Конспект педагогического мероприятия в подготовительной группе. Составление рассказа по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: составление  рассказа по мотивам изображенного на картине.

Задачи:

  • закреплять элементарные знания о структуре текста и умение составлять план изложения текста самостоятельно или с помощью педагога;
  • развивать умение раскрывать тему повествования, опираясь на план, проявлять инициативу при отборе фактов для составления рассказа и их расположении в структуре рассказа;
  • развивать образную речь детей: использовать в рассказе эпитеты, сравнения, синонимы;
  • продолжать развивать речевые навыки и умения детей:  говорить законченными предложениями, последовательно, четко и понятно;
  • развивать умение детей анализировать рассказы товарищей;
  • воспитывать у детей интерес к произведениям изобразительного искусства;

Активизация словаря: сосновый бор, сосновая чаща, художник – пейзажист, певец родной природы.

Материал к занятию: картина И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору», структурная модель рассказа на каждого ребенка (Приложение 1, рисунок 1), карточки – символы для составления плана рассказа (Приложение 1, рисунок 2), наглядно – демонстрационная модель рассказа (Приложение 1, рисунок 3).

Предварительная работа с детьми:

– рассказ педагога о творчестве И.И.Шишкина;
– рассматривание картин художника и беседа по их содержанию;
– оформление выставки на тему «Певец родной природы»;
– оформление выставки детских работ по мотивам произведений И.И.Шишкина, выполненных совместно с родителями.
– изготовление приглашений к посещению выставки.

Ход и содержание деятельности

1. Педагог предполагает,  что дети  достаточно много знают о творчестве художника,  но для того, чтобы доказать это,  предлагает детям выполнить задания.  В выполнении заданий  помогут фантазия, воображение, сообразительность  и, конечно, главной помощницей будет правильная, четкая и, всем понятная, речь.

2. Вопрос к детям: Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься.

Мы узнаем об этом при помощи карточек: чтобы выбрать карточку,  нужно раскрутить волчок, но раскрутить его можно только тогда, когда мы выполним  первые задания.

Задания для детей:

– кого и почему называли «певцом русской природы»;
– какие деревья любил рисовать  художник; изображение каких деревьев  чаще всего встречаются в его  картинках;
– согласны ли вы с тем, что картины И.И.Шишкина называют «живыми картинами из леса», докажите это;
– назовите картины художника, которые у вас вызывают чувство  восхищения.

Примечания: после каждого, правильно выполненного, задания прокручивается волчок и переворачивается карточка – символ с изображением  модели рассказа, медведей, картины, сосен.
Проанализировав содержание изображений на карточках – символах, дети делают вывод о том, что сегодня мы будем составлять рассказ по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору».
Педагог  предлагает детям  выбрать,  как они хотели бы работать: все вместе, небольшими группами, в парах.

3. Вносится картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору». Вступительное слово педагога: «Давайте представим себе, что мы оказались в сосновой чаще, почувствуем себя героями этой картины».

Дыхательная гимнастика:

– здесь мы вдыхаем свежий воздух (вдох носом, выдох через рот);
– кругом пахнет сосновой смолкой (три коротких вдоха через нос «по кругу» и длительный выдох через рот);
– хочется дышать ароматами соснового бора, не переставая (глубокий вдох через нос, задержать дыхание и резкий выдох через рот);

Поэтическая  минутка: «Когда смотришь на эти сосны, вспоминаешь слова»

Ласковым солнцем  согреты,
В острые иглы одеты,
Сосны стоят у скалы,
Светятся глазки смолы.

Задание: проговаривание четверостишья в умеренном темпе по цепочке, выделяя голосом звук «с».

Дети рассаживаются перед картиной.

Беседа по картине.

– чем нравится картина;
– что (кто) является главным в картине;
– какие действия выполняют медвежата;
– как вы думаете, какие чувства испытывает медведица к медвежатам;
– соответствует ли название картины изображению, а какое название вы дали бы картине;
– можно ли определить  чувства с какими создавал художник свою работу;
– о чем  думаешь ты, когда смотришь на картину.

4. Подготовка к составлению рассказа.

На столе разложены карточки с вопросами, дети по желанию выбирают для себя карточку и отвечают на вопрос:

– что такое рассказ;
– что значить составить рассказ по картине;
– сколько частей в рассказе;
– что нужно сделать (о чем помнить), чтобы рассказ получился интересным и понятным;
– что такое план рассказа.

Задание: составить план рассказа.

Примечание: педагог уточняет, как дети  желают работать  – вместе со взрослым,  в паре  или каждый самостоятельно составляет план; учитывая уровень подготовленности детей, педагог ненавязчиво может предложить  свою помощь (разреши поучаствовать  с тобой вместе, у тебя все получится, если ты  попробуешь сделать так).
Каждому ребенку предлагается структурная  модель рассказа и карточки – символы, обозначающие содержание плана, которые, по усмотрению детей, будут отнесены к  одной из структурных частей модели рассказа; приветствуется  личная  инициатива детей по созданию дополнительных карточек-символов для составления плана.

Возможен примерный план – образец:

– о чем бы ты хотел рассказать в начале рассказа (о чем надо рассказать в первую очередь);
– о чем расскажем подробно; какие слова нужно припомнить, чтобы рассказать  о … точнее и интереснее;
– как можно закончить рассказ.

5. Составление рассказа и его повествование  детьми

Примечание: повествование рассказов индивидуально, если ребенок работал один; если составление было коллективным (в паре) дети выбирают, как  будут рассказывать (кто-то один, по цепочке, по структурным частям).

6. Рефлексия: проводится после каждого рассказа, обращается внимание детей на то,

– что (чем) понравился рассказ;
– о чем удалось интересно рассказать;
– какие красивые необычные слова услышали в рассказах (украсили рассказ).
– помог ли план при составлении рассказа.

По желанию детей педагог  также может составить рассказ по картине и предложить его вниманию детей.

Дополнительно: в процессе деятельности детей  обязательно проводится  динамическая пауза.

Мишка

Вылез мишка из берлоги,
Разминает мишка ноги.
На носочках он пошел
И на пяточках потом.
На  качелях  покачался
И в берлогу он забрался.

Медвежата

Медвежата в  чаще жили,
Головой своей крутили: вот так, вот так.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали: вот так, вот так.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили: вот так, вот так.
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали: вот так, вот так.