не пришёл на помощь. Город пал. Последние защитники Владимира погибли в пламени пожара в Успенском соборе.
– Проследим путь войска хана Батыя по карте.
– Монголо-татары заняли Коломну, Москву, Тверь.  Завоевали, разрушили и сожгли прекрасные города.
Захват городов продолжался. Батыю открылась дорога на богатый город Новгород. Однако он повернул назад.
– Как вы думаете, почему? (В битвах с русскими ратями монгольское войско поредело. Недостаточно было запасов продовольствия и фуража для коней. Разведка донесла, что город имел мощные укрепления. Во главе военных сил стоял способный и талантливый князь. Лесисто-болотистая местность не располагала  для ведения боя коннице монгол).
В конце марта монголы подошли к небольшому городу-крепости Козельску. Семь недель продолжалась осада и штурмы. Под стенами Козельска погибли тысячи воинов. Когда же были истреблены все горожане, монголы прозвали Козельск «злым городом» и полностью разрушили его.
В 1240 году был захвачен и разрушен город Киев.
После этого закончилось завоевание Руси.
Батый повернул назад и в низовьях Волги основал столицу своего государства, которая называлась Золотая Орда. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде. Теперь Руси пришлось выплачивать дань Орде.

– Что значит слово «дань»? (Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа.)

– Почему же Русь покорилась?
(между русскими князьями не было согласия, они не стремились помогать друг другу, соперничали друг с другом.)

Дети в парах работают с толковым словарем, находят значение слова кочевники
Ответы учащихся.

Учащийся рассказывает об образе  жизни и  характере монгольских племен. (Приложение 3)                                             

Описывают и сравнивают снаряжение русского и монгольского воина.

 

Работа с картой учебника.

 

 

 

 

 

Работают группами с картой учебника.

 

Предположения детей.

Дети в парах работают с толковым словарем, находят значение слова дань

Предположения детей

Физкультминутка. 1 мин. Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть
Выполняют упражнения.
Работа по теме урока. (продолжение)

 

1. Рассказ ученика.

 

2. Рассказ учителя.

 

3. Работа со схемами схему построения войска немецких рыцарей и русского войска.

 

4. Просмотр фрагмента фильма «Александр Невский»

9 мин. – Итак, в 13 веке Русь надолго попала в зависимость к Золотой Орде. Сложившейся ситуацией   поспешили воспользоваться шведские захватчики и немецкие рыцари-крестоносцы.  Конечной целью захватчиков были города Новгород и Псков.

– Однако, несмотря на это, два года спустя на Русь вновь подверглась нападению. Но уже это были немецкие рыцари-крестоносцы. Так их называли так потому, что на их одежде и вооружении был изображен крест. Их армия была очень мощная и сильная.  
В бою рыцари строились тупоконечным клином. Его острие составляли закованные в железо рыцари на конях. Конные рыцари находились и по бокам клина. А внутри его стояли пешие воины. Мощным ударом клин рассекал строй противника, дробил и  обращал в бегство его войско. Затем пешие воины преследовали и по частям уничтожали бегущих.
Александр, зная о приеме врага, строится клином, по краям поставил конницу, а в центре бойцов, вооруженных луками, топорами, мечами и крючьями, чтобы стаскивать рыцарей с лошадей.
Битва началась 5 апреля 1242 года и проходила на льду Чудского озера. Упорно дрались русские воины. Трудно было сдерживать натиск рыцарей, закованных в тяжелые доспехи. Но получилось так, что рыцари, сумев смять центр русских сил, сами же оказались в западне. Сбитые в кучу, они стали легкой добычей. Как вихрь, налетела с боков русская конница. Рыцари дрогнули и начали отступать. Многие из-за своих тяжелых доспехов утонули в озере, уходя под лед вместе с лошадьми.
– Посмотрим, как это было (диск с фрагментом видеофильма «Александр Невский»)

– Именно после этой битвы князь Александр Невский произнес свои знаменитые слова: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

 

Работа с картой.

Ученик рассказывает о Невской битве. (Приложение 4)

Рассматривают изображение немецкого рыцаря

Рассматривают схему построения войска немецких рыцарей.

Рассматривают схему построения русского войска.

Работа с картой

Просмотр фрагмента фильма «Александр Невский»

Закрепление изученного материала
1. Работа в рабочей тетради.

2.  Работа с кроссвордом

9 мин.  

– Выполните задание №1 на с.20 в рабочей тетради

– А  сейчас я предлагаю вам отгадать кроссворд  (Приложение 5)

 

Выполняют задание в рабочей тетради

Отгадывают кроссворд в парах.

Рефлексия 2 мин. – Кто доволен своей работой на уроке?
– Какое задание было сложно выполнять?
– Оцените свою работу на уроке смайликом.
Оценивают свою работу на уроке.
Подведение итогов урока 2 мин. – Как вы считаете, почему 13 век назван трудными временами для Руси?
– Как вы думаете, почему Русь не смогла организовать достойный отпор полчищам Батыя?
– Какое значение для Руси имела битва на Неве и Ледовое побоище?
– Русь оказалась под гнетом Золотой орды
– Русские князья не объединились в борьбе против захватчиков.
– Русь отстояла свои северо-западные рубежи, выросло ее значение в глазах русских людей
Домашнее задание. 1 мин. Учебник: с. 59-63 – пересказать, Рабочая тетрадь: с 20 № 2. Записывают домашнее задание

 Литература:

  1. Дмитриева О.И, Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу окружающий мир 4 класс, Москва ВАКО 2004 г.
  2. Плешаков А.А. Рабочие программы. Окружающий мир 1-4 классы, Москва, Просвещение 2011 г.
  3. Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир 4 класс, Москва ВАКО 2013 г