Урок русского языка по теме "Корень слова как общая часть родственных слов". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: создание условий для:

  • формирования умения правильно находить однокоренные слова и подбирать родственные слова;
  • отработки умения писать корни однокоренных слов одинаково;
  • развития орфографической зоркости и каллиграфического правильного почерка.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Вот и прозвенел звонок,
Начинаем наш урок,
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнемся вместе с вами,
А теперь тихонько сели,
На меня все посмотрели.

– Сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжим изучать его тайны и, как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
– Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие? (Нужно быть внимательным и наблюдательным)

Пальчиковая гимнастика

«Я сильный наверняка!» –
Молвит правая рука.
«Почему же! Вот и нет!» –
Спорит левая в ответ.

(Сцепляют руки в замок (правая рука сверху) и тянут в разные стороны, затем меняют руки местами)

– Сегодня мы отправимся с вами в путешествие, а где мы окажемся, узнаете, отгадав загадку:

Кругом вода, а с питьем – беда.
Кто знает, где это бывает? (Море)

Удивителен морской мир, в котором обитают как микроскопические, невидимые невооруженным глазом планктоны, так и огромные киты, которые питаются этим планктоном. Нам нужно беречь и охранять этот мир.
Отгадайте, кто отправится вместе с нами:

Дочь царя морей Тритона.
Не сидит, скучая дома.
Только ей на дне морском
Каждый уголок знаком. (Русалочка)

– Кто написал сказку о Русалочке? (Г. Х. Андерсен)
– Прежде, чем отправиться с Русалочкой и ее друзьями в путешествие, откройте тетрадь, напишите дату: 16 мая, классная работа.

Подготовка к письму.

Я тетрадь свою открою (открывают тетради)
И наклонно положу (кладут).
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу (берут ручки в руки, ставят руку на локоть).
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь. (Опускают руку на тетрадь)

Чистописание

– Повторим написание любимых букв Принцессы Русалочки: П и Р.
– Что общего в написании этих букв, чем отличаются?
– Подарите Русалочке самую красивую букву – обведите ее в кружок.

Письмо под диктовку

– Какие правила нужно помнить, чтобы без ошибок написать предложение:

Плывет Русалочка по морю

(Большая буква в первом слове предложения. Точка в конце предложения. Большая буква в имени собственном. Правописание буквосочетания ЧК.)

– Какие слова напишете с большой буквы? (Первое слово в предложении и Русалочка)
– Почему? (Русалочка – имя собственное, которое пишется с большой буквы. Первое слово в предложении всегда пишем с большой буквы)
– Какое правило встречается в имени Русалочка? (Правописание буквосочетания ЧК.)

Запись под диктовку. (Проверка со слайда)

– Что мы сейчас делали? (Писали под диктовку предложение)
– Чему учились? (Учились правильно записывать слова и предложение)
– Какие знания повторили?

Вывод: Предложения, имена собственные пишутся с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный знак или восклицательный. Буквосочетание ЧК пишется без Ь, т. к. Ч всегда мягкий звук обозначает.

2. Формулирование темы и цели урока

– Вот и Русалочка очень хотела выучить язык людей, для этого она отправилась на занятия к ученой рыбке.
– Вот что увидела Русалочка на доске:

– Как вы думаете, чему Русалочку хочет научить рыбка?
– Какое задание можно выполнить? (Подобрать слова с корнем -МОР-, то есть однокоренные слова)
– Сделайте вывод, по какой теме будем работать сегодня на уроке? (Родственные слова. Корень слова)
– Как вы думаете, чему мы можем научиться или в чем потренироваться? (Научиться находить и подбирать однокоренные слова, выделять корень – общую часть в однокоренных словах)
– Что для этого нам нужно повторить на уроке?

План:

1) нахождение однокоренных слов
2) выделение корня
3) подбор однокоренных слов.

– Что мы сейчас делали? (Подбирали родственные слова с общей частью – корнем -МОР-)
– Чему учились? (Сформулировали тему урока)
– Какие знания повторили? (Есть слова однокоренные, у которых общая часть – корень и связаны по смыслу)

3. Работа в парах

Подобрать однокоренные слова с этим корнем, выделить корень. Проверка.
(Дети называют слова, которые подобрали и записали)
– Проверьте, как эту работу выполнила Русалочка.

