Цель: составление рассказа по мотивам изображенного на картине.
Задачи:
- закреплять элементарные знания о структуре текста и умение составлять план изложения текста самостоятельно или с помощью педагога;
- развивать умение раскрывать тему повествования, опираясь на план, проявлять инициативу при отборе фактов для составления рассказа и их расположении в структуре рассказа;
- развивать образную речь детей: использовать в рассказе эпитеты, сравнения, синонимы;
- продолжать развивать речевые навыки и умения детей: говорить законченными предложениями, последовательно, четко и понятно;
- развивать умение детей анализировать рассказы товарищей;
- воспитывать у детей интерес к произведениям изобразительного искусства;
Активизация словаря: сосновый бор, сосновая чаща, художник – пейзажист, певец родной природы.
Материал к занятию: картина И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору», структурная модель рассказа на каждого ребенка (Приложение 1, рисунок 1), карточки – символы для составления плана рассказа (Приложение 1, рисунок 2), наглядно – демонстрационная модель рассказа (Приложение 1, рисунок 3).
Предварительная работа с детьми:
– рассказ педагога о творчестве И.И.Шишкина;
– рассматривание картин художника и беседа по их
содержанию;
– оформление выставки на тему «Певец родной
природы»;
– оформление выставки детских работ по мотивам
произведений И.И.Шишкина, выполненных совместно
с родителями.
– изготовление приглашений к посещению
выставки.
Ход и содержание деятельности
1. Педагог предполагает, что дети достаточно много знают о творчестве художника, но для того, чтобы доказать это, предлагает детям выполнить задания. В выполнении заданий помогут фантазия, воображение, сообразительность и, конечно, главной помощницей будет правильная, четкая и, всем понятная, речь.
2. Вопрос к детям: Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься.
Мы узнаем об этом при помощи карточек: чтобы выбрать карточку, нужно раскрутить волчок, но раскрутить его можно только тогда, когда мы выполним первые задания.
Задания для детей:
– кого и почему называли «певцом русской
природы»;
– какие деревья любил рисовать художник;
изображение каких деревьев чаще всего
встречаются в его картинках;
– согласны ли вы с тем, что картины И.И.Шишкина
называют «живыми картинами из леса», докажите
это;
– назовите картины художника, которые у вас
вызывают чувство восхищения.
Примечания: после каждого, правильно
выполненного, задания прокручивается волчок и
переворачивается карточка – символ с
изображением модели рассказа, медведей,
картины, сосен.
Проанализировав содержание изображений на
карточках – символах, дети делают вывод о том,
что сегодня мы будем составлять рассказ по
картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору».
Педагог предлагает детям выбрать, как
они хотели бы работать: все вместе, небольшими
группами, в парах.
3. Вносится картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору». Вступительное слово педагога: «Давайте представим себе, что мы оказались в сосновой чаще, почувствуем себя героями этой картины».
Дыхательная гимнастика:
– здесь мы вдыхаем свежий воздух (вдох носом,
выдох через рот);
– кругом пахнет сосновой смолкой (три коротких
вдоха через нос «по кругу» и длительный выдох
через рот);
– хочется дышать ароматами соснового бора, не
переставая (глубокий вдох через нос, задержать
дыхание и резкий выдох через рот);
Поэтическая минутка: «Когда смотришь на эти сосны, вспоминаешь слова»
Ласковым солнцем согреты,
В острые иглы одеты,
Сосны стоят у скалы,
Светятся глазки смолы.
Задание: проговаривание четверостишья в умеренном темпе по цепочке, выделяя голосом звук «с».
Дети рассаживаются перед картиной.
Беседа по картине.
– чем нравится картина;
– что (кто) является главным в картине;
– какие действия выполняют медвежата;
– как вы думаете, какие чувства испытывает
медведица к медвежатам;
– соответствует ли название картины
изображению, а какое название вы дали бы картине;
– можно ли определить чувства с какими
создавал художник свою работу;
– о чем думаешь ты, когда смотришь на картину.
4. Подготовка к составлению рассказа.
На столе разложены карточки с вопросами, дети по желанию выбирают для себя карточку и отвечают на вопрос:
– что такое рассказ;
– что значить составить рассказ по картине;
– сколько частей в рассказе;
– что нужно сделать (о чем помнить), чтобы рассказ
получился интересным и понятным;
– что такое план рассказа.
Задание: составить план рассказа.
Примечание: педагог уточняет, как
дети желают работать – вместе со
взрослым, в паре или каждый самостоятельно
составляет план; учитывая уровень
подготовленности детей, педагог ненавязчиво
может предложить свою помощь (разреши
поучаствовать с тобой вместе, у тебя все
получится, если ты попробуешь сделать так).
Каждому ребенку предлагается структурная
модель рассказа и карточки – символы,
обозначающие содержание плана, которые, по
усмотрению детей, будут отнесены к одной из
структурных частей модели рассказа;
приветствуется личная инициатива детей по
созданию дополнительных карточек-символов для
составления плана.
Возможен примерный план – образец:
– о чем бы ты хотел рассказать в начале
рассказа (о чем надо рассказать в первую очередь);
– о чем расскажем подробно; какие слова нужно
припомнить, чтобы рассказать о … точнее и
интереснее;
– как можно закончить рассказ.
5. Составление рассказа и его повествование детьми
Примечание: повествование рассказов индивидуально, если ребенок работал один; если составление было коллективным (в паре) дети выбирают, как будут рассказывать (кто-то один, по цепочке, по структурным частям).
6. Рефлексия: проводится после каждого рассказа, обращается внимание детей на то,
– что (чем) понравился рассказ;
– о чем удалось интересно рассказать;
– какие красивые необычные слова услышали в
рассказах (украсили рассказ).
– помог ли план при составлении рассказа.
По желанию детей педагог также может составить рассказ по картине и предложить его вниманию детей.
Дополнительно: в процессе деятельности детей обязательно проводится динамическая пауза.
Мишка
Вылез мишка из берлоги,
Разминает мишка ноги.
На носочках он пошел
И на пяточках потом.
На качелях покачался
И в берлогу он забрался.Медвежата
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили: вот так, вот так.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали: вот так, вот так.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили: вот так, вот так.
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали: вот так, вот так.