Урок развития речи по русскому языку на тему "Типы речи". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  • Образовательная: познакомить с типами речи; научить различать типы речи в тексте; научить создавать свои тексты, используя определенный тип речи.
  • Развивающие:
  • развитие образного и логического мышления и речи;
  • развитие умения аргументировать, доказывать;
  • развитие умения задавать уточняющие вопросы;
  • работать над умением выделять главное, сравнивать, обобщать.
  • Воспитательные:
  • воспитание интереса к родному языку, живому русскому слову;
  • развитие яркой, образной литературной речи;
  • воспитание эстетического отношения к слову;
  • воспитание любви и уважения к своей малой родине.

Оборудование урока: учебник «Русская речь» 5 класс под редакцией Никитиной, Презентация к уроку, таблички «Ключевые слова» (Приложение 1), тексты (Приложение 2), таблица для заполнения (Приложение 3).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок развития речи. Но как вы видите, тема урока у нас не написана на доске, не сформулирована. Мы её сейчас постараемся сформулировать с вами, но в этом на поможет вот это стихотворение. (Презентация. Слайд 2)

По-разному можно текст создавать:
Можно красиво все описать,
Можно проблему поднять, рассуждать,
Можно и случай какой рассказать.
Каждый получим с особым лицом.
В каждом особую прелесть найдем.
Ну, а поможет речи нам тип,
Ведь на урок наш он темой проник.

Задание:

1. Найдите ключевые слова в данном стихотворении. (Описать, рассуждать и рассказать)

(Вывешиваем на доску табличку с данными ключевыми словами урока) (Приложение 1)

2. Какое сочетание слов в стихотворении указывает на тему нашего урока?

– Итак, как вы поняли, какая тема нашего урока? (Типы речи)

2. Формулирование цели урока (слайд 3)

– А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Для этого используйте опорные вопросы:
– Что я узнаю сегодня на уроке?
– Чему я должен научиться на уроке?

Вывод:
– Мы с вами сегодня на уроке должны научиться:

  • различать типы речи,
  • познакомиться с тремя типами речи в русском языке,
  • применить наши знания при работе с текстами,
  • попробовать составить свой текст, опираясь на полученные знания.

3. Орфографическая и лексическая работа

Прочитайте текст (слайд 4)

Для рыбы нужна чистая вода – будем охр…нять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охр…нять наши леса, степи, горы.
Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охр…нять природу – значит охр…нять Родину.(М. Пришвин)

Словарная работа:

1) Какая гласная буква пропущена в слове ОХРАНЯТЬ? Выпишите это слово.
2) Подберите однокоренные слова к слову охранять. (Хранить, охрана, охранный). Выделите корень в записанных словах. (-хран-)
3) Подберите синонимы к данному слову (БЕРЕЧЬ, ОБЕРЕГАТЬ, ЗАЩИЩАТЬ)

– Что значит охранять? (Стеречь, оберегать)
– Что значит беречь? (1. Охранять от кого-то что-нибудь. 2. Не тратить, не расходовать что-нибудь напрасно.)
Составьте и запишите словосочетания с данными словами: (слайд 5)

ОХРАНЯТЬ (ЧТО?) …
БЕРЕЧЬ (ЧТО?) …

Задания к тексту:

1. Можно ли назвать данную запись текстом? Почему?
2. Определите тему текста.
3. В каком предложении текста заключается основная мысль (идея) текста?

4. Новый материал урока

Родина – что значит для вас это слово?
Малая родина – как вы понимаете данное словосочетание? Что для каждого из вас означает данное выражение?
– Назовите удивительное промысел нашего края, которое делает нашу малую родину знаменитой? (Дымковская игрушка) (слайды 6, 7)
– Почему игрушку так назвали? (Она возникла в слободе Дымково)
– Что вы знаете о дымковской игрушке?

Переход к теме урока. Работа с текстами (Приложение 2)

Текст №1

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья. По всей вероятности, Свистунья в те далекие годы была праздником, когда вятичи по весне встречали бога солнца Ярилу пением глиняных дудок.
Но есть и другое объяснение. Однажды к Хлынову (как гласит легенда) подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи придумали хитрость. Все жители города получили по глиняной свистульке. А ночью они подняли отчаянный свист. Кочевники решили, что их окружили подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали.
С тех пор и отмечают горожане особый праздник «Свистунью».

