Расти здоровым, ученик!

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


“От того, встретит ли ученик талантливого,
увлеченного своим делом учителя, во многом
зависит формирование личности, судьба
молодого человека”.
Из послания Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию.

Введение.

Как в России, так и в других европейских странах сейчас активно пересматриваются подходы к приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни средствами физической культуры. За последние годы накопилось большое количество проблем в сфере физического воспитания учащихся и школьного спорта. Наибольшую тревогу вызывает здоровье подрастающего поколения, потенциал которого определяет качество трудовых и социальных ресурсов населения в будущем и это актуально. Руководством нашей страны поставлена конкретная задача: “К 2020 году каждый второй гражданин России должен систематически заниматься физической культурой и спортом, а среди обучающихся таких должно быть не менее 80%”, и “если приоритет здорового образа жизни будет полностью реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом”. Решить эти проблемы и осуществить поставленную задачу, невозможно без непосредственного участия, энтузиазма и опыта работы учителя физической культуры. Бесспорно, что урок – основная форма физического воспитания в школе, но без внеурочной деятельности выполнение требований Федерального компонента государственного стандарта просто невозможно.

Целью внеурочной деятельности является приобщение учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом, формирование мотивации здорового образа жизни. Опираясь на собственный многолетний педагогический опыт, предлагаю одну из разновидностей внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в ракурсе динамики возрастных процессов учащихся на разных этапах их развития. Согласно Концепции профессионального обучения физической культуре в общеобразовательных школах, разработанной под руководством А.П. Матвеевым, выявляемая поэтапная динамика процесса жизненного самоопределения учащихся средствами физической культуры нашла свое отражение в разработке Государственного стандарта содержания образования, где первый этап соотносится с начальной школой, второй и третий этап – соответственно с основной школой и четвертый этап – со средней (полной) школой.

Растем играя.

На пропедевтическом этапе (7–9 лет) задачей учителей физкультуры является формирование интереса учащихся к физкультурно-оздоровительной деятельности, обеспечение последовательности в достижении ими познавательных и практических ее результатов. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей является игра. Фрэнкс утверждает, что игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить. Они эмоциональны, поэтому и представляют для нас большую ценность в воспитательной работе с детьми. Разработала ряд программ в сфере повышения квалификации учителей. Рекомендуемые программы можно применять не только на уроках, но и во внеурочное время в течение всего года, в том числе в группах продленного дня, что поможет учащимся в освоении программного материала по предмету физическая культура и организации досуга. Например, реализуя программы для детей: “Наш веселый, звонкий мяч”, “Зимние забавы”, “От игры к спорту” и так далее.

Следующий этап поисково-зондирующий (10–12 лет), где уже задачей является формирование интереса учащихся к спортивной деятельности, осознанного ее выбора как средства организации активного отдыха и досуга. На этом этапе через подвижные игры с элементами спортивных игр хорошо прослеживаются склонности ребенка к тому или иному виду спорта, что позволяет учителю сделать отбор по формированию групп в секционной работе. Важна еще одна функция игры – формирование отношений. В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств.

В летний период активно работает спортивная площадка школы – вот она и является местом творчества как педагога, так и ученика. Этим летом я использовала при проведении мероприятий “Я самый, самый..”, “Научился сам – научи товарища” большой набор эстафет с элементами техники базовых видов спорта, что помогло ребятам ознакомиться с некоторыми правилами спортивных игр. Были разучены игры такие, как “Круговой”, “Квадрат”, “Десять передач”, в которые дети в дальнейшем играли самостоятельно, осуществляли судейство.

На третьем профессионально ориентированном этапе (13–15 лет) идет обогащение опыта спортивной деятельности и побуждение учащихся к реальной оценки своих возможностей и достижений, выбору направления углубленного освоения спортивной деятельности. На этом этапе профилирующей игрой стала “Лапта” – одна из немногих игр, позволяющая комплексно развивать все двигательные качества ребенка. Лапта и соревнования по ней у нас в школе пользуются огромной популярностью. Можно сказать, что лапте все возрасты покорны – настолько она увлекательна и азартна. Мы играем в нее и летом и зимой. Мною разработана дополнительная образовательная программа “Родом из детства – народная игра Лапта” для учащихся 6-8 классов.

