Урок развития речи по русскому языку на тему "Типы речи". 5-й класс
Цели урока:
- Образовательная: познакомить с типами речи; научить различать типы речи в тексте; научить создавать свои тексты, используя определенный тип речи.
- Развивающие:
- развитие образного и логического мышления и речи;
- развитие умения аргументировать, доказывать;
- развитие умения задавать уточняющие вопросы;
- работать над умением выделять главное, сравнивать, обобщать.
- Воспитательные:
- воспитание интереса к родному языку, живому русскому слову;
- развитие яркой, образной литературной речи;
- воспитание эстетического отношения к слову;
- воспитание любви и уважения к своей малой родине.
Оборудование урока: учебник «Русская речь» 5 класс под редакцией Никитиной, Презентация к уроку, таблички «Ключевые слова» (Приложение 1), тексты (Приложение 2), таблица для заполнения (Приложение 3).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок развития речи. Но как вы видите, тема урока у нас не написана на доске, не сформулирована. Мы её сейчас постараемся сформулировать с вами, но в этом на поможет вот это стихотворение. (Презентация. Слайд 2)
По-разному можно текст создавать:
Можно красиво все описать,
Можно проблему поднять, рассуждать,
Можно и случай какой рассказать.
Каждый получим с особым лицом.
В каждом особую прелесть найдем.
Ну, а поможет речи нам тип,
Ведь на урок наш он темой проник.
Задание:
1. Найдите ключевые слова в данном стихотворении. (Описать, рассуждать и рассказать)
(Вывешиваем на доску табличку с данными ключевыми словами урока) (Приложение 1)
2. Какое сочетание слов в стихотворении указывает на тему нашего урока?
– Итак, как вы поняли, какая тема нашего урока? (Типы речи)
2. Формулирование цели урока (слайд 3)
– А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать цель урока,
опираясь на его тему. Для этого используйте опорные вопросы:
– Что я узнаю сегодня на уроке?
– Чему я должен научиться на уроке?
Вывод:
– Мы с вами сегодня на уроке должны научиться:
- различать типы речи,
- познакомиться с тремя типами речи в русском языке,
- применить наши знания при работе с текстами,
- попробовать составить свой текст, опираясь на полученные знания.
3. Орфографическая и лексическая работа
Прочитайте текст (слайд 4)
Для рыбы нужна чистая вода – будем охр…нять наши водоёмы. В
лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охр…нять наши
леса, степи, горы.
Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы. А человеку нужна
Родина. И охр…нять природу – значит охр…нять Родину.(М.
Пришвин)
Словарная работа:
1) Какая гласная буква пропущена в слове ОХРАНЯТЬ? Выпишите это
слово.
2) Подберите однокоренные слова к слову охранять. (Хранить, охрана,
охранный). Выделите корень в записанных словах.
(-хран-)
3) Подберите синонимы к данному слову (БЕРЕЧЬ, ОБЕРЕГАТЬ,
ЗАЩИЩАТЬ)
– Что значит охранять? (Стеречь, оберегать)
– Что значит беречь? (1. Охранять от кого-то что-нибудь. 2. Не
тратить, не расходовать что-нибудь напрасно.)
Составьте и запишите словосочетания с данными словами: (слайд
5)
ОХРАНЯТЬ (ЧТО?) …
БЕРЕЧЬ (ЧТО?) …
Задания к тексту:
1. Можно ли назвать данную запись текстом? Почему?
2. Определите тему текста.
3. В каком предложении текста заключается основная мысль (идея)
текста?
4. Новый материал урока
Родина – что значит для вас это слово?
Малая родина – как вы понимаете данное словосочетание? Что для
каждого из вас означает данное выражение?
– Назовите удивительное промысел нашего края, которое делает нашу
малую родину знаменитой? (Дымковская игрушка) (слайды 6,
7)
– Почему игрушку так назвали? (Она возникла в слободе
Дымково)
– Что вы знаете о дымковской игрушке?
Переход к теме урока. Работа с текстами (Приложение 2)
Текст №1
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси,
который существует на Вятской земле более четырёхсот лет.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья. По
всей вероятности, Свистунья в те далекие годы была праздником,
когда вятичи по весне встречали бога солнца Ярилу пением глиняных
дудок.
Но есть и другое объяснение. Однажды к Хлынову (как гласит легенда)
подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи
придумали хитрость. Все жители города получили по глиняной
свистульке. А ночью они подняли отчаянный свист. Кочевники решили,
что их окружили подоспевшие на выручку дружины, и в страхе
бежали.
С тех пор и отмечают горожане особый праздник «Свистунью».
– Прочитайте текст
– Подчеркните ключевые слова в этом тексте.
