Цель: ознакомление учащихся с искусством древнего Египта.
Задачи:
- Познакомить учащихся с особенностями древнеегипетского искусства.
- Воспитывать эстетический вкус учащихся, понимание связи искусства с жизненными ценностями древнеегипетского общества,
- Уважительное отношение к памятникам истории и искусства, понимания связи прошлого и настоящего, развития современного мира.
- Развивать логическое мышление учащихся, умения выполнять проблемные задания, составлять сообщения, выполнять тесты, определять художественные достоинства произведений искусства, составление словаря урока, навыков смыслового чтения.
Тип урока: изучения нового материала с интеграцией истории и ИЗО.
Методы: рассказ учителя, сообщения учащихся, выполнение проблемных заданий, групповых и индивидуальных заданий, самостоятельные работы учащихся: составление слов, заполнение таблицы, работа с учебными пособиями.
Оборудование урока:
- Карта "Древний Египет"
- Иллюстрации альбома " Культура древнего мира"
- Тестовые задания.
- План древнеегипетского храма.
- Словарь урока.
- Презентация «Искусство древнего Египта»
Оформление доски:
Тема урока.
Задания: заполнить таблицу "Искусство
древнего Египта"
Вид искусства | Произведение искусства |
живопись | |
скульптура | |
архитектура |
Ответить на вопросы:
– Какие виды искусства получили развитие в
древнем Египте? Что повлияло на их развитие?
– Какие произведения древнеегипетского
искусства вам запомнились? Какое впечатление они
на вас произвели?
– Каким правилам (канонам) следовали египетские
мастера?
– Какое произведение искусства Древнего Египта
вы взяли бы в наше время? Почему?
Заполнить словарь урока, написать соответствующее определению понятие.
Опережающие задания:
- Подготовить сообщения по темам: "Пирамиды в Гизе", "Гробница Тутанхамона", "Большой сфинкс".
- Нарисовать рисунок по теме "Древний Египет"
ХОД УРОКА
Мотивационная беседа:
Учитель определяет цели и задачи урока.
Учитель истории: Древнеегипетское искусство отличается волнующей таинственностью. На берегах, сотворившего египетскую цивилизацию Нила, находятся памятники искусства, восхищающие современного человека. Кажется, непостижимым, что более 5 тысяч лет назад, люди владели секретами мастерства, позволившими создать грандиозные и величественные сооружения. И сегодня они поражают нас своей мощью и красотой. Все древнеегипетское искусство тесно связано с верованиями египтян. Жизнь после смерти существует, дух обязательно вернется в тело и обретет новую жизнь. Чтобы обеспечить умершему новую, уже вечную жизнь, нужно было сохранить его тело и снабдить в могиле всем необходимым, чтобы вечный дух мог вернуться в тело. Человек наделен несколькими душами. Одна из душ его невидимый двойник, олицетворение жизненной силы, после смерти обитала в его статуе, изготовленной из камня с соблюдением портретного сходства. Статуя помещалась в гробницу. Жизнь в загробном мире была продолжением земного бытия. В древнем Египте ваятель назывался "санх", что значит "творящий жизнь". Творчество приобретало в представлении людей магическую силу. Изображения на стенах гробниц давали возможность пользоваться всеми благами, которые окружали человека при жизни.
Учитель ИЗО: Огромную роль в Египте
играла скульптура. Это вид искусства, объемное
изображение человека или животного. Для
древнеегипетской скульптуры были характерны:
спокойствие, величественные, застывшие позы,
однообразные жесты, бесстрастные лица – ничто не
должно мешать узнать свое тело, свою статую.
Статуи высекались по заранее прочерченной
разметке, из прямоугольного блока камня, а затем
тщательно прорабатывались детали. Скульптор
соблюдал особые правила – каноны. Вот как
восседает вельможа: его ноги сомкнуты, одна рука
прижата к груди, другая – к коленям. Это не
естественная поза живого человека. Фараоны,
жрецы, вельможи изображены так, словно они
заколдованы: вперед устремлены их взгляды, в
одинаковой позе застыли тела.
