Цель: учить писать сочинение – описание по картине.
Задачи:
– учить собирать и систематизировать материал к сочинению, использовать его
при описании изображенного на картине;
– обогащать словарный запас школьников;
– развивать устную речь обучающихся;
– пробудить у школьников желание высказать свое отношение к картине, обосновать
его;
– развивать речь, мышление, умение сравнивать, анализировать;
– воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту
слова;
– продолжить эстетическое воспитание обучающихся;
– вовлечь детей в общение по средствам использования языковых средств.
Оборудование:
Грамзапись П.И.Чайковского “Времена года”;
репродукция картины А.А.Пластова “Первый снег”;
у учащихся на партах – репродукции, картины, листы – помощники, памятки “Как
писать сочинение по картине”.
План урока: (90′)
1. Организация класса на работу – 3′
а) слово – приветствие – 1′
б) сообщение темы и цели урока – 2′.
2. Подготовка к первичному восприятию – 7′
а) рассказ о художнике – 4′
б) установка на просмотр картины – 3′.
3. Первичное восприятие – 3′.
4. Анализ первичного восприятия – 19′
а) выяснение впечатления от картины – 4′
б) беседа на выяснение понимания картины – 15′.
5. Языкова подготовка – 18′
а) словарно-семантическая работа и анализ изобразительно–выразительной лексики –
6′
б) ортологическая работа – 3′
в) текстовая работа – 4′.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||
I. Организация класса на работу. | а) Слово-приветствие. б) Сообщение темы и цели урока. Звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года”. – Ребята, какими чувствами наполняет вас эта музыка? Музыка очаровывает нас своей напевностью, красотой и выразительностью. Слушая ее, мы представляем, как с неба падают снежинки, покрывая все кругом мягким бархатным ковром. Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной Аркадия Александровича Пластова “Первый снег” и будем учиться писать сочинение – описание по этой картине. |
Радости, завороженности. |
|||||||||
II. Подготовка к первичному восприятию. | а) Рассказ о художнике. Аркадий Александрович Пластов родился в семье крестьянина-иконописца. Будущий художник начал рисовать с раннего детства. Пятнадцатилетним подростком он дал себе клятву: “Быть только живописцем и никем более”. В 1917 году Пластов закончил скульптурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Дальнейшие годы были периодом упорного самообразования в области живописи. В 1932 году пожар уничтожил вместе с домом всю его творческую лабораторию, все заготовки к картинам. Пластов вошёл в историю отечественного искусства как создатель ярких бытовых произведений. Темы и сюжеты для своих картин он черпал из близкой ему жизни деревни. Особенно интересны работы Пластова, выполненные во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. б) сопоставление личных наблюдений и описание первого снега в литературных произведениях. – Прочитайте на доске два слова: первый и последний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.) – Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает? |
||||||||||
III. Первичное восприятие картины | – Послушайте, как о первом снеге сказал
К.Г.Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто
дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала
хозяйничать над землей”. А вот отрывок из стихотворения И.А.Бунина “Первый снег”:
|
||||||||||
|
– Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского. в) Установка на просмотр картины “Первый снег”. Художник написал картину “Первый снег” в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести. У известного русского композитора Петра Ильича Чайковского есть замечательное произведение "Времена года". Давайте послушаем фрагмент из этого произведения, посмотрим на прекрасный зимний пейзаж А.А Пластова и постараемся проникнуться настроением, с которым эти замечательные люди создавали свои шедевры. – Какое чувство объединяет музыку и картину? |
Снег, как стеклянный дождь. Зима, как застенчивая невеста. Понесло – пошел, полетел, повалил, закрутил, кружился |
|||||||||
IV. Анализ первичного восприятия. | а) Выявление впечатления от картины. – Какое настроение вызывает у вас эта картина? Почему? б) беседа на выявление понимания картины У вас на партах лежат листы-помощники, где вы можете записывать понравившиеся слова, словосочетания, которые можно будет использовать в сочинении. |
||||||||||
– Почему эту картину мы называем пейзажем? – Какие краски преобладают на картине? Этим Пластов показал деревню обычной, будничной и в то же время нарядной от первого снега. Глядя на картину, мы ощущаем прелесть первого снега. – Перечислите всё, что вы увидели на картине. |
