Занятие по духовно-нравственному воспитанию детей "Радуга в сердце человека"

Разделы: Внеклассная работа


Способность видеть чудесное в обыкновенном – неизменный признак мудрости.

Ральф Эмерсон

Цель: развитие духовно-нравственных качеств у учащихся младшего школьного возраста

Задачи:

  • В образе радуги показать удивительное и неповторимое чудо.
  • На примере природного явления как радуга, дать понять детям, какие сокровища заложены в человеке (доброта, чистота, щедрость, красота, нежность и др.)
  • Воспитывать нравственное отношение к миру и к себе, через восприятие красоты поступка, чувства, произведения.
  • Учить замечать и творить красоту.
  • Приобщить ребенка к человеческой культуре, системе общечеловеческих ценностей.

Литературный ряд: Э. Шим «Радуга»; Ф. Тютчев.

Музыкальный ряд: И.С. Бах, Вивальди.

Зрительный ряд: А. Саврасов «Радуга»; А. Куинджи « Радуга», Васильев «Мокрый луг».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вступительное слово

– Я очень рада видеть вас, ребята. Сегодня мы будем говорить о вечном и прекрасном, о доброте и любви, о чудесной красоте, которая повсюду есть на нашей земле.

II. Беседа о красоте

Где же можно найти Красоту? (Красота везде: в природе, в искусстве, в человеческих отношениях. У красоты много граней. Красота человека, красота природы. Человек связан с природой. Он понимает ее красоту и выражает в своих произведениях искусства, в своем творчестве: художник – в картинах, композитор – в музыке, поэт – в стихах, рукодельница в шитье)
– А что может быть красивого в человеке? (В человеке все должно быть прекрасно – и лицо, и мысли, и душа, и тело.)
– В чем истинная красота в человеке? (Истинная красота – это душа, чистая и прекрасная, а не тело.)
– Какие качества характеризуют красивого душой человека? (Доброта, любовь, искренность, радость, милосердие, сострадание.)
– Как достигается эта духовная красота? (Красота души достигается трудом человека над своим совершенством.)
– Какие чувства вызывает красота? (Радость, желание творчества – рисовать, писать, выражать в чем-либо красоту.)
– Если каждый человек поймет, что красота в душе и попытается стать лучше, чище и добрее, то весь мир станет прекрасней. Умение найти Красоту во всем – великое искусство. Этому нужно учиться. Когда идете в школу – замечайте что происходит вокруг вас. Красота везде, ее надо просто видеть.

III. Слайд-программа

Показ слайдов под музыку (Приложение 1)

– Я хочу вам показать красоту в искусстве, в репродукциях картин художников, в произведениях народного творчества. Пока смотрите слайды, пусть каждый вспомнит, что красивого он видел в своей жизни.

Задание: Постараться каждый день находить что-нибудь прекрасное. Пусть это станет привычкой. А на следующем занятии вы расскажите, что красивого, чудесного вы увидели в природе за неделю.

IV. Беседа о дожде

– Я тоже хочу с вами поделиться, что для меня самое красивое.
Весь мир – это красота. Слайд
Я люблю смотреть на звезды, люблю осенний лес, а летом – лесную поляну с цветами. А как красива ночью река, над рекой туман, темное небо, яркие звезды, месяц. Слайд
Но в последнее время я стала любить дождь. Слайд на фоне музыки.
Обычно слово дождь вызывает только скучный образ. А на самом деле в каждом слове о дожде заложена бездна живых образов.
– Какие вы знаете дожди? (Есть дожди веселые летние, теплые весенние, холодные осенние и у каждого свой характер). Слайд
– А еще бывают дожди Слайд

моросящие,
слепые,
обложные,
грибные,
спорые (быстрый, скорый)
полосовые (идущие полосами)
косые,
сильно обкатные и наконец ливни (проливные)

А еще бывает теплый живительный дождик. Дождь часто сравнивают с символом очищения и любви, льющиеся на землю. Слайд
Летом обязательно прислушайтесь к дождю, понаблюдайте за природой после дождя, откройте для себя поэзию дождя.

