Роль педагогической практики в профессиональной подготовке студентов по МДК "Теория и методика развития речи у детей"
Программа МДК «Теория и методика развития речи у детей» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 050144 «Дошкольное образование». Учебная дисциплина является структурной единицей профессионального модуля ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам» и направлена на формирование у студентов профессиональной компетентности в области речевого развития дошкольников.
Ее цель – подготовить студентов к практической работе с детьми по развитию их речи.
Практическая готовность будущих специалистов включает в себя комплекс профессиональных умений:
1) умения, направленные на изучение разных сторон речи
ребенка;
2) умения моделировать процесс речевого общения:
3) умения организовать процесс дидактического общения и управлять
им;
4) умения анализировать коммуникативный акт с точки зрения его
эффективности для речевого развития ребенка и обобщать полученные
результаты.
Именно на практике, взаимодействуя с детьми, студенты получают возможность продемонстрировать свои знания по теории и методике развития речи у детей, оценить сформированность профессиональных компетенций, необходимых для целенаправленной организации речевого развития дошкольников.
Компетентность – новое качество субъекта деятельности, которое проявляется в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте.
Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.
При разработке заданий к плану педагогической практики мы учитывали требования к формированию профессиональных компетенций у студентов. Были определены уровни освоенности этих компетенций.
| Компетенции |
Уровень освоенности компетенции |
||
|
низкий |
средний |
высокий |
|
| ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста. | Цели и задачи обучения самостоятельно определить
затрудняется. Не вполне понимает сущность планирования занятия как проектирование становления и развития речевых компетенций каждого ребенка. |
Цели и задачи обучения определяет достаточно
осознанно. Планируя занятия по развитию речи, руководствуется требованиями программы к речевому развитию детей конкретной возрастной группы. |
Самостоятельно определяет цели и задачи обучения
дошкольников.
При планировании занятий по развитию речи учитывает закономерности речевого развития детей на разных возрастных этапах, их индивидуальные особенности; осуществляет в планировании принцип реализации всех задач развития речи в их взаимосвязи. |
| ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста. | Задачи занятия реализуются частично. Не обеспечивает достаточную речевую активность детей. Речь взрослого по объёму преобладает над речью ребёнка; не всегда слышит и верно реагирует на высказывания ребёнка, не замечает лексико-грамматических ошибок детей. |
Реализует поставленные задачи. Использует в
обучении традиционные и современные методы и приёмы.
В ходе занятия обеспечивает мыслительно-речевую деятельность
детей, однако недостаточно внимания уделяет речевой активности
каждого ребёнка. Собственная речь грамотная, выразительная. |
Все поставленные программные задачи реализует
полно, обеспечивает речевую активность детей, приобретение ими
знаний, развитие речевых навыков и умений.
В подборе методов, приёмов, технологий обучения детей проявляет творчество. Владеет оценкой речевой деятельности детей. Речь чёткая, вопросы, задания, объяснения формулирует грамотно. |
| ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников. | Обследует речь детей. Выводы о результативности обучения делает совместно с преподавателем. Испытывает трудности в подборе содержания последующей речевой работы в соответствии с результатами обследования. | Умеет обследовать речевое развитие детей, может сделать выводы о состоянии их словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи, связной речи, определить содержание последующей практической деятельности с отдельными детьми и с группой в целом. | Знает разнообразные диагностические методики
обследования речи детей дошкольного возраста.
Владеет обследованием разных сторон речи детей. Использует различные методы педагогической диагностики. Владеет способами обработки и анализа результатов диагностики речи дошкольников. Делает аргументированные выводы о результативности обучения. |
| ПК 3.4. Анализировать занятия. | Самостоятельно проанализировать реализацию задач, эффективность используемых методов и приёмов обучения, структуру занятия, речевую деятельность детей, результативность занятия затрудняется. Выполняет данные действия с помощью преподавателя. | Выделяет обучающие задачи, структуру занятия,
методы и приёмы обучения детей. Определяет позицию воспитателя в
процессе обучения.
Вычленяет индивидуальные особенности речи у детей. Аргументирует результативность занятия. |
Правильно определяет обучающие задачи, объясняет
логику занятия, выделяет методы и приёмы фронтальной и
индивидуальной работы с детьми по формированию речевых умений и
навыков.
Анализирует подбор словесного материала для проведения занятия. Оценивает речь воспитателя, детей. Обосновывает результативность занятия. |
| ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий. | Действия по планированию занятий с детьми в перспективном и календарном планах осуществляет с помощью преподавателя. Испытывает трудности при самостоятельном составлении конспектов речевых занятий с детьми. | Составляет сетку занятий на месяц с учётом
программы речевого развития детей конкретной возрастной группы и
индивидуальных особенностей детей. Может самостоятельно составить
конспект занятия с целью решения конкретной задачи по развитию речи
детей.
