ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание – процесс, начинающийся с детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, готовым к трем главным ролям в реальной жизни – гражданина, работника, семьянина. Человек, живущий в современном обществе, должен быть уверен в себе, активен, не бояться пробовать, уметь быть терпимым к другим людям, уметь принимать решения и достигать результатов в соответствии поставленными целями, уметь брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других. Школа, семья должны помочь ребенку овладеть такими качествами личности.
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей) делает процесс воспитания еще более трудным.
Чтобы он проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагнув порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.
Классному руководителю необходимо обладать следующими способностями: правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему; быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках; вызвать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей; вселять в ученика уверенность, успокаивать его, стимулировать к совершенствованию; находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания; вызывать к себе уважение со стороны воспитанника, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.
Актуальность программы
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно – нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника. Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными, насыщенными работой над осознанием общественных событий и строились на основе высоких нравственных отношений.
Принципы реализации программы
- принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
- личностно-ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
- принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм деятельности;
- деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
- принцип мотивации деятельности учащихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
- принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и учащихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Нормативно-правовой и документальной основой
Примерной программы духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования являются Закон
Российской Федерации «Об образовании», ФГОС,
Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.
В программе выделены основные направления, по
которым строится вся воспитательная работа:
гражданско – патриотическое; духовно –
нравственное; спортивно-оздоровительное;
экологическое; работа с одарёнными детьми;
ученическое самоуправление; работа с родителями.
В каждом направлении определены цели и
задачи, виды деятельности, формы работы,
ожидаемые результаты.
Программа будет построена на базе объединённых 1 и 3 классов и реализовываться в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, С БиМД, с ДЮЦ, участковым инспектором, участковой больницей.
Цель: формирование активной личности, способной, высоко-нравственной, патриотической, здоровой духом и телом.
Задачи:
- Воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни.
- Развивать эстетическую и нравственную культуру учащихся, их общественную активность, воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну, готовность к защите её свободы и независимости.
- Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность, кругозор.
- Проводить работу над формированием самосознания, чувства собственного достоинства, взаимопонимания, самоуважения, способности к самооценке.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ
В программе воспитательной работы выделены основные направления, по которым строится вся воспитательная работа:
- Гражданско-патриотическое;
- Духовно-нравственное
- Спортивно-оздоровительное;
- Экологическое
- Работа с одарёнными детьми
- Работа с родителями.
Программа состоит из 6 направлений, которые объединены основными целями и задачами воспитательного процесса.
Духовно-нравственное направление
Цель: развитие знаний, умений и навыков социального общения людей, изучение опыта поколений.
Задачи:
- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений;
- формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребенок»;
- создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся классов;
- учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.
Виды деятельности:
- изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе;
- определение проблем в общении и организации коррекции на материале диагностики;
- обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;
- обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения;
- организация просвещения и консультирования родителей по проблемам общения;
- обучение родителей активным формам общения с детьми;
- изучение с учащимися исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений.
Формы работы:
- тематические классные часы;
- тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;
- праздники и конкурсы;
- участие в социальных акциях, ролевые игры.
Ожидаемые результаты:
- соблюдение правил поведения в классе, школе, дома, на улице;
- отсутствие конфликтных ситуаций в классах;
- отсутствие учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, на учёте ПДН .
Гражданско-патриотическое направление
Цель: формирование знаний учащихся о праве, правовых нормах общества.
Задачи:
- формировать правовую культуру учащихся, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
- формировать у учащихся нравственное выполнение норм и правил окружающей жизни;
- способствовать осознанию учащимися ценности человеческой жизни, значения человеческих поступков в общении с людьми.
Виды деятельности:
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
- изучение правовых норм государства, законов и формирование ответственного отношения учащихся к их исполнению;
- развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
- воспитание позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы;
- воспитание интереса учащихся к самому себе, желание самосовершенствоваться;
- воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях.
Формы работы:
- тематические нравственные, правовые часы;
- оказание помощи младшим школьникам;
- встречи с представителями правовых структур;
- конкурсы, викторины по правовой тематике.
Ожидаемые результаты:
- сближение родительского и детского коллективов;
- развитие чувства гордости и а свой посёлок, район, край;
- осознание своих прав и прав других людей;
- самооценка своих поступков;
- оказание посильной помощи сверстникам.
«Спортивно-оздоровительное»
Цель: формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
Задачи:
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- воспитывать уважительное отношение к людям, стремящимся сохранить свое здоровье и здоровье других людей.
Виды деятельности:
- сотрудничество с медицинским персоналом с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
- сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;
- сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
- организация классных и школьных мероприятий, формирующих позитивное отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Формы работы:
- привлечение учащихся классов к участию в занятиях секций;
- спортивные конкурсы, викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, участие в школьных соревнованиях;
- ведение книги классных спортивных рекордов учащихся.
