Роль педагогической практики в профессиональной подготовке студентов по МДК "Теория и методика развития речи у детей"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программа МДК «Теория и методика развития речи у детей» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 050144 «Дошкольное образование». Учебная дисциплина является структурной единицей профессионального модуля ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам» и направлена на формирование у студентов профессиональной компетентности в области речевого развития дошкольников.

Ее цель – подготовить студентов к практической работе с детьми по развитию их речи.

Практическая готовность будущих специалистов включает в себя комплекс профессиональных умений:

1) умения, направленные на изучение разных сторон речи ребенка;
2) умения моделировать процесс речевого общения:
3) умения организовать процесс дидактического общения и управлять им;
4) умения анализировать коммуникативный акт с точки зрения его эффективности для речевого развития ребенка и обобщать полученные результаты.

Именно на практике, взаимодействуя с детьми, студенты получают возможность продемонстрировать свои знания по теории и методике развития речи у детей, оценить сформированность профессиональных компетенций, необходимых для целенаправленной организации речевого развития дошкольников.

Компетентность – новое качество субъекта деятельности, которое проявляется в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте.

Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.

При разработке заданий к плану педагогической практики мы учитывали требования к формированию профессиональных компетенций у студентов. Были определены уровни освоенности этих компетенций.

Компетенции

Уровень освоенности компетенции

низкий

средний

высокий

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста. Цели и задачи обучения самостоятельно определить затрудняется.
Не вполне понимает сущность планирования занятия как проектирование становления и развития речевых компетенций каждого ребенка.
Цели и задачи обучения определяет достаточно осознанно.
Планируя занятия по развитию речи, руководствуется требованиями программы к речевому развитию детей конкретной возрастной группы.
Самостоятельно определяет цели и задачи обучения дошкольников.

При планировании занятий по развитию речи учитывает закономерности речевого развития детей на разных возрастных этапах, их индивидуальные особенности; осуществляет в планировании принцип реализации всех задач развития речи в их взаимосвязи.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста. Задачи занятия реализуются частично.
Не обеспечивает достаточную речевую активность детей. Речь взрослого по объёму преобладает над речью ребёнка; не всегда слышит и верно реагирует на высказывания ребёнка, не замечает лексико-грамматических ошибок детей.
Реализует поставленные задачи. Использует в обучении традиционные и современные методы и приёмы.

В ходе занятия обеспечивает мыслительно-речевую деятельность детей, однако недостаточно внимания уделяет речевой активности каждого ребёнка.
Аргументировано оценивает речевую деятельность детей.

Собственная речь грамотная, выразительная.

Все поставленные программные задачи реализует полно, обеспечивает речевую активность детей, приобретение ими знаний, развитие речевых навыков и умений.

В подборе методов, приёмов, технологий обучения детей проявляет творчество.

Владеет оценкой речевой деятельности детей.

Речь чёткая, вопросы, задания, объяснения формулирует грамотно.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников. Обследует речь детей. Выводы о результативности обучения делает совместно с преподавателем. Испытывает трудности в подборе содержания последующей речевой работы в соответствии с результатами обследования. Умеет обследовать речевое развитие детей, может сделать выводы о состоянии их словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи, связной речи, определить содержание последующей практической деятельности с отдельными детьми и с группой в целом. Знает разнообразные диагностические методики обследования речи детей дошкольного возраста.

Владеет обследованием разных сторон речи детей.

Использует различные методы педагогической диагностики. Владеет способами обработки и анализа результатов диагностики речи дошкольников.

Делает аргументированные выводы о результативности обучения.

ПК 3.4. Анализировать занятия. Самостоятельно проанализировать реализацию задач, эффективность используемых методов и приёмов обучения, структуру занятия, речевую деятельность детей, результативность занятия затрудняется. Выполняет данные действия с помощью преподавателя. Выделяет обучающие задачи, структуру занятия, методы и приёмы обучения детей. Определяет позицию воспитателя в процессе обучения.

Вычленяет индивидуальные особенности речи у детей.

Аргументирует результативность занятия.

Правильно определяет обучающие задачи, объясняет логику занятия, выделяет методы и приёмы фронтальной и индивидуальной работы с детьми по формированию речевых умений и навыков.

Анализирует подбор словесного материала для проведения занятия.

Оценивает речь воспитателя, детей.

Обосновывает результативность занятия.

