Цели урока:
- Образовательная: познакомить с типами речи; научить различать типы речи в тексте; научить создавать свои тексты, используя определенный тип речи.
- Развивающие:
- развитие образного и логического мышления и речи;
- развитие умения аргументировать, доказывать;
- развитие умения задавать уточняющие вопросы;
- работать над умением выделять главное, сравнивать, обобщать.
- Воспитательные:
- воспитание интереса к родному языку, живому русскому слову;
- развитие яркой, образной литературной речи;
- воспитание эстетического отношения к слову;
- воспитание любви и уважения к своей малой родине.
Оборудование урока: учебник «Русская речь» 5 класс под редакцией Никитиной, Презентация к уроку, таблички «Ключевые слова» (Приложение 1), тексты (Приложение 2), таблица для заполнения (Приложение 3).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок развития речи. Но как вы видите, тема урока у нас не написана на доске, не сформулирована. Мы её сейчас постараемся сформулировать с вами, но в этом на поможет вот это стихотворение. (Презентация. Слайд 2)
По-разному можно текст создавать:
Можно красиво все описать,
Можно проблему поднять, рассуждать,
Можно и случай какой рассказать.
Каждый получим с особым лицом.
В каждом особую прелесть найдем.
Ну, а поможет речи нам тип,
Ведь на урок наш он темой проник.
Задание:
1. Найдите ключевые слова в данном стихотворении. (Описать, рассуждать и рассказать)
(Вывешиваем на доску табличку с данными ключевыми словами урока) (Приложение 1)
2. Какое сочетание слов в стихотворении указывает на тему нашего урока?
– Итак, как вы поняли, какая тема нашего урока? (Типы речи)
2. Формулирование цели урока (слайд 3)
– А теперь попробуйте самостоятельно
сформулировать цель урока, опираясь на его тему.
Для этого используйте опорные вопросы:
– Что я узнаю сегодня на уроке?
– Чему я должен научиться на уроке?
Вывод:
– Мы с вами сегодня на уроке должны научиться:
- различать типы речи,
- познакомиться с тремя типами речи в русском языке,
- применить наши знания при работе с текстами,
- попробовать составить свой текст, опираясь на полученные знания.
3. Орфографическая и лексическая работа
Прочитайте текст (слайд 4)
Для рыбы нужна чистая вода – будем охр…нять
наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные
животные – будем охр…нять наши леса, степи, горы.
Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы. А
человеку нужна Родина. И охр…нять природу –
значит охр…нять Родину.(М. Пришвин)
Словарная работа:
1) Какая гласная буква пропущена в слове
ОХРАНЯТЬ? Выпишите это слово.
2) Подберите однокоренные слова к слову охранять.
(Хранить, охрана, охранный). Выделите корень в
записанных словах. (-хран-)
3) Подберите синонимы к данному слову (БЕРЕЧЬ,
ОБЕРЕГАТЬ, ЗАЩИЩАТЬ)
– Что значит охранять? (Стеречь, оберегать)
– Что значит беречь? (1. Охранять от кого-то
что-нибудь. 2. Не тратить, не расходовать
что-нибудь напрасно.)
Составьте и запишите словосочетания с данными
словами: (слайд 5)
ОХРАНЯТЬ (ЧТО?) …
БЕРЕЧЬ (ЧТО?) …
Задания к тексту:
1. Можно ли назвать данную запись текстом?
Почему?
2. Определите тему текста.
3. В каком предложении текста заключается
основная мысль (идея) текста?
4. Новый материал урока
Родина – что значит для вас это слово?
Малая родина – как вы понимаете данное
словосочетание? Что для каждого из вас означает
данное выражение?
– Назовите удивительное промысел нашего края,
которое делает нашу малую родину знаменитой? (Дымковская
игрушка) (слайды 6, 7)
– Почему игрушку так назвали? (Она возникла в
слободе Дымково)
– Что вы знаете о дымковской игрушке?
Переход к теме урока. Работа с текстами (Приложение 2)
Текст №1
Дымковская игрушка — один из самых старинных
промыслов Руси, который существует на Вятской
земле более четырёхсот лет. Возникновение
игрушки связывают с весенним праздником
Свистунья. По всей вероятности, Свистунья в те
далекие годы была праздником, когда вятичи по
весне встречали бога солнца Ярилу пением
глиняных дудок.
Но есть и другое объяснение. Однажды к Хлынову
(как гласит легенда) подошли враги. Городу
грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи
придумали хитрость. Все жители города получили
по глиняной свистульке. А ночью они подняли
отчаянный свист. Кочевники решили, что их
окружили подоспевшие на выручку дружины, и в
страхе бежали.
С тех пор и отмечают горожане особый праздник
«Свистунью».
