Сценарий общешкольного мероприятия "Дороги Победы"

Разделы: Внеклассная работа


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий (голос за кадром)

Всё можно сокрушить, предать забвенью, заасфальтировать в бетон,
Взорвать собор, как лишнее строение, на месте кладбища построить стадион.
Всё можно растерять, что собрано веками, заставить замолчать, расправами грозя,
Но только человеческую память, не заблокировать, не истребить нельзя.

Кадры хроники начала войны. На сцену выходят Ведущие.

Ведущий: Вы помните этот день?

Ведущий: Я не помню, я родился в 1997году.

Ведущий: А я – в 1998 году.

Ведущий: Мы не знаем войны. Но мы слышали о ней от старших, мы не могли не слышать, потому что эта война пришла в каждый дом, в каждую семью. Великая Отечественная война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Почему же мы вновь вспоминаем о ней? Почему нас так волнуют кадры старой хроники?

Песня «Война».

Ведущий: Шел 1941 год. Лето. Время отпусков, выпускных вечеров в школах. Живи, твори, люби, радуйся, люби. Но страшное слово «война» все перевернуло, все перечеркнуло.

Ведущий:

Проснемся, уснем ли – война, война.
Ночью ли, днем ли – война, война.
Сжала нам горло, лишила сна.
Спутала имена… война… война

Ведущий: Ломались судьбы людей. Добровольцами на фронт уходили выпускники школ, которые сменили белые платья и пиджаки на гимнастерки и шинели, туфли – на сапоги, учебники – на автоматы.

Ведущий:

На фотографии в газете
Нечетко изображены
Бойцы, еще почти что дети,
Герои мировой войны.
Они снимались перед боем –
В обнимку четверо у рва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
Никто не знает их фамилий,
О них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын и чей-то милый,
И чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя,
Жить начинавшие едва,
И было небо голубое,
Была зеленая трава.

Песня «Танкисты».

Ведущий: Сколько холода, страха и страдания в страшном, жестоком слове ВОЙНА! Сколько потерь она принесла! И самые страшные потери понесло поколение восемнадцати летних. Подсчитано, Что из каждых 100 воевавших этого возраста в живых осталось только трое.

Чтец:

Ракет зеленые огни
По бледным лицам полоснули.
Пониже голову пригни
И, как шальной, не лезь под пули,
Приказ: «Вперед!»
Команда: «Встать!»
Опять товарища бужу я.
А кто-то звал родную мать,
А кто-то вспоминал — чужую.
Когда, нарушив забытье,
Орудия заголосили,
Никто не крикнул: «За Россию!..»
А шли и гибли.
За нее.

Чтец:

В час испытаний поклонись Отчизне
По-русски, в ноги и скажи ей: « Мать!
Ты жизнь моя! Ты мне дороже жизни!
С тобою жить, с тобою умирать!»
Будь верен ей. И как бы ни был длинен
И тяжек день военной маеты,–
Коль пахарь ты, отдай ей все, как Минин.
Будь ей Суворовым, коль воин ты.
Люби ее! Клянись, как наши деды,
Горой стоять, за жизнь ее и честь.
Чтобы сказать в желанный час Победы:
«И моего тут капля меда есть».

Музыкальная композиция «Дороги Победы».

Ведущий: На войне люди не только воевали. На войне они продолжали жить. Они вспоминали дом, мать, любимую, писали письма. Они пели песни в землянке, у костра, а случалось – и танцевали.

Песня «Смуглянка».

Ведущий: У каждого солдата была заветная тетрадка, в которую были переписаны стихи. В то страшное время взволновать человека стихотворным словом было не сложно: натянуты были нервы, обострено чувство жизни, сильна тоска по близким и родным, по их любви…

Чтец: К. Симонов «Жди меня»

Ведущий: Женщина и война… Какое сочетание может быть более противоестественным? Женщина, дарящая жизнь , и война, уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую.

Ведущий:

Первое слово ребенок сказал: « Мама!»
Вырос. Солдатом пришел на вокзал. Мама!
Вот он в атаке на дымную землю упал. Мама!
Встал и пошел. И губами горячими к жизни припал. Мама!

Ведущий: На войне люди не только воевали, на войне они продолжали жить. Они вспоминали мать, писали письма.

Чтец:

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновий привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет.

Чтец:

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.

Чтец:

Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили.
А поняли, может, вот здесь, на войне.
Приятели, книжки, московские споры,
Все сказки, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!

Чтец:

И чем бы в пути мне война не грозила,
Ты знай – я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

Ведущий: Сколько молодых жизней унесла война! Нет таких слов, которыми можно было бы объяснить матери, почему погиб именно ее ребенок! Мать живет ради счастья своих детей. Материнское сердце живет надеждой и любовью. Оно способно бесконечно ждать.