Попробуйте найти и другие правила.
Учитель истории: Взгляните на статую
писца Каи (середина 3 тыс. до н.э.). Он сидит с
поджатыми ногами, на коленях у него развернутый
свиток папируса. Внешне сдержанный, но внутренне
напряженный, он, словно ловит каждое слово своего
господина. Знамениты парные статуи царевича
Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина 3
тыс. до н.э.). Они восседают на кубических
тронах. Эти молодые люди наивны и чисты, они
верят, что приобщаются к вечной жизни. Тела
окрашены согласно традиции: у Рахотепа в
красновато-коричневый цвет, у Нофрет – в
светло-желтый. Нофрет в белой облегающей одежде,
коротком черном парике и цветном ожерелье. Ее
круглое лицо, глаза, инкрустированные
голубоватым кварцем, кажутся удивительно живыми.
Иными были изображения живых богов-фараонов. Их
величие подчеркивалось огромными статуями,
высеченными из скал. Спокойны, огромны,
невозмутимы владыки всего живого – египетские
фараоны. Самым загадочным изображением фараона
был большой сфинкс –"отец ужаса".
Сообщение учащихся «Большой сфинкс»
Учитель ИЗО: Всему миру известен великолепный скульптурный портрет царицы Нефертити (конец 15 века до н. э.). Здесь можно заметить отступление от незыблемых канонов. Это бюст, сделанный из известняка, раскрашенный и обвитый золотой лентой. Он дает представление о совершенной красоте царицы: гармоничности ее строгих черт, безупречном овале лица, стройной шее, украшенной ожерельем; горделивой и свободной посадке головы в высоком царском уборе синего цвета. Портрет полон обаяния, женственности, вечной красоты. На лице Нефертити глубина и ясность переживаний, сияющие прекрасные глаза, чуть приоткрытые нежные губы. Сама жизнь светится в этом изваянии. Автором скульптурных изображений Нефертити был начальник царских скульпторов – Тутмес. Когда бюст обнаружили археологи, оказалось, что в нем отсутствует один глаз. Ученые не сразу поняли почему. Оказывается бюст изображал живую царицу, и, чтобы та случайно не покинула живую Нефертити и не переселилась в бюст, скульптор создал его без глаза. Фараон Эхнатон очень любил свою жену Он посвятил ей красивое послание.
Я люблю сладкое дыхание твоего рта,
Я каждый день восторгаюсь твоей красотой.
Мое желание – слышать твой прекрасный голос,
Звучащий словно шелест северного ветерка.
Молодость возвращается ко мне от любви к тебе,
Дай мне твои руки, что держат твой дух,
Чтобы я смог принять его и жить им
Называй меня моим именем вечно, а мне
Без тебя всегда (чего-нибудь) не будет хватать.
Учитель истории: Одним из видов скульптуры является рельеф – скульптурное изображение на плоскости. Известный рельеф плита фараона Нармера. Цель скульптора – рассказать о величии Нармера. Сюжет: фараон в короне раздробляет булавой голову вождю северян. Поверженный вождь покорно принимает смерть. Что кажется вам необычным в этом изображении? Как вы думаете, почему скульптор использует этот прием? (Поверженный мал по сравнению с фараоном). Этим приемом художник подчеркивает могущество владыки Египта. Не только враги, но и ближайшие вельможи изображены втрое и вчетверо меньше его. Сокол, олицетворяющий божество, протягивает царю веревку, привязанную к голове поверженного врага. На другой стороне плиты, Нармер шествует к месту, где лежат связанные и обезглавленные враги. Внизу он же, в виде быка, ломает рогами стену и топчет еще одного врага. Два гепарда с непропорционально длинными шеями образуют круг, на котором держится вся композиция.
С каким видом искусства вы познакомились? Каким канонам-правилам следовали египетские скульпторы? Почему именно этот вид искусства получил особое развитие? (Фигура фараона всегда была большого роста, статуи мужчин и женщин раскрашивали разными цветами, верхняя часть туловища выглядела так, будто мы смотрим на него спереди, а ноги сбоку. Голова тоже повернута к нам боком, но глаза расположены так, словно мы смотрим человеку прямо в лицо).
