Урок-обобщение с элементами учебного исследования по теме "Признаки равенства треугольников". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Учебная цель: обучение использованию признаков равенства треугольников в решении двухступенчатых, трехступенчатых задач.

Развивающая цель: развитие навыка аргументированного доказательства, ознакомление учащихся с этапами учебного исследования.

Воспитательная цель: воспитание аккуратности, последовательности, культуры речи.

Ход урока

1-й этап. Актуализация опорных знаний (8 минут).

Цель: повторить теоретический материал по теме “Признаки равенства треугольников”.

Работа в четверках. В каждой четверке 1 учащийся – консультант. Ребятам предлагается карточка с теоретическими вопросами. Отвечают на вопросы по очереди, по часовой стрелке.

Карточка для теоретического опроса:

  1. Определение треугольника.
  2. Элементы треугольника.
  3. Определения равных треугольников (через наложение, и через пары равных элементов).
  4. Первый признак равенства треугольников.
  5. Второй признак равенства треугольников.
  6. Третий признак равенства треугольников.
  7. Признаки равенства прямоугольных треугольников.
  8. Определение медианы.
  9. Определение биссектрисы.
  10. Определение высоты.

2-й этап. Разминка (8 минут). Решение базовых задач на доказательство равенства треугольников по готовым чертежам. На доске представлены три чертежа, во время 1 этапа приглашаются трое учеников для решения этих задач. Класс слушает ответы учащихся. Дети по желанию оценивают ответы у доски.

Цель: отработать навык аргументированного доказательства равенства треугольников при решении базовых задач.


Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3

Во всех приведенных доказательствах было достаточно найти три пары соответственно равных элементов в треугольниках.

3-й этап. Решение двухступенчатых и трехступенчатых задач на доказательство равенства треугольников с использованием в качестве дополнительного элемента медианы, биссектрисы, высоты.

Цель: обучиться решению двухступенчатых и трехступенчатых задач на доказательство равенства треугольников.

Фронтальное обсуждение задачи.


Рис. 4

Ребята, мы рассмотрели образец рассуждений, теперь попробуете самостоятельно решить аналогичные задачи. На ваших столах карточки. Работайте в группах по 4 чел.

1 ряд. Рис. 5 2 ряд. Рис. 6 3 ряд. Рис. 7

Обучающиеся по одному представителю от каждого ряда докладывают решение своих задач.

В первой задаче равенство больших треугольников доказывается по стороне, биссектрисе и углу между ними; во второй – по стороне, прилежащему к ней углу и углу, образованному этой стороной и медианой; в третьей – по двум сторонам и высоте, исходящей из их общей вершины. Подводя итог трех выступлений, замечаем возможность доказательства равенства треугольников по различным трем парам соответственно равных элементов.

Формулируем гипотезу: “Доказать равенство треугольников можно по любой тройке пар соответственно равных элементов”.

Гипотеза – это предположение, которое требует доказательства или опровержения.

Если наша гипотеза верна, то наше утверждение поглощает все три признака и значительно упрощает решение задач на доказательство.

Слово оппонентам.

Оппоненты. Рис. 8

Дано:

Доказательство:

Доказать равенство больших треугольников нельзя, т.к. с аналогичными данными можно построить
бесконечное множество треугольников, которые не равны между собой (см. рисунок 8).

Ребята, обратите внимание, решение представлено в виде контр примера, опровергающего нашу гипотезу. Таких контр примеров можно привести множество. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза не верна и применять ее не следует.

4-й этап. Рефлексия. Учащиеся высказывают свои впечатления об уроке в произвольной форме.

5-й этап. Задание на дом. Придумать двухступенчатую задачу на доказательство равенства треугольников или контр примеры.