Цели и задачи:
- Познакомить слушателей с некоторыми образцами русской романсовой классики XIX–XX веков, историей их создания и исполнения.
- Проследить историю развития жанра русского романса.
- Пробудить интерес к русской романсовой лирике у молодого поколения.
Программа концерта:
1. Ал. Гурилёв, сл. И. Макарова “Однозвучно гремит колокольчик”.
2. М. Глинка, сл. Н. Кукольника “Жаворонок”.
3. П. Чайковский, сл. Аксакова “Детская песенка”.
4. П. Чайковский, сл. А.Плещеева “Колыбельная песня в бурю”.
5. В. Абаз, сл. И. Тургенева. “Утро туманное”.
6. Е. Крылатов, сл. С. Говорухиной “Осень”.
7. М. Фрадкин, сл. из кинофильма “Простая история”.
Ход концерта
Здравствуйте! Сегодня мы собрались в музыкальной гостиной, чтобы послушать русские романсы и узнать историю их создания.
Как вы знаете, романс – это камерно-вокальное произведение для сольного исполнения голосом в сопровождении инструмента, чаще всего – фортепиано. Однако возможно исполнение романсов под аккомпанемент гитары, арфы, или даже камерно-инструментального ансамбля. Главная цель композитора при создании романса – отразить с помощью музыки замысел поэта и усилить эмоциональный тон стихотворения.
В России в конце XIII – начале XIX века возникновение того или иного романса часто происходило в литературно– музыкальных салонах. Здесь авторы в кругу единомышленников создавали свои произведения. В дальнейшем из этой любительской среды вышло много талантливых представителей, для которых музыка стала профессиональным призванием.
В начале XIX века особой популярностью среди композиторов пользовались стихи Кольцова, И.Макарова, Е.Баратынского. Много песен и романсов на стихи этих поэтов создал Александр Гурилёв. Крепостной музыкант графа Орлова, он получил вольную только в двадцать восемь лет, будучи уже известным музыкантом. А.Гурилёв был превосходным пианистом-исполнителем и педагогом. Однако лучшая, ценнейшая часть наследия композитора – это романсы и обработки русских народных песен.
Большой популярностью пользуется романс А. Гурилёва “Однозвучно гремит колокольчик”, созданный на стихи И. Макарова. В мелодии – и долгая дорога, и унылое поле, и безысходная печаль одиночества. В романсе нет сложного сюжетного развития. Герой предстаёт в одном своем переживании, показан лишь в один момент его внутренней жизни. Итак, слушаем романс “Однозвучно гремит колокольчик”.
Русские композиторы конца XVIII – начала XIX веков создали основу для рождения творчества Михаила Ивановича Глинки. М. Глинка в музыке, подобно А. Пушкину в литературе, создает такую музыкальную речь, в которой органично сплелись разные элементы русской песенной культуры. В романсах М. Глинки “проявляется чуткое знание интонационно-музыкального словаря эпохи, особенностей языка русской бытовой лирики, но ещё существеннее – несомненное присутствие “интонационной идеи” или замысла” [1]. Всем известны его замечательные романсы “Не искушай меня без нужды”, “Сомнение”, “В крови горит огонь желанья”, “Я помню чудное мгновенье” и другие.
В 1840 году М. Глинка пишет цикл романсов “Прощание с Петербургом” на стихи Нестора Кукольника. Несколько произведений из этого цикла пользуются широкой известностью, и среди них – полная любви к родной природе песня-романс “Жаворонок”. Жаворонок – первая весенняя птица, пение которой связывалось на Руси с приходом весны, пробуждением природы от зимней спячки, началом новой жизни.
Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло.
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, словно волшебство.Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Послушаем романс “Жаворонок”.
Вторая половина XIX века – время больших изменений в общественной и культурной жизни России. Русское искусство обогатилось крупными именами: Милий Алексеевич Балакирев, Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков и Петр Ильич Чайковский.
Особое место занимает жанр романса в творчестве П. Чайковского. Он тщательно редактировал тексты своих романсов, и в то же время очень чутко относился к каждому слову стихотворения. П. Чайковский говорил: “В сущности, музыка – та же поэзия” [5].
Прислушайтесь, как тонко воплощены поэтические образы в музыке “Детской песенки” на слова Аксакова и в романсе “Колыбельная песня в бурю” на слова А. Плещеева.