– Прочитайте текст
– Подчеркните ключевые слова в этом тексте.
– Что узнали из данного текста?
– Какой главный вопрос можно задать к данному тексту? (Что узнали из текста?)
– Какова цель денного текста? (Рассказать о появлении дымковской игрушки)
– Какое ключевое слово мы подберем к тексту? (Рассказывать, повествовать)
– Какие части текста здесь можно выделить? (Завязка, кульминация, развязка)
– Найдите их в тексте. Наши наблюдения запишем в таблицу. (Слайд 8) (Приложение 3)

Текст №2 (самостоятельная работа с текстом)

Дымковская игрушка — нарядная, дарящая людям ощущение праздника. Ей чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – броская, яркая, горящая цветными пятнами. Она напоминает рисунки, которые выполнили дети. В дымковке – бьющая через край полнота ощущения. Ах, какие красавицы в длинных юбках и нарядных фартуках с оборками! На щеках горит румянец, черные брови дугой. Какая добрая и торжественная здешняя водоноска в пышном сарафане. Забавный всадник на пятнистом коне так забавен в своем величии. Уморительна пара катающихся в лодке: на нем матросский костюм, бескозырка, у неё густые кудри, румянец во всю щеку и букет цветов в руке. Так и кажется, что мастерица тихо посмеивалась, лепя и расписывая красками своих глиняных человечков.

– Прочитайте текст
– О чем говорится в этом тексте? (Слайды 6, 7)
– Подчеркните ключевые слова текста
– С какой целью автор создает данный текст?
– Среди ключевых слов (рассуждение, повествование, описание) найдите ключевое слово, которое относится к данному тексту. (Описание) Заполните таблицу своими наблюдениями и выводами. (Слайд 8)

Текст №3

Дымковская игрушка стала популярной.
О её существовании знают в России от мала до велика. Она привлекает детей и взрослых своей пестротой. Игрушка – это яркое, образное народное творчество, в котором воплощается история нашего края, отражаются предания, сказочные образы и люди, живущие на Вятской земле. Дымковской игрушке посвящают свои творения писатели, поэты и художники. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой.
– Таким образом, она стала неотъемлемым элементом современной культуры.

Работа с текстом (слайды 6-7)

– Какой вопрос мы можем задать, прочитав 1-е предложение? (Почему?)
– А как вы считаете, почему?

Вывод: Следовательно, она стала популярна, потому что …

– Похож ли этот текст на предыдущие два текста? (Нет).
– Какое ключевое слово урока мы должны сюда взять. (Рассуждение)
– Какая орфограмма присутствует в данном слове? (Приставка на -С).

Работа с § 22 (стр. 131) и при помощи данного параграфа заполните 3 колонку таблицы. (Слайд 8)
– А сейчас прочитайте текст и докажите, что это рассуждение.
– К какому типу речи вы отнесете текст № 3? Почему? (Рассуждение, т. к в тексте говориться о том, почему дымковская игрушка стала популярной. В тексте есть тезис – 1 предложение, доказательства и вывод. К тексту можно задать вопрос «Почему?»)
– Найти все эти элементы в тексте. Молодцы.
– Итак, мы с вами познакомились с тремя типами текстов – это … (Работа с таблицей, которую ученики заполнили в ходе урока) (Слайд 9)

Как определить тип речи?

 

Повествование

Описание

Рассуждение

Цель текста: рассказать о событиях, действиях, поступках; повествовать описать, какие предметы, люди, животные рассуждать, говорить о причинах явлений и событий, об их связи.
Вопрос

Что произошло?

Какой?

Почему?

Композиция (построение) текста Завязка
кульминация
развязка
Общее представление о предмете
Его характерные признаки
Авторская оценка (общая оценка) описания
Тезис (что нужно доказать)
Аргументы (доказательства)
1…
2…
3…
Вывод ( то, что доказано)

5. Закрепление (слайд 10)

– А сейчас вам предоставляется возможность самим составить тексты повествования, описания и рассуждения.
– Какой праздник мы недавно все праздновали, провожая зиму? (Масленица)

Задание по рядам.

1 ряд – составляет текст повествование «История праздника Масленица».
2 ряд – текст рассуждение «Почему популярна Масленица?»
3 ряд – текст описание: главный символ масленицы является кукла, которую сжигают. Опишите её.

Прочитать по 1-2 работе с ряда. (проверка)

6. Рефлексия (слайд 11)

1. Я сегодня на уроке узнала …
2. Я научился …
3. Мне понравилось …
4. Мне не понравилось …

7. Домашнее задание (слайд 12)

п. 18 (Р/Р), упр. 170.