На ней изображена природа. В своей картине художник сочетает белые, серые, коричневые краски. Девочка, мальчик, изба, берёза, ворона, забор, небо, домики. |
||||||||||
– Какое время года изобразил художник? – Почему вы догадались, что это именно начало зимы? – Какое время суток изображено? Как вы догадались? |
Начало зимы. Нет сугробов, местами еще видна голая земля. Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома. |
||||||||||
Представьте, что вы очутились рядом с детьми на крыльце дома (закройте глаза и представьте). Какие звуки вы услышали? Что в картине является главным? Кого изобразил художник на переднем плане? – Опишите их внешний вид. |
Тишину. Парочка детей – мальчик лет шести и девочка чуть старше. Это деревенские ребятишки. Девочка не успела даже одеться: накинула на голову большой теплый платок и в одном легком платье выскочила из избы. Ее брат оделся потеплее: в черный пиджак, на голову нахлобучил шапку. |
||||||||||
– Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? – Почему их удивляет первый снег? |
Восторг и удивление выражает ее лицо. Глаза весело улыбаются, блестят от радости. Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник. Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями. |
||||||||||
– Что ещё показывает художник на переднем плане? Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Берёза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны. – Здесь есть ещё один герой – ворона. А что она переживает? |
В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать. |
||||||||||
– Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? | Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. Кажется. что природа ликует, радуется первому снегу, вместе с человеком, со всем живым на земле. | ||||||||||
– Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? – А какой цвет здесь главный и почему? Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада. – Почему художник показал на картине только часть берёзы. А не все дерево? Береза-это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине – дети и их настроение. |
В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватый, лиловый, бледно-голубые. Голубовато- сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые. Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев.
|
||||||||||
– Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хотел усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок. |
Снег сыплется сверху. | ||||||||||
V. Языковая подготовка. | а) Выберите опорные слова, которые являются главными
для описания картины.
Какие слова мы можем использовать для описания снега, березы, девочки, мальчика? |
Снег: как стеклянный дождь, очень к лицу земле,
робкий и тихий, пушистый и мохнатый, укрыл землю, кружится, порхает.
Падает большими хлопьями. Берёза: старая; могучая; с белым стволом; ветки у берёзы гибкие, длинные, раскидистые. Девочка: в бело-розовом платьице; тапочки, отороченные темным мехом; без пальто выбежала на крыльцо; ярко-желтый платок девочки, впопыхах накинутый и прикрывающий почти всю ее фигурку, вносит в картину искру неожиданной радости; с удивлением наблюдает; восхищённо смотрит; завороженная снегом. Мальчик: в пальто с меховым воротником; на голове – шапка-ушанка; мечтает покататься на санках. |
|||||||||
Выберите слова-названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.
б) Ортологическая работа. Объясните правописание слов: выгл..нули, уд..вились, выб..жали, ле..ком плат..ице, (в)далеке, (серо)черная, (ярко)ж..лтый, рад..с..ные. в) Текстовая работа Ознакомление с текстом, восстановление и запись текста. Первый снег. На картине начало…… На землю ложатся…. Дети выбежали на….. Девочка накинула на…… Её брат оделся…… Закинув головы они смотрят…. Берёза стала ….. Ворона спокойно и …... Вдалеке человек…. Что записано на доске? Как писать сочинение по картине 1. Кто автор картины? Расскажите о художнике и об истории создания
картины. |
Восторг, удивление, радость (дети удивлены, обрадованы, им ещё и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны) |
||||||||||
– О чем мы будем писать в основной части? Можно выбрать окончание сочинения из предложенных на доске. (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что ещё раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.) |
То, что видим на переднем плане. Я думаю, что…. или Я считаю, что… или Мне кажется, что…. |
||||||||||
VI. Создание письменного высказывания | Примерный план сочинения. 1. История создания
картины. а) Создание текста черновика. |