– Что узнали из данного текста?
– Какой главный вопрос можно задать к данному тексту? (Что узнали
из текста?)
– Какова цель денного текста? (Рассказать о появлении
дымковской игрушки)
– Какое ключевое слово мы подберем к тексту? (Рассказывать,
повествовать)
– Какие части текста здесь можно выделить? (Завязка,
кульминация, развязка)
– Найдите их в тексте. Наши наблюдения запишем в таблицу. (Слайд 8)
(Приложение
3)
Текст №2 (самостоятельная работа с текстом)
Дымковская игрушка — нарядная, дарящая людям ощущение праздника. Ей чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – броская, яркая, горящая цветными пятнами. Она напоминает рисунки, которые выполнили дети. В дымковке – бьющая через край полнота ощущения. Ах, какие красавицы в длинных юбках и нарядных фартуках с оборками! На щеках горит румянец, черные брови дугой. Какая добрая и торжественная здешняя водоноска в пышном сарафане. Забавный всадник на пятнистом коне так забавен в своем величии. Уморительна пара катающихся в лодке: на нем матросский костюм, бескозырка, у неё густые кудри, румянец во всю щеку и букет цветов в руке. Так и кажется, что мастерица тихо посмеивалась, лепя и расписывая красками своих глиняных человечков.
– Прочитайте текст
– О чем говорится в этом тексте? (Слайды 6, 7)
– Подчеркните ключевые слова текста
– С какой целью автор создает данный текст?
– Среди ключевых слов (рассуждение, повествование, описание)
найдите ключевое слово, которое относится к данному тексту.
(Описание) Заполните таблицу своими наблюдениями и
выводами. (Слайд 8)
Текст №3
Дымковская игрушка стала популярной.
О её существовании знают в России от мала до велика. Она привлекает
детей и взрослых своей пестротой. Игрушка – это яркое, образное
народное творчество, в котором воплощается история нашего края,
отражаются предания, сказочные образы и люди, живущие на Вятской
земле. Дымковской игрушке посвящают свои творения писатели, поэты и
художники. Дымковская вятская игрушка давно стала народной
скульптурой.
– Таким образом, она стала неотъемлемым элементом современной
культуры.
Работа с текстом (слайды 6-7)
– Какой вопрос мы можем задать, прочитав 1-е предложение?
(Почему?)
– А как вы считаете, почему?
Вывод: Следовательно, она стала популярна, потому что …
– Похож ли этот текст на предыдущие два текста?
(Нет).
– Какое ключевое слово урока мы должны сюда взять.
(Рассуждение)
– Какая орфограмма присутствует в данном слове? (Приставка на
-С).
Работа с § 22 (стр. 131) и при помощи данного параграфа
заполните 3 колонку таблицы. (Слайд 8)
– А сейчас прочитайте текст и докажите, что это рассуждение.
– К какому типу речи вы отнесете текст № 3? Почему?
(Рассуждение, т. к в тексте говориться о том, почему дымковская
игрушка стала популярной. В тексте есть тезис – 1 предложение,
доказательства и вывод. К тексту можно задать вопрос
«Почему?»)
– Найти все эти элементы в тексте. Молодцы.
– Итак, мы с вами познакомились с тремя типами текстов – это …
(Работа с таблицей, которую ученики заполнили в ходе урока) (Слайд
9)
Как определить тип речи?
|
Повествование |
Описание |
Рассуждение |
|
| Цель текста: | рассказать о событиях, действиях, поступках; повествовать | описать, какие предметы, люди, животные | рассуждать, говорить о причинах явлений и событий, об их связи. |
| Вопрос |
Что произошло? |
Какой? |
Почему? |
| Композиция (построение) текста | Завязка кульминация развязка |
Общее представление о предмете Его характерные признаки Авторская оценка (общая оценка) описания |
Тезис (что нужно доказать) Аргументы (доказательства) 1… 2… 3… Вывод ( то, что доказано) |
5. Закрепление (слайд 10)
– А сейчас вам предоставляется возможность самим составить
тексты повествования, описания и рассуждения.
– Какой праздник мы недавно все праздновали, провожая зиму?
(Масленица)
Задание по рядам.
1 ряд – составляет текст повествование «История праздника
Масленица».
2 ряд – текст рассуждение «Почему популярна Масленица?»
3 ряд – текст описание: главный символ масленицы является кукла,
которую сжигают. Опишите её.
Прочитать по 1-2 работе с ряда. (проверка)
6. Рефлексия (слайд 11)
1. Я сегодня на уроке узнала …
2. Я научился …
3. Мне понравилось …
4. Мне не понравилось …
7. Домашнее задание (слайд 12)
п. 18 (Р/Р), упр. 170.