“Воспитывать – значить организовывать жизнь;
в правильной жизни правильно растут дети”
Л. С. Выготский
Всем хорошо известно, что в Новосибирской области реализуется проект по созданию специализированных классов для обучения одарённых детей математического и естественнонаучного направлений. Эти классы открываются для одаренных детей по математике, физике, химии на базе общеобразовательных учреждений.
Проблема обучения таких детей сегодня напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.
У одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию.
Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики (высшей нервной деятельности), которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных по сравнению с другими людьми) результатов деятельности. (Д. Б. Богоявленская.)
Педагоги и психологи к одарённым детям относят:
- Школьников с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей.
- Школьников с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности, но с чрезвычайной восприимчивостью к не речевым проявлениям чувств окружающими, часто с асоциальным поведением.
- Школьников, не достигающих по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.
Традиционными формами работы с такими детьми в Российской школе являются:
– факультативные занятия;
– индивидуальные занятия по опережающим программам;
– групповые занятия разновозрастных групп по подготовке к олимпиадам;
– занятия в межшкольных группах по подготовке к олимпиадам;
– профильные классы (физико-математические, химико-биологические,
социально-гуманитарные, социально-экономические);
– турниры (интеллектуальные или творческие);
– олимпиады;
– конференции;
– заочные школы ведущих ВУЗов страны (МГУ, НГУ и т.д.)
– НОУ.
На ряду с вышеперечисленными, сегодня, появляются дистанционные формы работы,
такие как:
– дистанционные школы;
– дистанционные семинары и мастер-классы;
– вебинары.
Вся эта огромная работа проводится с учащимися в течение учебного года.
А что происходит потом, по окончании учебного года – летом?
Многие ребята разъезжаются: кто-то едет с родителями к тёплому морю, кто-то в экзотические страны, кто-то на дачу, а кто-то остаётся в городе... Но есть немало ребят, которые хотят сочетать отдых с дальнейшим собственным развитием и образованием.
В последние годы, одной из самых перспективных форм организации летнего отдыха детей являются так называемые профильные лагеря или смены. Предпосылкой этому послужило то, что подход к организации летнего лагерей кардинально изменился. Профильные смены выполняют очень важную миссию – летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.
Помочь детям интересно отдохнуть, получить новые позитивные впечатления, опыт разнообразной самостоятельной творческой деятельности и общения с интересными людьми, развить свои способности, научиться понимать себя и других – вот основные задачи, которые решаются при проведении профильных смен. Ведь именно во время летних каникул можно создать комфортное социально-образовательное пространство для взаимодействия и творчества детей.
“Профильная смена” – форма учебно-воспитательной работы, при которой учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для максимального развития в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.
Второй год подряд смена “Летняя академия достижений (ЛАД)” проходила на базе детского оздоровительного лагеря 100 детей из школ, лицеев и гимназий города Новосибирска, интересующихся математикой, физикой и химией стали её активными участниками.
Смена проводилась с целью создания условий для всестороннего развития личности участников путем вовлечения их в творческую, познавательную и проектную деятельность.
Креативно помочь детям отдохнуть, получить новые позитивные впечатления, опыт разнообразной самостоятельной творческой деятельности и общения с интересными людьми, развить свои способности, научиться понимать себя и других – вот основные задачи, которые решались при проведении профильной смены.
Летняя профильная смена “ЛАД” – это активный отдых, увлекательные и развивающие занятия, развлекательные мероприятия. Только положительные эмоции и всё со знаком “+”. Главный упор на ИНТЕРЕСЫ детей.
По итогам 10 дневной смены “ЛАД” 2013 года ребята выполнили и защитили 30 проектов, прослушали 8 лекций, по физике, химии, математике, астрономии, истории России, доцентов и профессоров ВУЗов города Новосибирска и НИИ СО РАН, посетили 7 тематических центров, приняли участие в спортивных соревнованиях, КВНе, интеллектуальной игре, инсценированной сказке на новый лад, танцевальных конкурсах, наблюдали за звёздным небом в период прохождения метеорного потока, снимали видеофильмы, собирали роботов и решали изобретательские задачи и успели отдохнуть т.д.
В организации и проведении именно профильных смен особую роль играет педагогический состав, сопровождающий учащихся в течение всей смены. Творческие педагоги – наставники помогают ребятам социализироваться и раскрыться в новом для них коллективе, проявить все свои способности и таланты.
Такой подход создаст благоприятную среду для развития одаренных детей и поднимет общий уровень образования в целом.
Современная Россия нуждается в людях, способных работать в команде, креативно мыслить, умеющих работать с большим объемом информации.