Ожидаемые результаты:
- низкий уровень заболеваемости простудными заболеваниями;
- отсутствие вредных привычек;
- умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации (оказание помощи себе и другим при порезах, ушибах и т.д.);
- соблюдение режима дня.
«Экологическое»
Цель: воспитание осознанного понимания экологической культуры человека
Задачи:
- формировать потребность бережного отношения к природе, проявлять заботу о братьях наших меньших;
- формировать умения и навыки экологического поведения;
- способствовать пониманию значения экологической безопасности для здоровья и безопасности человек.
Виды деятельности:
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков экологической культуры;
- проведение мероприятий, которые способствуют развитию бережного отношения к природе, животным;
- развитие понимания существования экологических проблем, угрожающих здоровью людей;
- организация исследовательской деятельности по изучению природы посёлка, района, края.
Формы работы:
- мероприятия экологического содержания;
- оказание помощи животным (птицам);
- уроки игры, путешествия;
- конкурсы, викторины;
- акции, связанные с экологическим содержанием;
- выставки.
Ожидаемые результаты:
- понимание влияния состояния природы на здоровье человека;
- участие в акциях и понимание их необходимости;
- отсутствие нарушений экологической культуры.
Работа с одарёнными детьми
Цель: оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные, исследовательские, спортивные и творческие умения.
Задачи:
- определить круг реальных возможностей каждого ученика, его ближайшую зону развития;
- создать условия для продвижения учащихся в индивидуальном развитии;
- формировать культуру развития и совершенствования.
Виды деятельности:
- ежегодное изучение результативности учебной деятельности учащихся с целью последующей коррекции;
- интеллектуальное просвещение учащихся классов, формирование культуры умственного труда;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное, спортивное и творческое развитие учащихся;
- сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных, спортивных и творческих возможностей учащихся;
- организация работы факультативов, кружков, секций;
- организация системной работы с одаренными учащимися и низко
- мотивированными на интеллектуальную, спортивную или творческую деятельность учащимися.
Формы работы:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
- предметные олимпиады в классе и начальной школе;
- спортивные соревнования;
- творческие конкурсы;
- посещение конкурсов, выставок, знакомящих учащихся с творческими достижениями детей и взрослых.
Ожидаемые результаты:
- 100% участие учащихся классов в школьном туре олимпиады;
- 100% участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах.
«Работа с родителями»
Цель: сближение интересов родителей и педагогов по формированию физически и нравственно развитой личности.
Задачи:
- организовывать и совместно проводить досуг детей и родителей;
- организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
- организовать целенаправленное просвещение родителей по вопросам воспитания детей, исходя из потребностей в организации воспитательной деятельности и запросов родителей;
- создавать благоприятную атмосферу общения, направленную на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе « учитель – ученик – родитель».
Основные понятия:
- семейный уклад и традиции семей, родительский дом, генеалогическое дерево,
- семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, взаимоотношения братьев и сестер, младших и старших, отношения к старикам и больным, защищенность ребенка в семье, детский дом, приют, семьи-SOS.
Виды деятельности:
- изучение семейной ситуации, воспитательной системы семей учащихся;
- поощрение родителей, участвующих в жизни классов и школы;
- привлечение родителей к проведению родительских уроков в классном коллективе.
Формы работы:
- тематические классные часы, посвященные семейным корням «История создания семьи», «Памятные даты моей семьи».
- праздники, спортивные состязания с участием родителей;
- праздники, посвященные красным датам календаря (День матери, 23 февраля, 8 марта) и красным датам школы (Первое сентября, День учителя);
- походы;
- индивидуальные консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителям;
- тренинги родительского взаимодействия, беседы с детьми и родителями.
Ожидаемые результаты: общие интересы и понимание между родителями и педагогами, направленные на воспитание нравственно развитой личности.
План-сетка мероприятий по воспитательной работе 2013 – 2014 учебный год
Литература:
1. Анапова И., Давыдова М. – Праздники XX века
в школе. – Волгоград: Учитель – 2008.
2. Вакуленко Ю.А. Семейные праздники в
воспитании школьников. – Волгоград: Учитель –
2008.
3. Дереклеева Н.И. Новые родительские
собрания. – М:Вако – 2008.
4. Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 классах. –
Ростов-на-Дону: Феникс – 2004.
5. Истратова О.Н. Справочник психолога
начальной школы. – Ростов-на-Дону: Феникс
– 2006.
6. Касаткина Н.А. Формы взаимодействия
учителя с родителями в начальной школе.
– Волгоград: Учитель – 2007.
7. Персидская И.В. и др. – Классные часы в
1-4 класс – Волгоград: Учитель – 2007.
8. Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских
собраний. – М: Творческий центр – 2002.
9. Материалы Издательского дома Первое сентября.
10. Материалы сайтов: uchportal.ru, pedsovet.su, proШколу.ru,
krao.ru.