– Прочитайте текст
– Подчеркните ключевые слова в этом тексте.
– Что узнали из данного текста?
– Какой главный вопрос можно задать к данному
тексту? (Что узнали из текста?)
– Какова цель денного текста? (Рассказать о
появлении дымковской игрушки)
– Какое ключевое слово мы подберем к тексту? (Рассказывать,
повествовать)
– Какие части текста здесь можно выделить? (Завязка,
кульминация, развязка)
– Найдите их в тексте. Наши наблюдения запишем в
таблицу. (Слайд 8) (Приложение 3)
Текст №2 (самостоятельная работа с текстом)
Дымковская игрушка — нарядная, дарящая людям ощущение праздника. Ей чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – броская, яркая, горящая цветными пятнами. Она напоминает рисунки, которые выполнили дети. В дымковке – бьющая через край полнота ощущения. Ах, какие красавицы в длинных юбках и нарядных фартуках с оборками! На щеках горит румянец, черные брови дугой. Какая добрая и торжественная здешняя водоноска в пышном сарафане. Забавный всадник на пятнистом коне так забавен в своем величии. Уморительна пара катающихся в лодке: на нем матросский костюм, бескозырка, у неё густые кудри, румянец во всю щеку и букет цветов в руке. Так и кажется, что мастерица тихо посмеивалась, лепя и расписывая красками своих глиняных человечков.
– Прочитайте текст
– О чем говорится в этом тексте? (Слайды 6, 7)
– Подчеркните ключевые слова текста
– С какой целью автор создает данный текст?
– Среди ключевых слов (рассуждение,
повествование, описание) найдите ключевое слово,
которое относится к данному тексту. (Описание) Заполните
таблицу своими наблюдениями и выводами. (Слайд 8)
Текст №3
Дымковская игрушка стала популярной.
О её существовании знают в России от мала до
велика. Она привлекает детей и взрослых своей
пестротой. Игрушка – это яркое, образное
народное творчество, в котором воплощается
история нашего края, отражаются предания,
сказочные образы и люди, живущие на Вятской
земле. Дымковской игрушке посвящают свои
творения писатели, поэты и художники. Дымковская
вятская игрушка давно стала народной
скульптурой.
– Таким образом, она стала неотъемлемым
элементом современной культуры.
Работа с текстом (слайды 6-7)
– Какой вопрос мы можем задать, прочитав 1-е
предложение? (Почему?)
– А как вы считаете, почему?
Вывод: Следовательно, она стала популярна, потому что …
– Похож ли этот текст на предыдущие два текста? (Нет).
– Какое ключевое слово урока мы должны сюда
взять. (Рассуждение)
– Какая орфограмма присутствует в данном слове? (Приставка
на -С).
Работа с § 22 (стр. 131) и при помощи
данного параграфа заполните 3 колонку таблицы.
(Слайд 8)
– А сейчас прочитайте текст и докажите, что это
рассуждение.
– К какому типу речи вы отнесете текст № 3?
Почему? (Рассуждение, т. к в тексте говориться о
том, почему дымковская игрушка стала популярной.
В тексте есть тезис – 1 предложение,
доказательства и вывод. К тексту можно задать
вопрос «Почему?»)
– Найти все эти элементы в тексте. Молодцы.
– Итак, мы с вами познакомились с тремя типами
текстов – это … (Работа с таблицей, которую
ученики заполнили в ходе урока) (Слайд 9)
Как определить тип речи?
Повествование |
Описание |
Рассуждение |
|
Цель текста: | рассказать о событиях, действиях, поступках; повествовать | описать, какие предметы, люди, животные | рассуждать, говорить о причинах явлений и событий, об их связи. |
Вопрос | Что произошло? |
Какой? |
Почему? |
Композиция (построение) текста | Завязка кульминация развязка |
Общее представление о предмете Его характерные признаки Авторская оценка (общая оценка) описания |
Тезис (что нужно доказать) Аргументы (доказательства) 1… 2… 3… Вывод ( то, что доказано) |
5. Закрепление (слайд 10)
– А сейчас вам предоставляется возможность
самим составить тексты повествования, описания и
рассуждения.
– Какой праздник мы недавно все праздновали,
провожая зиму? (Масленица)
Задание по рядам.
1 ряд – составляет текст повествование
«История праздника Масленица».
2 ряд – текст рассуждение «Почему популярна
Масленица?»
3 ряд – текст описание: главный символ масленицы
является кукла, которую сжигают. Опишите её.
Прочитать по 1-2 работе с ряда. (проверка)
6. Рефлексия (слайд 11)
1. Я сегодня на уроке узнала …
2. Я научился …
3. Мне понравилось …
4. Мне не понравилось …
7. Домашнее задание (слайд 12)
п. 18 (Р/Р), упр. 170.