Ведущий: Кто больше матери перенес страданий в военную пору? Она теряла на фронте своих сыновей, она переживала оккупацию и оставалась с малыми ребятишками на руках без хлеба и крова. Она до изнеможения работала в цехах и полях и всеми силами помогала отчизне выстоять, делилась с фронтом последним куском хлеба.

Чтец:

Косили хлеб. Она снопы вязала
Без устали. Ей все казалось мало!
Быстрее надо! Жаль, не те года!
И солнце жгло, и спину ей ломило,
И мать – крестьянка людям говорила:
«Там сыновья. И хлеб идет туда».
В большой России, в маленьком селенье,
За сотни верст от фронта в отдаленье,
Но ближе многих, может быть, к войне,
Седая мать по-своему воюет.
И по ночам о сыновьях тоскует,
И молится за них наедине.

Ведущий: Солдатские матери… Они не совершали героических подвигов, не сражались на поле боя, не мерзли в окопах, не горели в танках, но они заслужили самые высокие почести. Они выполнили свой долг перед родиной в самые страшные годы испытаний, они отдали ей своих сыновей и дочерей.

Ведущий: Над братскими могилами, на военных кладбищах, у Вечного огня памяти погибшим в годы Великой Отечественной войны солдатам стоит фигура склонившейся плачущей матери.
Родина-мать – символ всех матерей, потерявших сыновей в годы Великой Отечественной войны.

Ведущий: Война прошла по России через каждую семью, через каждую судьбу. Самая страшная веха той войны – блокада Ленинграда. 900 дней героического сопротивления.

Ведущий: Голод, холод, болезни, тысячи погибших. Но жители героического города мужественно переносили лишения.

Сценка (начальная школа)

Сестра:

Как холодно. И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет.
Ну хоть бы крошечку где отыскать!
Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат:

А разве я есть не хочу? Хочу!
Но все равно молчу!
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное, фашисты далеко.
Да и кому сейчас в стране легко!

Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,
Какао с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас бы съела все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны.

Брат:

Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей.

Чтец:

Опять война, опять блокада… А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне,
И о блокаде пролистали стихов достаточно вполне.
И может показаться: правы и убедительны слова.
Но даже если это правда, такая, правда, не права!

Чтоб снова на земной планете не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы!
И не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть, она как сила нам нужна.

Песня «Журавли».

Ведущий: Сегодня мы с особым трепетом держим в руках пожелтевшие листочки – письма с фронта и письма на фронт. В них живые судьбы людей, которых давно уже нет с нами.

Письмо солдата

Я читаю письмо от солдата, что был моим дедом…
Треугольник истлевший, истертый давно по краям…
Я не помню его: дед погиб, не дожив до Победы.
Но у бабушки в старой коробке письмо нашла я.
«…Здравствуй, милая Оля. Во первых строках сообщаю,
Что я жив и здоров, и пока что не ранен в бою.
Передай моим сестрам, что часто я их вспоминаю.
И мечтаю увидеть дочурку, малышку мою.
Ох, как трудно живется всем вам без меня… Понимаю…
Ты с ребенком (в такое-то время!) осталась одна.
Скоро – в бой. А вернусь ли живым я оттуда – не знаю…
Что поделаешь: надо понять: это, Оля, война.
Мы одеты тепло, только вот сапоги маловаты.
Изучаем винтовку, а с ней пулемет заодно…»

Жаль, что не было в сорок втором у него автомата:
Вдруг тогда бы не стало последним такое письмо…
Темно-серый листок. А на нем – бледно-синие строчки.
Почерк ровный и четкий. Ничто не пророчит беду…
Не увидел (ни разу!) мой дед своей маленькой дочки.
Он в мученьях скончался от ран в сорок третьем году.
Но сквозь годы, сквозь вечность, сквозь слезы письмо я читаю
И родное лицо, воскресая, встает предо мной.
Здравствуй, дед. Я твой голос далекий в тиши различаю…
Ты погиб на войне. Но в письме для меня ты – живой.

Ведущий: Те, кто ждали солдат с фронта, имеют полное право на половину этой победы. Их самоотверженным трудом – трудом стариков, женщин и детей выстояла под напором военной машины наша страна. И часто зимней порой рабочие неделями не уходили с заводов, не было ни сил, ни возможностей добраться до дому. Короткий отдых, и они опять вставали к станкам на новую смену.

Чтец:

Так и спали в цеху, на опилках и стружке,
Им ступеньки порой заменяли подушки,
Кое-как лишь один на двоих
согревал старый ватник их.