Звучит музыка Вивальди/

– А теперь представьте себе, как-будто что промчалась над равниной гроза. Слайд
Дождь и ветер бушует вдали, синие тучи полны влаги и тяжелы, мокрые ветви деревьев и кустарников. Но у горизонта уже засветилось яркой синевой небо, выглянуло солнце и появилось «далекое чудо» – радуга. Слайд

Зрительный ряд: А. Саврасов «Радуга»

Чтение прозы под музыку.

Я очень люблю радугу –
Радости чудесную дугу.
Цветными воротами
Перекинется она над
Землей, засверкает,
Заблестит – залюбуешься!
Только вот всегда радуга далеко-далеко
Сколько ни иди, как ни спеши,
Все равно близко не подойдешь,
Рукой не дотронешься.
Я так и назвал ее – «далекое чудо».

– Вот сколько любви к радуге можно почувствовать у писателя Э. Шима.
– Как вы думаете, улыбается ли небо после дождя?
– Можно ли назвать радугу улыбкой неба?
– Любите ли вы радугу?
– За что?
– Что вы испытываете, когда смотрите на радугу?
– Хотелось ли вам когда–нибудь дотронуться до нее рукой?

Зрительный ряд: Куинджи «Радуга».

Чтение под музыку стихотворения: Ф. Тютчева

Слайд-программа

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба охватила
И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!

Смотри – оно уж побледнело,
Еще минута, две – и что ж?
Ушло, как-то уйдет всецело.
Чем ты и дышишь и живешь.

– Как вы думаете, почему радуга так быстро исчезает?
– Хотелось бы вам, чтобы радуга была на небе всегда?
– Какою стала бы жизнь людей и природы, если бы радуга подобно солнцу и луне, появлялась на более длительное время?

V. Игра «Красный, желтый, голубой»

– Сколько цветов у радуги? (7)
– Я раздаю цветные кружочки по семи цветам радуги. Кому я раздала кружочки, должны выбежать и встать по порядку цветов радуги.

К О Ж З Г С Ф

VI. Беседа

– Много ли цветов радуги на земле?
– Первый цвет в радуге красный. Назовите, пожалуйста, что на земле может быть красным (огонь, цветы, овощи). У кого бал красный цвет, считает, сколько предметов его цвета было названо.
– А теперь назовите, что на земле может быть

оранжевым?
желтым?
зеленым?
голубым?
синим?
фиолетовым?

– Какого цвета больше всего на земле?
– Какого цвета меньше?
– Как бы думаете, почему этого цвета больше?

VII. Игра «Дары радуги»

– Придумайте как можно больше определений к слову радуга. Какая радуга?

На доске слово: РАДУГА

– Пожалуйста, перечислите ДАРЫ РАДУГИ жителям земли. Например, радуга дарит:

Слайд

Улыбку
Любовь
Хорошее настроение
Красивую палитру цветов
Цветы
Радость
Дух творчества
Восторг
Счастье
Нежность
Красоту
Чистоту

– Какие качества человека напоминают радугу и объясните свое мнение

Слайд

Доброта
Щедрость
Улыбчивость
Нежность
Чистота
Красота

VIII. Самостоятельная работа. Рисунок

– Представьте, что в вашем сердце вспыхнула радуга. Нарисуйте свое сердце.

IX. Выставка рисунков

– Как можно назвать нашу выставку? («Радуга в сердце человека»)

X. Итог

– Представьте, что в душе каждого человека живет радуга, которая если о ней забывают, может погаснуть навсегда.
– Скажите, каким должен быть человек, чтобы радуга, живущая в его душе, никогда не гасла?
– Желаю вам быть добрыми, честными, щедрыми, милосердными, сострадательными, тогда радуга в вашей душе не погаснет никогда.