Побывав на 2 и 3 Международном конгрессе учителей физической культуры, узнала о новых формах работы, об играх народов Европы. Некоторые из них, как “Вирусы”, “Газета” получили признание у детворы. На секционных занятиях и в летний период популярны “Фризби” и “Сити-алтимат”, которые содержат в себе соревновательный дух.

Если учащимся 5–6 классам свойственно переходить из одной секции в другую, то есть идет поиск себя и своего занятия, то в этом возрасте дети уже определись в выборе определенного вида спорта. Секционная работа на этом этапе характеризуется систематичностью занятий и началом спортивно-соревновательной деятельности. Наиболее подготовленных детей приглашаю на тренировочные занятия к старшим ребятам, что поднимает их социальный статус. И отрадно, что учащиеся “горят” тренировками и ждут соревнований, хотят проверить себя, а раз это так, то значит я на правильном пути.

И, наконец, четвертый профессионально-адаптационный этап (16–18 лет), где идет целенаправленное приобретение учащимися практического опыта в профессиональной деятельности, овладение знаниями и способами ее организации, создание условий для активного самопознания и соотнесения знания о себе с практикой.

При организации и проведении соревнований очень активно привлекаем учащихся старших классов в качестве судей. Так, при проведении “Тропы здоровья” юноши 11 класса обеспечивают судейство практически на всех этапах. Большую помощь они оказывают при проведении походов выходного дня зимой. Я не мыслю таких походов без них – они незаменимые помощники, если учесть, что в школе нет мужчин. И я без боязни доверяю им подготовку инвентаря и снаряжения. Надо отметить, что подготовка к походам начинается заблаговременно – распределяются обязанности, а для тех, кто идет впервые в поход, проводим турликбез, где учащиеся знакомятся с основами туристической деятельности. Летом с группой ребят сплавлялись по рекам Ай, Зилим (Южный Урал), где дети применяли полученные знания и закрепляли умения.

Очень серьезно ребята в этом возрасте и тренируются – понимают ответственность, которая ложится на них при выступлениях за школу. И здесь уже не встретишь тех, что могут не прийти на игру без видимой на то причины. Традицией стали матчи школьной команды по баскетболу, волейболу против выпускников на “Вечере встречи”. Такое сотрудничество, бесспорно, приносит свои результаты. Во-первых: устанавливаются товарищеские связи с более старшими, что не маловажно в наше время, во-вторых: значительно поднимается авторитет учителя, так как учащиеся видят отношения учитель-ученик.

Как-то подсчитала, что за время моей работы 12 человек окончили физкультурный институт, из них в системе образования работают 4 человека и 2 сопричастны к физкультурно-спортивной деятельности. И вполне может быть, что и ученики старших классов выберут профессию учителя физической культуры, чему я, конечно, буду рада. Несомненно, и то, что знания о физкультурно-оздоровительной деятельности, активные занятия физкультурой и спортом помогут ребятам в любой профессии и воспитании здорового поколения.

Что делать?

Без общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий не может быть полноценной внеклассной работы. К сожалению, за последние годы произошел значительный спад в этом направлении. Одной из причин является упразднение ставок по внеклассной работе. Хорошо, если администрация школы понимает всю значимость внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности и находит пути решения этой проблемы. А ЕСЛИ НЕТ? Тогда идет все на самотек и держится исключительно на энтузиазме учителя физкультуры. И в ответ получаем всплеск правонарушений именно в среднем школьном возрасте. Мне могут возразить, что, “а как же “Кросс наций”, “Камский веломарафон”, “Лыжня Татарстана” и другие мероприятия? Да неплохие задумки, но из-за непродуманности и административно-командного руководства приводят к противоположному результату. Нужно, прежде всего, вернуть внеклассную работу в школу, дать возможность каждому ребенку стать участником соревнований, привлекать учащихся спецгрупп в качестве помощников судей.

