Педагогическая мастерская – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Эта деятельность имитирует метод проб и ошибок, но реализуется по строгим правилам мастерской. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества. Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, и ученым, художником, явлением культуры в целом, с другой. Наконец идет внутренний диалог каждого – с самим собой. На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чуждые сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи – с ними можно общаться только в форме диалога.
Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество – явления самоценные.
Особенности методики.
Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7–15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников. Основные элементы технологии – методические приёмы: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания.
1. Индукция. Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для учеников, в чём-то загадочное и обязательно личностное. Проблемная ситуация характеризует определённое психическое – вопросное состояние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией). Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у детей. Если интереса к предмету нет, мастерская направляет действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы ребята сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы – могучее средство для стимулирования интереса.
2. Самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
3. Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастерских – групповая работа (малые группы выделяются в классе, образуются из учащихся разных классов, часто возникают стихийно, по инициативе ребят). Мастер разбивает задание на частичные задачи. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём ребята свободны в выборе метода, темпа, поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
4. Социализация. Всякое выступление ребёнка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.
Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно настоять, чтобы в отчёте были задействованы все. Выступать за группу ответственно и почётно. Каждому хочется, чтобы его группа выступила хорошо. Это заражает всех, работа в малых группах в отличие от фронтальной работы с классом позволяет использовать уникальные способности ребят, даёт им возможность самореализоваться. Она в большей мере, чем индивидуальная и фронтальная работа с классом, позволяет учесть и включить в работу различные способы познания у каждого из ребят.
5. Афиширование – вывешивание работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, мастер, другой ученик).
6. Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова озарение, инсайт, понимание. Понимание всякое: себя, других, науки. Разрыв – это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником. Это то, что в традиционной технологии преподносится ученику, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью товарища, мастера, учителя, родителя.
7. Рефлексия – последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
Тема урока “Кислоты”.
Цель урока:
– формирование умения учащихся находить, анализировать и представлять –
социализировать необходимую информацию;
– формирование коммуникативных, исследовательских, валеологических компетенций.
В соответствии с темой можно выделить следующие учебные задачи:
– продолжить формирование понятий простое и сложное вещество на примере
кислот;
– изучить состав, классификацию, физические свойства кислот;
– рассмотреть роль кислот в жизнедеятельности человека, животных и растений.
Ход мастерской
I. Индуктор.
На доске написаны незаконченные предложения:
“Содержатся в лимоне, щавеле, клюкве, яблоке, столовом уксусе…
Выпадают из атмосферы вместе с дождем в крупных мегаполисах……..
Реагируют с металлами…”
Переваривание пищи в желудке у всех земных животных происходит в … среде. В этом проявляется удивительное сходство всех животных на планете.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, какой класс веществ может подходить под приведенное выше описание?
Обучающиеся:……(называют элементы, вещества в т.ч. кислоты).
Учитель: Тема нашего урока “Кислоты” .
II. Работа в группах.
Учитель: Итак, кислоты содержатся в живых организмах (животных и растениях), могут “выливаться” нам на голову вместе с атмосферными осадками.
А что вы знаете о кислотах еще? Обсудите в группе (не более 4 человек), и через 2 минуты представьте наиболее важные, на ваш взгляд, сведения об этом классе веществ. Пользоваться можно только собственной памятью и эрудицией.
Учитель: В своих выступлениях вы не должны повторять сведения, представленные другими группами.
Обучающиеся обсуждают.
Социализация №1. Группы выступают.
III. Ситуация “разрыва”.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы многое знаете о кислотах. Но… вся ли информация сейчас прозвучала?
Учащиеся: ТОЧНО НЕТ!
Учитель: Совершенно верно! Мы ничего не сказали о том, как человек познакомился с кислотами, о их роли в природе и жизни живых организмов, о их химических свойствах, да и физические свойства были не полностью описаны. А также в стороне остались способы получения, классификация и применение.
Тема “Кислоты” изучается в курсе химии всех школ на земном шаре. Так уж получилось. История химии описывает забавный случай, произошедший в Голландии с одним из величайших ученых-физиков Нильсом Бором. Во время фашисткой оккупации Бор работал в своей лаборатории. И вдруг…пришли гитлеровцы с обыском, думая найти в лаборатории ценные металлы (золото, серебро, платина). У Бора были золотая медаль Лауреата Нобелевской премии. Не долго думая, Бор бросает золотые изделия в смесь азотной и соляной кислот. К удивлению гитлеровцев от золота не осталось и следа, а полученный раствор Бор преспокойно поставил на полку. Всем известно, что ни с соляной ни с азотной кислотой по отдельности золото не реагирует. А через 3 дня Бор уже выделил свое золото из растворов обратно.
