Программа МДК «Теория и методика развития речи у детей» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 050144 «Дошкольное образование». Учебная дисциплина является структурной единицей профессионального модуля ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам» и направлена на формирование у студентов профессиональной компетентности в области речевого развития дошкольников.
Ее цель – подготовить студентов к практической работе с детьми по развитию их речи.
Практическая готовность будущих специалистов включает в себя комплекс профессиональных умений:
1) умения, направленные на изучение разных
сторон речи ребенка;
2) умения моделировать процесс речевого общения:
3) умения организовать процесс дидактического
общения и управлять им;
4) умения анализировать коммуникативный акт с
точки зрения его эффективности для речевого
развития ребенка и обобщать полученные
результаты.
Именно на практике, взаимодействуя с детьми, студенты получают возможность продемонстрировать свои знания по теории и методике развития речи у детей, оценить сформированность профессиональных компетенций, необходимых для целенаправленной организации речевого развития дошкольников.
Компетентность – новое качество субъекта деятельности, которое проявляется в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте.
Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.
При разработке заданий к плану педагогической практики мы учитывали требования к формированию профессиональных компетенций у студентов. Были определены уровни освоенности этих компетенций.
Компетенции | Уровень освоенности компетенции |
||
низкий |
средний |
высокий |
|
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста. | Цели и задачи обучения самостоятельно
определить затрудняется. Не вполне понимает сущность планирования занятия как проектирование становления и развития речевых компетенций каждого ребенка. |
Цели и задачи обучения определяет
достаточно осознанно. Планируя занятия по развитию речи, руководствуется требованиями программы к речевому развитию детей конкретной возрастной группы. |
Самостоятельно определяет цели и
задачи обучения дошкольников. При планировании занятий по развитию речи учитывает закономерности речевого развития детей на разных возрастных этапах, их индивидуальные особенности; осуществляет в планировании принцип реализации всех задач развития речи в их взаимосвязи. |
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста. | Задачи занятия реализуются частично. Не обеспечивает достаточную речевую активность детей. Речь взрослого по объёму преобладает над речью ребёнка; не всегда слышит и верно реагирует на высказывания ребёнка, не замечает лексико-грамматических ошибок детей. |
Реализует поставленные задачи.
Использует в обучении традиционные и
современные методы и приёмы. В ходе занятия
обеспечивает мыслительно-речевую деятельность
детей, однако недостаточно внимания уделяет
речевой активности каждого ребёнка. Собственная речь грамотная, выразительная. |
Все поставленные программные задачи
реализует полно, обеспечивает речевую
активность детей, приобретение ими знаний,
развитие речевых навыков и умений. В подборе методов, приёмов, технологий обучения детей проявляет творчество. Владеет оценкой речевой деятельности детей. Речь чёткая, вопросы, задания, объяснения формулирует грамотно. |
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников. | Обследует речь детей. Выводы о результативности обучения делает совместно с преподавателем. Испытывает трудности в подборе содержания последующей речевой работы в соответствии с результатами обследования. | Умеет обследовать речевое развитие детей, может сделать выводы о состоянии их словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи, связной речи, определить содержание последующей практической деятельности с отдельными детьми и с группой в целом. | Знает разнообразные диагностические
методики обследования речи детей дошкольного
возраста. Владеет обследованием разных сторон речи детей. Использует различные методы педагогической диагностики. Владеет способами обработки и анализа результатов диагностики речи дошкольников. Делает аргументированные выводы о результативности обучения. |
ПК 3.4. Анализировать занятия. | Самостоятельно проанализировать реализацию задач, эффективность используемых методов и приёмов обучения, структуру занятия, речевую деятельность детей, результативность занятия затрудняется. Выполняет данные действия с помощью преподавателя. | Выделяет обучающие задачи, структуру
занятия, методы и приёмы обучения детей.
Определяет позицию воспитателя в процессе
обучения. Вычленяет индивидуальные особенности речи у детей. Аргументирует результативность занятия. |
Правильно определяет обучающие задачи,
объясняет логику занятия, выделяет методы и
приёмы фронтальной и индивидуальной работы с
детьми по формированию речевых умений и навыков. Анализирует подбор словесного материала для проведения занятия. Оценивает речь воспитателя, детей. Обосновывает результативность занятия. |
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий. | Действия по планированию занятий с детьми в перспективном и календарном планах осуществляет с помощью преподавателя. Испытывает трудности при самостоятельном составлении конспектов речевых занятий с детьми. | Составляет сетку занятий на месяц с
учётом программы речевого развития детей
конкретной возрастной группы и индивидуальных
особенностей детей. Может самостоятельно
составить конспект занятия с целью решения
конкретной задачи по развитию речи детей. Понимает значение каждого отдельного занятия в системе обучения родному языку. |
Самостоятельно определяет задачи и
содержание индивидуальной и групповой речевой
работы с детьми в перспективном и календарном
планах. Понимает место каждого занятия в системе обучения. Обеспечивает реализацию всех задач речевого развития детей в единстве. |
Дополнительно к этому были продуманы конкретные задания на каждую неделю практики. Например:
2 неделя:
Оценочное задание – выявление
особенностей речи детей.
