"Перспективная начальная школа". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


УМК: «Перспективная начальная школа»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Вид урока: урок теоретических и практических работ исследовательского типа

Методы и приёмы обучения: эвристический метод, исследовательский метод

УУД:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления; решать проблемы творческого и поискового характера, планировать;
  • контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • использовать ИКТ для решения познавательных задач и т. д.                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Технологическая карта

Тема урока  Склонения имён существительных.
Цель урока Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе. Познакомить учащихся с распознаванием типа склонения по окончанию и по  роду, по наличию специфических падежных окончаний.
Задачи Развитие умений определять склонение имен существительных, обобщать материал .
Развитие аналитико-синтезирующего мышления, развитие частично-поисковой познавательной деятельности, развитие умений учебного труда, приёмов наблюдения, развитие воли и самостоятельности.
Воспитание трудолюбия,дисциплинированности, умения доводить начатое дело до конца
Формируемые УУД Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение,  классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Основные понятия склонение
Ресурсы:

основные
дополнительные

 

М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова Русский язык. 3 класс часть 1.
Компьютер, интерактивная доска,разноуровневые карточки.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, работа по уровням
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Мотивирует учащихся на работу.
Методика «5 пальцев» «Желаю тебе на уроке удачи» Просит прочитать и объяснить пословицу.
Приветствуют учителя. Приветствуют друг друга в парах «методика 5 пальцев» Читают и объясняют смысл пословицы. Отвечают на вопросы учителя. На слайде пословица:

«Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем»
– Объясните, как понимаете эту пословицу?
– А где вы можете получить новые знания?
– Покопайтесь у себя в памяти, скажите какая бывает речь? (устная письменная)
– Какую речь мы называем устной, а письменной?
– Я предлагаю вам сейчас поработать над красотой письменной речи, вспомнить каллиграфическое написание букв.

  Внутренняя позиция школьника.
II. Актуализация знаний

Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Организует повторение изученного. Повторяют изученный ранее материал, правописание букв. Записывают число, классная работа. Вспоминают всё, что знают об имени существительном.  Составляют кластер. Чистописание  ( тетрадь по чистописанию стр. 19, урок №52)
Рассмотрите центральный образец – «многобукву» – Какие буквы спрятались? Вспомните написание заглавной буквы Б, строчной буквы а. Написали строчку букв Б, а

Открыли тетради, записали число, классная работа.

Прочитайте тему урока.
Какие слова в теме урока вам знакомы? (Имя существительное)
– Что вы знаете об имени существительном? Давайте составим кластер.
Имя существительное – самостоятельная часть речи, обозначает предмет,
Кто? Что?
Постоянные признаки: одушевлённость, неодушевлённость; род...
Непостоянные признаки: число, падеж.

Знать написание букв.
Знать признаки имени существительного как части речи.
Мотивационная основа учебной деятельности;
анализ, синтез, сравнение, обобщение,  классификация, аналогия;
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
III. Постановка учебной задачи

Цель.
Формулирование  цели урока.

Организует работу учащихся в  подборе однокоренных слов.  В форме подводящего диалога  организует работу с таблицей, подводит учащихся к формулированию целей урока. Подбирают однокоренные слова. Анализируют, формулируют цель урока. Значение какого слова вам не совсем понятно? (Склонения) Подберите однокоренные слова к этому слову.
– Какую цель ставим перед собой?
Уметь подбирать однокоренные слова анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; структурирование знаний;
подведение под понятие;
постановка и формулирование проблемы.
IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.
Познакомить с делением существительных на три группы .

Ставит детей перед выбором, достать знания или добыть самостоятельноВ форме подводящего диалога организует наблюдение над склонением имен существительных, объединенных в группы. Выбирают способ работы над темой урока. Работают с учебником.Записывают существительные в три столбика по родам, затем записывают в три столбика по окончаниями,  читают правило в учебнике, сравнивают с записанными столбиками,  делают выводы. – Перед вами три мешка, в которых находится готовый материал по теме «Склонения имён существительных», мы достанем готовые знания, или попытаемся добыть сами эти знания? (дети выбирают добыть самостоятельно)
– Учебник поможет нам решить нашу проблему, часть1 стр. 114, упр 106.
Работают по учебнику
ж.р             м.р              ср.р
скала      дедушка        стекло
земля       дядя              поле
степь       стол
руль
Выделяем у каждого слова окончание
– Существительные каких двух родов имеют в И.п. Окончания -а-я (м.р, ж.р)
– У существительных каких двух родов в И.п. Нулевое окончание? (м.р, ж.р)
– У существительных какого рода в И.п. Окончание -О-Е    (ср.р) Новое задание учебника: стр. 115.

1 скл.       2 скл.      3 скл.