Морская, море, моряк, морковь.

(Слово МОРКОВЬ Русалочка подобрала неправильно, потому что смысл этого слова другой, да и корень другой, хотя и начинается на мор-)

– В каком слове в корне гласный звук ударный? (Море)
– Почему в других словах пишется буква О, хотя слышим звук А? (Потому что корни пишутся одинаково в родственных словах)
– Что мы сейчас делали? (Проверяли работу Русалочки)
– Чему учились? (Находить однокоренные слова)
– Какие знания повторили? (Однокоренные слова имеют не только общую часть, но и связаны по смыслу)

4. Словарная работа

Русалочка очень любит морковку за вкус и пользу, напишем это слово, поставим ударение, подчеркнем безударные гласные.
– Можно ли проверить написание безударной гласной? (Нельзя проверить. В слове МОРКОВЬ безударная гласная непроверяемая, её надо запомнить!)
– Как ее можно запомнить? (Графический метод запоминания правописания слов состоит вобыгрывании запоминаемой буквы в рисунке.То есть для запоминания сложного слова нужно нарисовать картинку, на которой будет изображено само запоминаемое слово и «проблемная» буква. Например, для того, чтобы запомнить, что в слове «морковь» пишется «О» достаточно изобразить ее следующим образом)

– Какая еще орфограмма встречается в этом слове? (Правописание парной согласной на конце слова)
– Что мы сейчас делали? (Запоминали правописание слова МОРКОВЬ)
– Чему учились? (Правильно писать это слово)
– Какие знания повторили? (Правописание непроверяемой безударной гласной в корне слова и парной согласной на конце)

5. Физминутка

– Чтобы отдохнуть, Русалочка решила прогуляться и поиграть с друзьями, давайте и мы отдохнем.

6. Закрепление изученного по учебнику

– Узнаем, с кем дружит Русалочка.
– Давайте посмотрим, какие слова предлагает нам автор учебника Антонина Владимировна Полякова. Откройте учебник на странице 114.
– Посмотрите, какие слова предлагает нам автор в упражнении № 148?
– Докажите, что они родственные. (Имеют общую часть – корень (еж-, мыш-, кот-) и связаны по смыслу)
– Молодцы! А следующее упражнение имеет номер, который в сумме дает 14? (149)
– Что мы сейчас делали? (Находили у РС общую часть – корень и выделяли его)
– Чему учились? (Выделять корень у РС)
– Какие знания повторили? (Признаки РС: общая часть и связаны по смыслу)

7. Тренировочные упражнения

– Русалочке нужно выполнить задание рыбки: найти лишнее слово. Помогите ей.

Работа в группах: найти лишнее слово в группе однокоренных, зачеркнуть его, в остальных словах – выделить корень.

Слова для групп: (7)

Вода, водичка, водитель, водный;
Песок, песочный, песик, песочек;
Смешить, рассмешить, смешной, мешок;
Гора, горка, горевать, горный;
Боль, большой, больница, больной.
Лиса, лист, лисенок, лисичка.
Лось, лоскут, лосята, лосенок.

– Что мы сейчас делали? (Находили РС)
– Чему учились? (Учились правильно определять РС по двум признакам )
– Какие знания повторили? (Признаки РС: общая часть и связаны по смыслу)

8. Самостоятельная работа

Тест «Найди родственников». Распределить слова на две группы. Выдели корень.

ГОРА горка
горение
горный
горелка
горняк
загорелся
гористый
ГОРИТ

– Какие слова вы распределили к слову ГОРА? ГОРИТ?
– Докажите, что они являются однокоренными.
– Что мы сейчас делали? (Находили РС)
– Чему учились? (Определить РС по признакам: общая часть и связаны по смыслу)
– Какие знания повторили? (Признаки РС: общая часть и связаны по смыслу)

7. Итог. Рефлексия

– Что мы сейчас делали? (Подбирали, находили РС, правильно писать их и выделяли корень у РС)
– Какие слова называются РС? (РС имеют общую часть – корень и связаны по смыслу)
– Как по другому называются РС? (Однокоренные слова)
– Что знаете о корне слова? (Корень в РС словах пишется одинаково)
– Русалочка благодарит вас за помощь. Оцените свою работу на уроке, прикрепите жемчужину на нужную ступеньку рефлексивной лестницы.