Учитель ИЗО: Для египтян важно было не только создать достоверные, точно передающие облик человека скульптуры, но и окружить умерших всем, что может понадобиться им после смерти. Поэтому в древнем Египте получил развитие еще один вид искусства – живопись. Стены гробниц фараонов и знатных египтян украшены фресками. Фреска – это роспись красками сырой штукатурки. Мастера живописцы тоже следовали незыблемым правилам-канонам. Искусные художники создавали на стенах гробниц яркие росписи. Верили, что изображения оживут, и умерший будет вечно наслаждаться привычными для него видами Египта и картинами жизни. Вельможи требовали изобразить в своих гробницах сбор налогов, заседание суда, прием иноземцев с богатыми дарами. В гробницах жрецов – религиозные шествия, добыча, поступающая в сокровищницу храма. Сюжеты стенных росписей самые разнообразные: от работ в мастерских до скорбных погребальных церемоний. Для росписи стен использовали натуральные минеральные краски. Они не потеряли своего цвета до наших дней. Одна из фресок изображает сцены охоты и рыбной ловли в нильских зарослях. На птиц охотятся с бумерангом и сетью, рыбу ловят острогой. Дикая кошка затаилась на прогнувшейся под ее тяжестью ветке цветущего папируса, нарядная стая ярких птиц укрылась на акации с ажурной листвой.
Обратимся к цветной иллюстрации. Что изображает эта стенная роспись? Дополните таблицу названиями росписей в учебном пособии.
В гробницах находилось множество предметов, связанных с загробной жизнью умершего. Древние статуэтки составляли целые группы – слуг, пахарей, прачек, пастухов, воинов, лодочников. Там же найдена разнообразная мебель, изысканные ювелирные украшения, сосуды для вина, масла, благовоний. Керамика насыщенных, ярких и глубоких тонов: бирюзовых, синих, зеленых.
Учитель истории: В Египте получила развитие архитектура – искусство строить и украшать здания. Египтяне первыми в мире научились возводить красивые каменные постройки. Огромные богатства, накопленные фараонами, позволяли египтянам строить так много, величественно и красиво, как не умел ни один народ на древнем Востоке. Стройкой руководил специально обученный жрец-архитектор, умевший производить сложные математические расчеты. Рабочих-строителей, возглавляемых чиновниками-бригадирами, было не так уж много, и они выполняли самую сложную работу – окончательную обработку каменных блоков, их шлифовку и укладку. От точности при обработке и укладке камней зависело очень многое, ведь египтяне не скрепляли камни специальным раствором, а просто клали их один на другой, как делают дети, строящие из кубиков. Прочность и устойчивость здания зависели от того, насколько хорошо блоки прилегали друг к другу. Архитектура играла главную роль в искусстве Египта. Здесь зародились классические архитектурные формы: пирамида, обелиск, пилон, колонна. Самые знаменитые постройки египтян – пирамиды.
«Все на свете боится времени, лишь время боится пирамид», – сказал арабский историк.
Сообщение учащихся "Пирамиды в Гизе".
Пирамиды строились десятилетиями. Это гробницы фараонов; гроб с телом царя – нетленной мумией, устанавливали в потайном помещении внутри пирамиды, входы в погребальную камеру и в саму пирамиду закладывали камнями. Фараон начинал строить для себя пирамиду с первых дней своего правления, но не каждый успевал закончить. Самые высокие (их называют великими) возведены в эпоху древнего Царства, неподалеку от столицы Мемфис фараонами Хуфу (Хеопс) и Хафра (Хефрен) Высота –146,7м., вес – 6млн. тонн. Гробницы – пристанища одной из душ. Нельзя было жалеть золота, серебра, драгоценных камней, черного и эбенового дерева, слоновой кости для того, чтобы сделать будущий дом красивым и приятным.
