Это 4-й урок в блоке уроков “Табличные вычисления на компьютере”, урок № 2 в теме “Арифметические действия в двоичной системе счисления” в 9 классе.
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Метод обучения: Репродуктивный, групповой.
Исходный уровень умений и навыков:
Учащиеся знают:
Понятия: позиционные и непозиционные системы счисления, алфавит системы счисления, основание системы счисления.
Правила и алгоритмы: алгоритмы перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и обратно; правила двоичного сложения, умножения, вычитания и деления.
Учащиеся умеют: записывать число в любой системе счисления в развернутом виде, применять алгоритмы перевода двоичных, восьмеричных, шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления и обратно, выполнять арифметические действия над двоичными числами.
Оборудование: школьная доска, раздаточный материал (карточки с заданиями), проектор, рабочие тетради учащихся и тетради для самостоятельных работ.
Цели урока:
- Образовательная:
План урока:
- Организационный момент. (3 мин.)
- Проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний и их коррекция. (5 мин.)
- Отработка навыков. (8 мин.)
- Отработка и закрепление навыков в парах. (10 мин.)
- Проверка и анализ работы в парах. (5 мин.)
- Самостоятельная работа. (10 мин.)
- Подведение итогов. (2 мин.)
- Домашнее задание. (2 мин.)
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, разъясняет ученикам тему и цель урока: “План нашего урока на экране. Сегодня мы продолжим выполнять арифметические действия над двоичными числами. Цель нашего урока – научиться применять те правила двоичной арифметики, с которыми мы познакомились на прошлом уроке и закрепить эти навыки. А как вы думаете, почему именно двоичным числам и правилам действий над ними мы уделяем так много внимания?” Выслушивает предположения детей. Если ответ найдет, одобряет его, если учащиеся затрудняются, помогает им.
“Часть урока вы будете работать в парах такого состава:…” Разбивает группу на пары: более сильный и менее сильный ученик, и предлагает: “Пересядьте, пожалуйста, чтобы в дальнейшем нам не терять на это время. Запишите в тетради число и тему урока.”
2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний и их коррекция.
Учитель предлагает начать с проверки домашнего задания. К доске вызывает двух учеников. Одному предлагает выполнить примеры из домашнего задания на сложение и деление, другому на умножение и вычитание.
Пока ребята решают, проводится “разминка”. Для этого предлагается вставить нужные числа вместо знака “?” в примерах. (Приложение 1).
Проверяет выполнение домашних примеров. Оценивает ответы, объясняя отметки.
3. Отработка навыков.
Учитель: “Продолжаем нашу работу. У вас на столах лежат карточки 3-х цветов. Возьмите карточку голубого цвета. (Приложение 2). На ней шесть заданий. Первые три из них решаем на доске и в тетрадях.” Вызывает к доске ученика решать задачу № 1.
Оценивает ответ ученика, исправляет ошибки на доске, если они есть.
Вызывает к доске учащихся для решения 2-го, а затем и 3-го задания. Оценивает их ответы. В случае затруднения в решении помогает наводящими вопросами. Вносит исправления в решения на доске, если это необходимо, после обсуждения с классом.
4. Отработка и закрепление навыков в парах.
“А сейчас мы с вами поработаем в парах. Давайте посмотрим, как вы умеете принимать совместные решения и помогать друг другу. Возьмите у себя на столах карточки желтого цвета. (Приложение 3.1). На них даны 3 задания. Вам дается ограниченное время, за которое вы должны постараться решить эти задания. Решения записывайте на листочках, которые вам даны”.
5. Проверка и анализ работы в парах.
“Время для решения истекло. Я надеюсь, что вы справились с заданиями. Давайте посмотрим, что должно было получиться в результате.” С помощью проектора демонстрирует ответы. (Приложение 3.2.). “Поднимите руки те, кто справился без ошибок со всеми заданиями. Вы можете поставить себе оценку “5”. А теперь поднимите руку, те, у кого есть ошибки только в одном задании. Вы заслужили оценку “4”. Те, кто допустил ошибки в двух заданиях, получают оценку “3”. Я надеюсь, что среди вас нет таких, кто совсем не справился с заданием.” Просит ребят поставить оценку, подписать состав пар и сдать листочки. “После урока я сама еще раз проверю ваши работы и посмотрю, насколько правильны ваши решения и объективны ваши оценки”.
Просит поднять руки тех ребят, которые оценили себя на “4” и “5”. Оставшиеся, следовательно, получили оценки ниже. Если таких много, следует спросить, какие задания вызвали наибольшие затруднения и рассмотреть их решение с помощью проектора. (Приложение 3.3.)
6. Самостоятельная работа.
“А сейчас вам представится еще одна возможность проверить себя и получить хорошую оценку. Возьмите тетради для самостоятельных работ и зеленые карточки. (Приложение 4). На них даны задания для самостоятельной работы. Первые 2 задания должны выполнить все. Эти задания на оценку “3”,чтобы получить оценку “4”, нужно решить еще и задание №3, оно отмечено одной *. Оценка “5” будет поставлена тем, кто правильно выполнит все четыре задания. Напишите в тетради число, № варианта и приступайте к работе.”
7. Подведение итогов.
Учитель подводит итоги урока. Спрашивает, чему ребята научились на уроке, что понравилось, что не понравилось, что вызвало трудности.
Задает вопрос: “Где же применяется представление чисел в двоичном виде и правила действий над такими числами? Зачем мы изучаем эту тему?”
Благодарит всех за активную и плодотворную работу. Отмечает особенно активных учащихся.
8. Домашнее задание
Задания № 4, 5, 6 с голубой карточки. Задания 4 и 5 для всех обязательны, №6 – дополнительное (под*). При необходимости отвечает на вопросы.