Для того чтобы не попасть “впросак”, и не быть обманутыми, мы должны воспользоваться научными знаниями о кислотах и их свойствах. Работа предстоит большая, поэтому мы распределим обязанности. Подойдите, пожалуйста, к столу и выберите роль, которую вы будете играть.
Задания и роли.
1. Историки. Расскажите о знакомстве человека с кислотами и роли кислот в животном и растительном мире. Где в природе встречаются кислоты?
2. Учёные. Расскажите об индикаторах. Что это такое и как ими пользоваться? Что получается при действии кислот на различные индикаторы (метилоранж, фенолфталеин и лакмус). Для работы используем серную, соляную, уксусную и лимонную кислоты.
3. Математики.
1. Дайте определение кислот.
2. Расскажите о классификации кислот, запишите их формулы. Что такое кислотный остаток и как определяется его валентность? Запишите названия солей, которые образует каждая кислота. Заполните таблицу.
Название кислоты | Формула кислоты | Кислотный остаток/его валентность | Название соли |
4. Физики. Расскажите о физических свойствах кислот и о правилах обращения с ними. Техника безопасности при работе с кислотами.
5. Химики. Расскажите о взаимодействии кислот с металлами. Проделайте следующие опыты:
Опыт № 1. Взаимодействие цинка и магния с серной кислотой
Опыт № 2. Взаимодействие меди и золота (кольцо учителя) с серной, соляной и уксусной кислотами.
Сделайте вывод, отчет оформите в виде таблицы:
Металл | Кислота | Наблюдение |
Капитаны групп выбирают роли (в произвольном порядке, кто какую вытянет) и получают задания.
Учитель: Работайте, пожалуйста, старательно, аккуратно с улыбкой на лице и не кисните от задания. Объединитесь в группы по ролям и начните выполнять задание. Условие: каждый член группы должен использовать один источник информации. Распределите сами, какой из источников выбрать. Можно использовать учебники:
- Гузей Л.С. и др. Химия 8 класс, – М. Дрофа, 2010 г.
- Рудзитис Г.Е. и др. Химия 8 класс, М. Просвещение, 2010 г.
- Кузнецова Н.Е, Гара Н.Н Химия 8 кл, Вентана Граф 2010 г.
- Габриелян О.С. Химия 8. Дрофа 2010.
На поиск, анализ и обсуждение информации дается 20 минут. Еще 15 мин. идет на подготовку общей информации группы на плакате и защита. Обучающиеся работают с различными информационными источниками, обсуждают найденную информацию и готовят проекты к защите.
Социализация № 2.
Группы выступают. Учитель, по мере необходимости, помогает исправлять допущенные ошибки, обсуждая с учениками выступление каждой группы. Учитель заполняет совместно с учениками таблицу.
IV. Обобщение.
Учитель: Молодцы, ребята! Теперь мы многое узнали о кислотах. А вот, что писал знаменитый химик Роберт Бойль о свойствах кислот: “Я пролил соляную кислоту на лепестки фиалки и они окрасились в красный цвет. Подобно лепестка фиалки окраску изменяли и лепестки роз, василька.” Почему? И где это свойство лепестков можно применять? Демонстрируем опыты с лепестками фиалки. Слушаем ответы учащихся.
Учитель (в зависимости от ответов): Молодцы, правильно, или сейчас скиснем от ответов.
Теперь попробуйте составить свое мнение о новом классе веществ, с которым мы сегодня начали знакомство. Для полного представления необходимо объединить усилия представителей разных групп. Объединитесь в 5 групп так, чтобы в каждой группе были: ученый, историк, физик, химик, математик. Попробуйте объединить ваши знания и представить общее мнение о кислотах. Учащиеся готовят проекты своей группы.
Социализация № 3. Группы выступают.
V. Рефлексия.
Учитель: Спасибо! Вы умные и талантливые дети! А сейчас я попрошу вас, ребята, всех сесть в круг.
Учитель: Ответьте на рефлексивный тест:
1. Я узнал много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. На уроке было над чем поработать.
4. Я получил ответы на возникшие вопросы.
5. На уроке я поработал добросовестно и достиг цели.
Учитель: Всем спасибо за творчество и сотворчество! Выставление отметок за урок.
VI. Домашнее задание.
Литература:
- Запрудский Н. И. Технология французских педагогических мастерских в преподавании физики // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2001. – № 2. – С. 8–13.
- Кудрявцева, Т. Ю. Индуктор в технологии педагогической мастерской как средство мотивации / Т. Ю. Кудрявцева // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 6. – С. 22–25.
- Скоробогатова, Г. Г. “Технология педагогической мастерской” – образовательная технология саморазвития личности / Г. Г. Скоробогатова // Педагогические технологии. – 2007. – № 1. – С. 97–102.