Урок информатики по теме "Арифметические действия в двоичной системе счисления". 9-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 9


Это 4-й урок в блоке уроков “Табличные вычисления на компьютере”, урок № 2 в теме “Арифметические действия в двоичной системе счисления” в 9 классе.

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Метод обучения: Репродуктивный, групповой.

Исходный уровень умений и навыков:

Учащиеся знают:

Понятия: позиционные и непозиционные системы счисления, алфавит системы счисления, основание системы счисления.

Правила и алгоритмы: алгоритмы перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и обратно; правила двоичного сложения, умножения, вычитания и деления.

Учащиеся умеют: записывать число в любой системе счисления в развернутом виде, применять алгоритмы перевода двоичных, восьмеричных, шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления и обратно, выполнять арифметические действия над двоичными числами.

Оборудование: школьная доска, раздаточный материал (карточки с заданиями), проектор, рабочие тетради учащихся и тетради для самостоятельных работ.

Цели урока:

  1. Образовательная: учащиеся совершенствуют и закрепляют знания правил арифметических действий над двоичными числами, решая примеры и задачи.
  2. Развивающая: учащиеся повышают свои умения в применении правил действий над двоичными числами, решая примеры и задачи разного уровня сложности. Развивают внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, умение работать в парах, а также самостоятельно выполнять задания различного уровня сложности.
  3. Воспитательная: осваивая арифметические действия над двоичными числами, учащиеся лучше понимают принципы работы компьютера, а именно, как в компьютере производятся вычисления. Воспитывают в себе волю и настойчивость для достижения конечного результата, воспитывают чувство ответственности, толерантности. Воспитывают умение объективно оценивать свой труд.

План урока:

  1. Организационный момент. (3 мин.)
  2. Проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний и их коррекция. (5 мин.)
  3. Отработка навыков. (8 мин.)
  4. Отработка и закрепление навыков в парах. (10 мин.)
  5. Проверка и анализ работы в парах. (5 мин.)
  6. Самостоятельная работа. (10 мин.)
  7. Подведение итогов. (2 мин.)
  8. Домашнее задание. (2 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, разъясняет ученикам тему и цель урока: “План нашего урока на экране. Сегодня мы продолжим выполнять арифметические действия над двоичными числами. Цель нашего урока – научиться применять те правила двоичной арифметики, с которыми мы познакомились на прошлом уроке и закрепить эти навыки. А как вы думаете, почему именно двоичным числам и правилам действий над ними мы уделяем так много внимания?” Выслушивает предположения детей. Если ответ найдет, одобряет его, если учащиеся затрудняются, помогает им.

“Часть урока вы будете работать в парах такого состава:…” Разбивает группу на пары: более сильный и менее сильный ученик, и предлагает: “Пересядьте, пожалуйста, чтобы в дальнейшем нам не терять на это время. Запишите в тетради число и тему урока.”

2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

Учитель предлагает начать с проверки домашнего задания. К доске вызывает двух учеников. Одному предлагает выполнить примеры из домашнего задания на сложение и деление, другому на умножение и вычитание.

Пока ребята решают, проводится “разминка”. Для этого предлагается вставить нужные числа вместо знака “?” в примерах. (Приложение 1).

Проверяет выполнение домашних примеров. Оценивает ответы, объясняя отметки.

3. Отработка навыков.

Учитель: “Продолжаем нашу работу. У вас на столах лежат карточки 3-х цветов. Возьмите карточку голубого цвета. (Приложение 2). На ней шесть заданий. Первые три из них решаем на доске и в тетрадях.” Вызывает к доске ученика решать задачу № 1.

Оценивает ответ ученика, исправляет ошибки на доске, если они есть.

Вызывает к доске учащихся для решения 2-го, а затем и 3-го задания. Оценивает их ответы. В случае затруднения в решении помогает наводящими вопросами. Вносит исправления в решения на доске, если это необходимо, после обсуждения с классом.

4. Отработка и закрепление навыков в парах.

А сейчас мы с вами поработаем в парах. Давайте посмотрим, как вы умеете принимать совместные решения и помогать друг другу. Возьмите у себя на столах карточки желтого цвета. (Приложение 3.1). На них даны 3 задания. Вам дается ограниченное время, за которое вы должны постараться решить эти задания. Решения записывайте на листочках, которые вам даны”.

5. Проверка и анализ работы в парах.

“Время для решения истекло. Я надеюсь, что вы справились с заданиями. Давайте посмотрим, что должно было получиться в результате.” С помощью проектора демонстрирует ответы. (Приложение 3.2.). “Поднимите руки те, кто справился без ошибок со всеми заданиями. Вы можете поставить себе оценку “5”. А теперь поднимите руку, те, у кого есть ошибки только в одном задании. Вы заслужили оценку “4”. Те, кто допустил ошибки в двух заданиях, получают оценку “3”. Я надеюсь, что среди вас нет таких, кто совсем не справился с заданием.” Просит ребят поставить оценку, подписать состав пар и сдать листочки. “После урока я сама еще раз проверю ваши работы и посмотрю, насколько правильны ваши решения и объективны ваши оценки”.

Просит поднять руки тех ребят, которые оценили себя на “4” и “5”. Оставшиеся, следовательно, получили оценки ниже. Если таких много, следует спросить, какие задания вызвали наибольшие затруднения и рассмотреть их решение с помощью проектора. (Приложение 3.3.)

6. Самостоятельная работа.

“А сейчас вам представится еще одна возможность проверить себя и получить хорошую оценку. Возьмите тетради для самостоятельных работ и зеленые карточки. (Приложение 4). На них даны задания для самостоятельной работы. Первые 2 задания должны выполнить все. Эти задания на оценку “3”,чтобы получить оценку “4”, нужно решить еще и задание №3, оно отмечено одной *. Оценка “5” будет поставлена тем, кто правильно выполнит все четыре задания. Напишите в тетради число, № варианта и приступайте к работе.”

7. Подведение итогов.

Учитель подводит итоги урока. Спрашивает, чему ребята научились на уроке, что понравилось, что не понравилось, что вызвало трудности.

Задает вопрос: “Где же применяется представление чисел в двоичном виде и правила действий над такими числами? Зачем мы изучаем эту тему?”

Благодарит всех за активную и плодотворную работу. Отмечает особенно активных учащихся.

8. Домашнее задание

Задания № 4, 5, 6 с голубой карточки. Задания 4 и 5 для всех обязательны, №6 – дополнительное (под*). При необходимости отвечает на вопросы.