Учитель ИЗО: Египтяне считали, что жилища нужны не только людям, но и богам. В глубокой древности храмы-жилища богов – строились из тростника и глины, как и хижины людей. Эти храмы не сохранились: тростник сгнил, а глина рассыпалась. Позже храмы стали строиться из камня, они напоминали дворцы. В праздничные дни торжественное шествие медленно двигалось по длинной дороге, ведущей от самого Нила к храму. Справа и слева на идущих смотрели каменные лица сфинксов. В начале и в конце дороги стояло по два каменных столба – обелиска, как бы вонзающихся в небо. Столбы-обелиски были с усеченными вершинами. Подле столбов были высокие мачты-флагштоки, на которых развевались разноцветные флаги. У входа в храм на пути шествия, как преграда вставали мощные башни-пилоны, напоминавшие усеченные пирамиды. Они были покрыты каменными рельефами, расширялись у основания и сужались ввысь. Перед храмом стояли статуи фараонов, намного выше человеческого роста. Узкий вход вел в "жилище бога". Мы оказались в большом прямоугольном открытом дворе, окруженном колоннами. В конце двора высокие двери ведут в крытый колонный зал. Из залитого солнцем двора, мы попадаем в полумрак огромного зала, напоминающего сумрачный лес. Но вместо деревьев в нем каменные столбы-колонны, поддерживающие потолок. Они похожи на стволы пальм или связки папируса. Верхняя часть колонны у потолка называется головой колонны – капителью. На стенах храма изображены боги и фараоны. Потолок расписан золотыми звездами, блистающими на фоне темно-синего неба. Надписи на стенах прославляют богов и фараонов. Самое таинственное помещение, куда мы не сможем попасть – алтарь, где находится статуя божества. Египетские храмы поражают своими размерами. Самые известные храмы древнего Египта Луксор и Карнак. Колонный зал в Карнаке поддерживают 130 колонн в 16 рядов. До сих пор это самый грандиозный колонный зал в мире. Высота колонн более 20 метров, а диаметр – 3,5 метра. На капители каждой колонны могло поместиться более ста человек. В полумраке, царившем между этими каменными гигантами, подданный фараона ощущал, вероятно, с особой силой величие и непостижимость того" божественного начала", во славу которого воздвигнут храм. А какое впечатление производят на вас египетские храмы? Какие чувства вызывают? Как вы думаете, почему памятники древнеегипетского искусства внесены в список ЮНЕСКО как сокровища, охраняемые человечеством?
Учитель истории осуществляет проверку заполнения словаря, выполнение тестовых заданий. Проводит беседу по вопросам.
Учитель ИЗО: Практическое задание сегодняшнего урока посвящено изучаемой теме, мы создадим коллаж "Древний Египет". Вам необходимо вырезать принесенные рисунки и, пользуясь плакатом, наклеить их вдоль изображенного Нила, который дал жизнь Египту и пустынями, не позволявшим расширить его границы.
Подведение итогов урока, рефлексия. Выставление оценок.
Вопросы рефлексии:
- Было ли на уроке интересно?
- Было ли понятно?
- Усвоена ли тема?
Литература:
- Михайловский Ф.А. " История древнего мира", учебное пособие для 5 класса.
- Михайловский Ф.А. "История древнего мира" книга для учителя.
- Вигасин, Годер, Свеницкая «История древнего мира», учебное пособие для 5кл.
- Годер Г.И. «Методическое пособие по истории древнего мира». М., "Просвещение", 1988г.
- Уколова В.И., Маринович Л.П. "История древнего мира", учебное пособие для 5 класса.
- "История искусств от древности до средневековья" М., "Русская энциклопедия", 1996г.
- Любимов Лев "Искусство древнего мира". Книга для чтения. М., "Просвещение", 1971г.
- М.Ю. Брандт Тесты по истории древнего мира, «Дрофа», М., 2000г.
Рисунок 3. Работы учащихся 5-х классов
Рисунок 4. Работа «Коллаж «Древний Египет»