К концу XIX и, особенно, в начале XX века, вплоть до 1917 года, в жанре романса происходит заметная дифференциация направлений. С одной стороны, вокальная музыка все больше превращалась “в изысканный кабинетный жанр, с другой стороны – в развлекательную продукцию”[1].
Этот эстрадный салонный романс имел свои отличительные черты: декламационность, то есть близость мелодии к разговорной речи, несложность сопровождения, куплетность, интонационную близость к цыганскому фольклору. Но среди этого “салонного” жанра были произведения, которым суждено было стать популярными: это “Я встретил вас”, “Темно-вишневая шаль”, “Я помню вальса звук прелестный”. В их числе и “Утро туманное” композитора В.Абаза на слова Ивана Тургенева.
Женский голос, как ветер, несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету не коснется,
Все становится сразу иным.Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит.
И загадочным одеяньемВ
Небывалых шелков шелестит.
(Анна Ахматова.) [4]
Звучит романс “Утро туманное”.
В 20-е годы XX столетия появляется новый жанр – “песня-романс”. Это жанр, приближающийся к песне по чередованию куплетов с одной и той же мелодией, и к романсу – по более утонченной трактовке поэтических образов. Много интересных сочинений в жанре романса появилось в отечественной музыке в 30-х – 40-х годах в творчестве Сергея Прокофьева, Сергея Рахманинова, Георгия Свиридова, Дмитрия Шостаковича.
В 50-е – 60-е годы активно распространяется движение “бардов”, в творчестве которых нашла отражение лирическая песня, приближающаяся к романсу. Широкой известностью пользуется творчество Булата Окуджавы, Юлия Кима, Юрия Визбора и др. Они стали первооткрывателями новых форм, образов, интонаций. Песни бардов оказывают определенное влияние на песенное творчество современных профессиональных композиторов (например, всем хорошо известны песни и романсы Андрея Петрова из музыки к кинофильму “Служебный роман”).
Каждое новое поколение композиторов приходило в песенное творчество со своим кругом образов и тем. Так появилась со своими прекрасными произведениями Александра Пахмутова, привнесшая в русскую лирическую песню образы верности, чистоты, служения великим идеалам добра (например, ее песня “Нежность”).
Многие современные композиторы с интересом развивают романсовую интонацию в своих произведениях. Достаточно назвать песни “Эти летние дожди”, “Не отрекаются любя” Марка Минкова, “Напрасные слова”, “Как прекрасен этот мир” Давида Тухманова, “Последняя поэма” из кинофильма “Вам и не снилось” Алексея Рыбникова, “Пообещайте мне любовь” из кинофильма “Чародеи” Евгения Крылатова.
И плывут, и растут эти чудные звуки,
Захватила меня их волна…
Поднялась, подняла, и неведомой муки,
И блаженства полна…И божественный лик, на мгновенье,
Неуловимой сверкнув красотой,
Всплыл, как живое виденье
Над воздушной кристальной волной.
(Яков Полонский.) [4]
Давайте послушаем песню “Осень” Евгения Крылатова.
Потребность в лирической музыке, романсах не иссякла, и, вопреки бытующему мнению, духовная жажда у молодых людей ничуть не меньше, чем у старшего поколения. Предлагаю всем собравшимся в нашем уютном зале спеть современный романс Марка Фрадкина “Но как на свете без любви прожить” из кинофильма “Простая история”. Эта песня завоевала большую популярность в исполнении Клавдии Шульженко, Людмилы Гурченко, Аллы Пугачевой.
Закончить нашу встречу хотелось бы стихотворением томской поэтессы Тамары Бакшт:
Романсов сладостные звуки
Волнуют сердце вновь и вновь.
В них боль печали и разлуки,
И все любовь, любовь, любовь.В них радость встреч, очей сиянье,
Туманной юности рассвет.
И струн гитарных рокотанье,
Вишневой шали темный цветИ скачут тройки с бубенцами,
И отцветает пышный сад.
А мы все слушаем, и сами
Готовы все цветы собрать.Очаровательные звуки
И чувств восторженных слова…
Пусть будет радость! Будут муки!
И пусть кружится голова![4]
Список литературы:
- Васина-Гроссман В. Первая книжка о музыке. – М., 1976.
- Осовицкая З., Казаринова А. Музыкальная литература (1-й год обучения). – М., 2004.
- Русская лирика XIX века. – М., 1986.
- Стихи о музыке. Сост. Бирюкова А., Татаринов В. – М., 1982.
- Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. – Ростов-на-Дону, 1986.
- http://wikipedia/org/wiki