скала        стол         степь
земля        руль
дедушка   стекло
дядя           поле

– Ребята, прочитайте слова, записанные в столбиках еще раз. Что вы заметили?
(В первом столбике записаны имена существительные женского и мужского рода?)

– Какие  окончания имеют имена существительные в первом столбике? (-а,-я)

 Во втором столбике имена существительные мужского и среднего рода.
– Какие  окончания имеют имена существительные во втором столбике? (М.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е.)

В третьем столбике имена существительные женского рода
– Какое  окончание имеют имена существительные в третьем столбике? (Нулевое окончание)
– Прочитайте правило в учебнике и сделайте один общий вывод.

Вывод: В первом столбике записаны имена существительные м.р. и ж.р. с окончаниями -а, -я. Это существительные 1 склонения Во втором столбике записаны имена существительные м.р. с нулевым окончанием и  ср.р. с окончаниями -о, -е. Это существительные 2 склонения.
В третьем столбике имена существительные ж.р. с нулевым окончанием. Это имена существительные 3 склонения.

Уметь определять склонение имени существительного. познавательная инициатива;
структурирование знаний;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
рефлексия способов и условий действия;
построение речевых высказываний
Физминутка Организует физминутку Выполняют физминутку Потанцуйте, постучите,
Помашите, потянитесь,
Поморгайте, улыбнитесь,
Посидите, пошепчите,
Успокойтесь, подремлите…
А теперь все поднимайтесь
И за дело принимайтесь.
   
V. Первичное закрепление во внешней речи

Цель.
Закрепить знания в определении склонения.

Проводит инструктаж обучающихся. Работают в парах: составляют алгоритм определения склонения имен существительных.
Работают  по слайдам.. Во внешней речи  по алггоритму обосновывают правильность определения склонения.
Работа в парах: Как определить склонение существительных? (в парах разработать алгоритм определения склонения сущ.)

Определи склонение (картинки на слайдах)
Капуста, тетрадь,яблоко, молоток, корова, дорога, морковь, пальто.

Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение. подведение под понятие;
– использование общих приемов решения задач;
использование знаково-символических средств;
самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.
Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы с самопроверкой по эталону,  самооценку. Выполняют самостоятельную работу, самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки, оценивают себя. На слайде даны слова
– Какое задание можно выполнить с данными словами?

1 вариант: Хлеб, болото, ягода, мышь, дичь, аллея

2 вариант: кость, камыш, погода, жизнь, море, дедушка

(Распределить слова в три столбика по склонениям, по вариантам). Графически докажите правильность определения склонения.
Проверка по слайду

Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение. осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;
использование знаково-символических средств;
рефлексия способов и условий действия
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.
Включение нового
знания в систему изученного материала

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы по уровням. Выполняют самостоятельную работу по уровням. Разноуровневые карточки, работают самостоятельно.

1 уровень

– Определи склонение имён существительных, запиши в три столбика по склонениям.
Панамка, бабочка, братишка, испуг, болезнь, остров, зверь, мысль, сынишка, свирель, закат, дядя, солнце.

2 уровень

 – О т   д а н н ы х  имен существительных образуйте новые слова третьего склонения.
Вещица, мышка, брошка, морковочка, упряжка, ночка, печка, ёлочка, горсточка, кисточка, тетрадочка, дочка.

3 уровень

– Подберите и запишите  к данным словам   антонимы, у всех существительных в скобках  укажи склонение.

Ложь ( ____) – ____ ( ____)
трудолюбие  ( ____) – ___( ____)
радость  (_____) – ____( ____)
ночь  ( ____)– _____( ____)
злость (____ ) – ______( ____)
тишина  (____) – ______ ( ____)
темнота  (____)– __( ____)

Уметь применять изученные правила. смысловое чтение, извлечение необходимой информации;
использование общих приемов решения задач;
построение речевых высказываний;
подведение под понятие
VIII. Рефлексия

Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию учебной деятельности Анализируют свою работу на уроке. Отвечают на вопросы учителя.
Анализируют существительные: смелость, дружба. Определяют род и падеж, выделяют окончание. Делают вывод, что правописание  гласной в окончании зависит от склонения.
– Какую цель ставили?
Достигли цели? Что такое склонение?. Сколько типов склонения в русском языке?
– Дополните кластер, который составили в начале урока. Вывод склонения постоянный признак.- Как вы думаете, для чего нам необходимо уметь определять склонения существительных?
Слайд
Книги учит нас смелости и дружбе.
– Найдите существительные которые стоят в этом предложении в ед. ч. (смелость, дружба)
– Определите род, падеж, выделите окончания. Что заметили?, Какие вопросы возникли? Как вы думаете отчего зависит правописание гласной в окончании?
  адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
рефлексия способов и условий действия;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Домашнее задание     В словаре найти и записать по пять слов 1, 2, 3 склонения.    
  Организует работу с листом самооценки Заполняют лист самооценки