Виды работы – наблюдение за общением детей
в разных видах деятельности, включение в
разговоры с детьми.
Результат обучения: устанавливает
профессиональный и личностный контакт с детьми
дошкольного возраста.
6 неделя:
Оценочное задание – проведение
дидактических упражнений на развитие словаря
детей.
Виды работы – анализ дидактического
общения с детьми.
Результат обучения – обеспечивает
мотивацию речевой деятельности.
8 неделя:
Оценочное задание – наблюдение
организованной образовательной деятельности по
ознакомлению детей с предметным миром.
Виды работы – фотозапись, оценка речи детей
в образовательной деятельности.
Результат обучения – владеет способностью
педагогического анализа.
11 неделя:
Оценочное задание – выявление
грамматических ошибок в речи детей
Виды работы – записи в дневниках по
практике.
Результат обучения – владеет способностью
наблюдать за речью детей, слышать ребёнка,
выявлять особенности его речи.
Задания позволяют в логике изучения различных
вопросов методики в теории, отработать их со
студентами непосредственно в работе с детьми на
практике.
Для выполнения оценочных заданий были
разработаны соответствующие рекомендации.
Например:
1 неделя.
Анализ речи воспитателя:
– грамматическая правильность речи, ее
соответствие нормам звукопроизношения и
орфоэпии;
– темп речи;
– сила голоса;
– четкость дикции;
– тон речи;
– содержательность и точность речи;
– соответствие возрасту детей;
– лексическое разнообразие, образность;
– выразительность, эмоциональная насыщенность,
богатство интонаций;
– соблюдение правил речевого этикета.
Сделать вывод о соответствии речи воспитателя предъявляемым требованиям.
2 неделя.
а) Наблюдение за речью детей:
– какие виды деятельности детей
сопровождаются речью?
– какую роль играет речь в жизни ребенка?
– каковы особенности детской речи?
б) Включение в разговоры с детьми:
– Как тебя зовут?
– Сколько тебе лет?
– Чем ты любишь заниматься?
– Расскажи о своей любимой игрушке.
– Какие книжки тебе нравятся?
Сделать вывод о значении речи в развитии личности дошкольника, о роли воспитателя в освоении детьми родным языком, об умении детей включаться в разговор, поддерживать его.
11 неделя.
Выявление грамматических ошибок в речи детей. В дневнике по практике следует зафиксировать:
– морфологические,
– синтаксические,
– словообразовательные ошибки детей.
Сделать вывод об особенностях грамматического строя речи детей данной группы.
12 неделя.
Проведение игровых упражнений на формирование морфологических навыков.
Младшая группа – «Волшебный мешочек»,
«Что нам Зайка принёс?», «Кого чем угостим?», «Что
делает кукла?»;
Средняя группа – «Чего не стало?», «Про что
спрашивают, какое?», «Мишка, сделай!»;
Старший дошкольный возраст – «Чего нет у
Тани?», «Кто больше назовёт действий?», «Где что
можно делать?», «Что (кого) в какой дом?».
Отметить трудности, выявленные при выполнении
упражнения детьми и т.п.
Рекомендации, по нашему мнению, позволяют
студентам и их руководителям правильно
организовать оценочное задание и
проанализировать его выполнение.
Для обеспечения контроля за освоением
профессиональных компетенций мы
руководствуемся определёнными критериями,
которые позволяют оценить уровень подготовки
специалиста к профессиональной деятельности.
Оценка видов работ осуществляется, исходя из следующих позиций:
«5» – результат обучения высокий;
«4» – результат обучения вполне достаточный;
«3» – результат обучения средний (компетенция
сформирована частично);
«2» – результат обучения низкий (компетенция не
сформирована).
Обсуждение результатов практической деятельности студентов с руководителями практики позволяет преподавателю МДК оценить эффективность используемых приёмов обучения на уроках и внести соответствующие необходимые корректировки в изучение конкретных вопросов методики.