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий. Действия по планированию занятий с детьми в перспективном и календарном планах осуществляет с помощью преподавателя. Испытывает трудности при самостоятельном составлении конспектов речевых занятий с детьми. Составляет сетку занятий на месяц с учётом программы речевого развития детей конкретной возрастной группы и индивидуальных особенностей детей. Может самостоятельно составить конспект занятия с целью решения конкретной задачи по развитию речи детей.

Понимает значение каждого отдельного занятия в системе обучения родному языку.

Самостоятельно определяет задачи и содержание индивидуальной и групповой речевой работы с детьми в перспективном и календарном планах.

Понимает место каждого занятия в системе обучения.

Обеспечивает реализацию всех задач речевого развития детей в единстве.

Дополнительно к этому были продуманы конкретные задания на каждую неделю практики. Например:

2 неделя:

Оценочное задание – выявление особенностей речи детей.
Виды работы – наблюдение за общением детей в разных видах деятельности, включение в разговоры с детьми.
Результат обучения: устанавливает профессиональный и личностный контакт с детьми дошкольного возраста.

6 неделя:

Оценочное задание – проведение дидактических упражнений на развитие словаря детей.
Виды работы – анализ дидактического общения с детьми.
Результат обучения – обеспечивает мотивацию речевой деятельности.

8 неделя:

Оценочное задание – наблюдение организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с предметным миром.
Виды работы – фотозапись, оценка речи детей в образовательной деятельности.
Результат обучения – владеет способностью педагогического анализа.

11 неделя:

Оценочное задание – выявление грамматических ошибок в речи детей
Виды работы – записи в дневниках по практике.
Результат обучения – владеет способностью наблюдать за речью детей, слышать ребёнка, выявлять особенности его речи.

Задания позволяют в логике изучения различных вопросов методики в теории, отработать их со студентами непосредственно в работе с детьми на практике.
Для выполнения оценочных заданий были разработаны соответствующие рекомендации. Например:

1 неделя.

Анализ речи воспитателя:

– грамматическая правильность речи, ее соответствие нормам звукопроизношения и орфоэпии;
– темп речи;
– сила голоса;
– четкость дикции;
– тон речи;
– содержательность и точность речи;
– соответствие возрасту детей;
– лексическое разнообразие, образность;
– выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций;
– соблюдение правил речевого этикета.

Сделать вывод о соответствии речи воспитателя предъявляемым требованиям.

2 неделя.

а) Наблюдение за речью детей:

– какие виды деятельности детей сопровождаются речью?
– какую роль играет речь в жизни ребенка?
– каковы особенности детской речи?

б) Включение в разговоры с детьми:

– Как тебя зовут?
– Сколько тебе лет?
– Чем ты любишь заниматься?
– Расскажи о своей любимой игрушке.
– Какие книжки тебе нравятся?

Сделать вывод о значении речи в развитии личности дошкольника, о роли воспитателя в освоении детьми родным языком, об умении детей включаться в разговор, поддерживать его.

11 неделя.

Выявление грамматических ошибок в речи детей. В дневнике по практике следует зафиксировать:

– морфологические,
– синтаксические,
– словообразовательные ошибки детей.

Сделать вывод об особенностях грамматического строя речи детей данной группы.

12 неделя.

Проведение игровых упражнений на формирование морфологических навыков.

Младшая группа – «Волшебный мешочек», «Что нам Зайка принёс?», «Кого чем угостим?», «Что делает кукла?»;
Средняя группа – «Чего не стало?», «Про что спрашивают, какое?», «Мишка, сделай!»;
Старший дошкольный возраст – «Чего нет у Тани?», «Кто больше назовёт действий?», «Где что можно делать?», «Что (кого) в какой дом?».
Отметить трудности, выявленные при выполнении упражнения детьми и т.п.

Рекомендации, по нашему мнению, позволяют студентам и их руководителям правильно организовать оценочное задание и проанализировать его выполнение.
Для обеспечения контроля за освоением профессиональных компетенций мы руководствуемся определёнными критериями, которые позволяют оценить уровень подготовки специалиста к профессиональной деятельности.

Оценка видов работ осуществляется, исходя из следующих позиций:

«5» – результат обучения высокий;
«4» – результат обучения вполне достаточный;
«3» – результат обучения средний (компетенция сформирована частично);
«2» – результат обучения низкий (компетенция не сформирована).

Обсуждение результатов практической деятельности студентов с руководителями практики позволяет преподавателю МДК оценить эффективность используемых приёмов обучения на уроках и внести соответствующие необходимые корректировки в изучение конкретных вопросов методики.