Понимает значение каждого отдельного занятия в системе обучения родному языку. |
Самостоятельно определяет задачи и содержание
индивидуальной и групповой речевой работы с детьми в перспективном
и календарном планах.
Понимает место каждого занятия в системе обучения. Обеспечивает реализацию всех задач речевого развития детей в единстве. |
Дополнительно к этому были продуманы конкретные задания на каждую неделю практики. Например:
2 неделя:
Оценочное задание – выявление особенностей речи
детей.
Виды работы – наблюдение за общением детей в разных видах
деятельности, включение в разговоры с детьми.
Результат обучения: устанавливает профессиональный и
личностный контакт с детьми дошкольного возраста.
6 неделя:
Оценочное задание – проведение дидактических упражнений
на развитие словаря детей.
Виды работы – анализ дидактического общения с детьми.
Результат обучения – обеспечивает мотивацию речевой
деятельности.
8 неделя:
Оценочное задание – наблюдение организованной
образовательной деятельности по ознакомлению детей с предметным
миром.
Виды работы – фотозапись, оценка речи детей в
образовательной деятельности.
Результат обучения – владеет способностью педагогического
анализа.
11 неделя:
Оценочное задание – выявление грамматических ошибок в
речи детей
Виды работы – записи в дневниках по практике.
Результат обучения – владеет способностью наблюдать за
речью детей, слышать ребёнка, выявлять особенности его речи.
Задания позволяют в логике изучения различных вопросов методики
в теории, отработать их со студентами непосредственно в работе с
детьми на практике.
Для выполнения оценочных заданий были разработаны соответствующие
рекомендации. Например:
1 неделя.
Анализ речи воспитателя:
– грамматическая правильность речи, ее соответствие нормам
звукопроизношения и орфоэпии;
– темп речи;
– сила голоса;
– четкость дикции;
– тон речи;
– содержательность и точность речи;
– соответствие возрасту детей;
– лексическое разнообразие, образность;
– выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство
интонаций;
– соблюдение правил речевого этикета.
Сделать вывод о соответствии речи воспитателя предъявляемым требованиям.
2 неделя.
а) Наблюдение за речью детей:
– какие виды деятельности детей сопровождаются речью?
– какую роль играет речь в жизни ребенка?
– каковы особенности детской речи?
б) Включение в разговоры с детьми:
– Как тебя зовут?
– Сколько тебе лет?
– Чем ты любишь заниматься?
– Расскажи о своей любимой игрушке.
– Какие книжки тебе нравятся?
Сделать вывод о значении речи в развитии личности дошкольника, о роли воспитателя в освоении детьми родным языком, об умении детей включаться в разговор, поддерживать его.
11 неделя.
Выявление грамматических ошибок в речи детей. В дневнике по практике следует зафиксировать:
– морфологические,
– синтаксические,
– словообразовательные ошибки детей.
Сделать вывод об особенностях грамматического строя речи детей данной группы.
12 неделя.
Проведение игровых упражнений на формирование морфологических навыков.
Младшая группа – «Волшебный мешочек», «Что нам Зайка
принёс?», «Кого чем угостим?», «Что делает кукла?»;
Средняя группа – «Чего не стало?», «Про что спрашивают,
какое?», «Мишка, сделай!»;
Старший дошкольный возраст – «Чего нет у Тани?», «Кто
больше назовёт действий?», «Где что можно делать?», «Что (кого) в
какой дом?».
Отметить трудности, выявленные при выполнении упражнения
детьми и т.п.
Рекомендации, по нашему мнению, позволяют студентам и их
руководителям правильно организовать оценочное задание и
проанализировать его выполнение.
Для обеспечения контроля за освоением профессиональных компетенций
мы руководствуемся определёнными критериями, которые позволяют
оценить уровень подготовки специалиста к профессиональной
деятельности.
Оценка видов работ осуществляется, исходя из следующих позиций:
«5» – результат обучения высокий;
«4» – результат обучения вполне достаточный;
«3» – результат обучения средний (компетенция сформирована
частично);
«2» – результат обучения низкий (компетенция не сформирована).
Обсуждение результатов практической деятельности студентов с руководителями практики позволяет преподавателю МДК оценить эффективность используемых приёмов обучения на уроках и внести соответствующие необходимые корректировки в изучение конкретных вопросов методики.