Ведущий: Во всех городах большая часть школ была занята госпиталями. Там, где еще недавно звенели школьные звонки, теперь шли операции, стонали раненые.

Чтец:

Госпиталя, госпиталя, кому какой удел?
Кому – война, кому земля, кто вовсе не у дел.
Кому взахлеб любви глоток, и чудится в ночах
Косынки белый уголок на узеньких плечах.

Ведущий: А каким чистым и светлым было чувство благодарности тем, кто облегчал страдания раненых бойцов, кто выносил их с поля боя, кто спасал им жизнь, часто жертвуя собою, к этим молоденьким девчонкам-медсёстрам.

Чтец:

Когда, упав на поле боя –
И не в стихах, а наяву,–
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву.
Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра,–
Боль сразу стала не такою:
Не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили
Живой и мёртвою водой.
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой!..

Песня «Фронтовой санбат».

Ведущий: 4 года, 1418 дней! 34000 часов! И более 20 млн. погибших людей. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать 38 лет.

Ведущий: Нам не дано забыть жертв фашистского террора, людям, прошедшим ад немецких концентрационных лагерей.
К концу войны, в 1945 году на территории одной только Германии насчитывалось более 80 концлагерей, в которых содержалось 850 тыс. узников. Оторванных от Родины, от родных и близких, узников фашисты использовали на непосильных работах – в шахтах, каменоломнях, на рытье тоннелей. Заключенные гибли от истощения, от нечеловеческих условий труда и содержания.

Песня «Берегите солнце для детей».

Чтец:

Без вести пропавшие солдаты
Миллионы судеб и имен
Через годы – памятные даты
Помним мы о вас, пока живем
Неизвестны ваши все могилы
На полях кровавой той войны
В гордости за вас черпают силы
Ваши внуки, дочери, сыны

Ведущий: Да, летят года, все дальше и дальше уходит от нас день, когда прозвучал первый салют в честь победы над фашистами. Все меньше и меньше остается очевидцев реальных событий тех лет. Что знаем мы об испытаниях, выпавших на их долю, о том, что им пришлось пережить, через что пройти?

Ведущий: К сожалению, время неумолимо, и мы, пожалуй, последнее поколение, кто имеет возможность узнать о войне не только из книг, документов, фильмов, но увидеть войну глазами ее участников.

Чтецы (начальная школа):

Этот праздник не круглая дата,
Но с далеких военных времен
И солдату и детям солдата
Так же близок и памятен он.

Те, кто насмерть на фронте стояли,
Кто металл расплавляли в печах,
Всю страну, как дитя, удержали
На мужицких и бабьих руках.

И страна, что от крови ослепла
И оглохла от грохота мин,
Восставала из щебня и пепла,
Поднимала себя из руин.

И за то, что она не остыла,
Не сгорела в той лютой войне,
Мы солдатам и фронта и тыла
Благодарны сегодня вдвойне.

Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье–
Ты послушай святую минуту молчанья.

Ведущий:

Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим
Давай те люди встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим

Минута молчания (фонограмма)

Ведущий:

Салют и слава годовщине навеки памятного дня.
Салют победе, что в Берлине огнем попрала мощь огня.
Салют ее большим и малым творцам, что шли путем одним,
Ее бойцам и генералам, героям павшим и живым.

Песня «Казаки».

Ведущий:

Пусть же проходят за годами годы,
Ветеранов не забудет страна.
Свято и ревностно память народа
Ваши хранит имена.

Ведущий:

Бились отважно и стойко с врагами
Вы за Отчизну свою.
Вечная слава и вечная память
Живущим и павшим в жестоком бою!

Ведущий:

Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные!
Вечную славу поет ваш народ.
Доблестно жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрет!

Песня «Майский вальс».

Ведущий: Прошло 67 лет со дня Победы. Наша страна давно залечила раны войны. Заколосились хлеба на истерзанной фашистами земле, ожили леса. Из руин поднялись светлые города. Уже не одно поколение родилось и выросло в мирное время. И это благодаря Вам, ветераны!
С праздником Вас, дорогие нашему сердцу люди!
С праздником, Вас, ветераны войны, славные солдаты Отечества!

Чтец:

Вы в жестоких битвах победили
Орд фашистов злобствующих рать
И страну свою освободили
Дали право жить. Любить, дерзать
Мы вас помним. В памяти народной
Вы навечно и в сердцах у нас,
Вы служили цели благородной
И погибли, защищая нас.

Пока жива память о тех страшных военных годах, людях, которые каждый день рисковали своей жизнью и сумели защитить страну, хочется верить, что новая война никогда не начнётся на нашей прекрасной планете

Танцевально-музыкальная композиция «Ты помни».