Необходимо возобновить работу спортсоветов школы, по примеру школ города Петрозаводска – создать школьные команды здоровья. Большую роль могут сыграть и традиции школы. Нашей школе удалось сохранить и продолжить традиции. Ежегодно проводим осенний кросс “Здравствуй школа!”, “Масленица-удаль молодецкая!”, “Тропа здоровья” (туристическая полоса препятствий), многоборье по физической подготовке “А ну-ка, мальчики!” и “А ну-ка, девочки!”, “Лапта-это классно!”, новогодний турнир по волейболу на призы Деда Мороза, “Наш друг-баскетбол”, “Прощай, школа!”. Как правило, в последний день четверти проводим “Дни здоровья” с различной направленностью. Им предшествует большая организационная работа педагогов и в них участвует весь класс. И если все продумано до мелочей, то самой лучшей наградой, лично для меня бывает вопрос детворы: “А когда следующий “День здоровья”?”

В летний период на спортивной и досуговой площадках школы продолжается работа по привлечению и охвату детей внеурочной деятельностью. Популярны турниры по “Лапте”, “Пионерболу”, “Волейболу”, “Футболу”, “Стритболу”, “Дартсу”, “Кузнечики”, “Малый сабантуй”. Для учащихся младших классов реализуется программа “Три, четыре, пять – выходи во двор играть!”, где основу составляют подвижные игры и эстафеты народов Поволжья.

Система поощрений.

Стремление быть здоровым, как и процесс обучению здоровому образу жизни, нужно стимулировать и поощрять, особенно на начальном этапе. Поощрение можно считать неотъемлемой частью хорошо отлаженного, объективного учета результатов учащихся, который выступает не только как показатель правильности планирования образовательного процесса, но и является действенным фактором повышения физической подготовленности, сознательной целеустремленности и соревновательного творчества учащихся. Поэтому формы поощрения должны быть разнообразны и добиваться, чтобы все категории были в равной степени заинтересованы в повышении эффективности своей деятельности. Крайне важна также своевременность поощрения, причем в присутствии товарищей и в торжественной обстановке. Наградной материал должен быть приготовлен заранее, это обычно: блокноты, фотоальбомы, фоторамки, ручки, спортинвентарь, торты, дипломы, медали. В классный журнал обязательно проставляется “пятерка” за участие. Если ребята выпускных классов на протяжении года участвовали в соревнованиях в составе сборных команд школы, то в конце года освобождаются от зачетов. Все учащиеся, посещающие секционные занятия в школе имеют преимущество при выставлении четвертных и годовых оценок, в случае спорных ситуаций. Кроме того, в школе имеется стенд “Спортсмены школы”, который периодически обновляется. При выступлении в финале городских соревнований родителям отправляем благодарности за содействие и занятиями спортом. На последнем звонке и выпускном вечере вручаем грамоты, благодарственные письма, разрядные книжки и ценные подарки.

Заключение.

В моей практике сформировалась собственная методическая система, направленная на совершенствование компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, апробированная профессиональным сообществом города, региона, республики. И я буду рада, если мой опыт будет использован коллегами, ведь именно мы – учителя физической культуры должны научить ребенка быть здоровым.

Литература:

  1. Здоровье – в школы! Сборники статей по материалам 2 и 3 Международного конгресса учителей физической культуры 2010 г., 2012 г. Петрозаводск.
  2. Сборник нормативных документов. Физическая культура/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 4-изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 103с.
  3. Физическая культура 1-11классы. Подвижные игры на уроках и во внеурочное время./авт.-сост. С.Л.Садыкова, Е.И.Лебедева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 92с.
  4. Учебное издание. Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни. А.П. Матвеев. – М.: Просвещение., 2008.