Способность видеть чудесное в обыкновенном – неизменный признак мудрости.
Ральф Эмерсон
Цель: развитие духовно-нравственных качеств у учащихся младшего школьного возраста
Задачи:
- В образе радуги показать удивительное и неповторимое чудо.
- На примере природного явления как радуга, дать понять детям, какие сокровища заложены в человеке (доброта, чистота, щедрость, красота, нежность и др.)
- Воспитывать нравственное отношение к миру и к себе, через восприятие красоты поступка, чувства, произведения.
- Учить замечать и творить красоту.
- Приобщить ребенка к человеческой культуре, системе общечеловеческих ценностей.
Литературный ряд: Э. Шим «Радуга»; Ф. Тютчев.
Музыкальный ряд: И.С. Бах, Вивальди.
Зрительный ряд: А. Саврасов «Радуга»; А. Куинджи « Радуга», Васильев «Мокрый луг».
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вступительное слово
– Я очень рада видеть вас, ребята. Сегодня мы будем говорить о вечном и прекрасном, о доброте и любви, о чудесной красоте, которая повсюду есть на нашей земле.
II. Беседа о красоте
– Где же можно найти Красоту? (Красота
везде: в природе, в искусстве, в человеческих
отношениях. У красоты много граней. Красота
человека, красота природы. Человек связан с
природой. Он понимает ее красоту и выражает в
своих произведениях искусства, в своем
творчестве: художник – в картинах, композитор –
в музыке, поэт – в стихах, рукодельница в шитье)
– А что может быть красивого в человеке? (В
человеке все должно быть прекрасно – и лицо, и
мысли, и душа, и тело.)
– В чем истинная красота в человеке? (Истинная
красота – это душа, чистая и прекрасная, а не
тело.)
– Какие качества характеризуют красивого душой
человека? (Доброта, любовь, искренность,
радость, милосердие, сострадание.)
– Как достигается эта духовная красота? (Красота
души достигается трудом человека над своим
совершенством.)
– Какие чувства вызывает красота? (Радость,
желание творчества – рисовать, писать, выражать
в чем-либо красоту.)
– Если каждый человек поймет, что красота в душе
и попытается стать лучше, чище и добрее, то весь
мир станет прекрасней. Умение найти Красоту во
всем – великое искусство. Этому нужно учиться.
Когда идете в школу – замечайте что происходит
вокруг вас. Красота везде, ее надо просто видеть.
III. Слайд-программа
Показ слайдов под музыку (Приложение 1)
– Я хочу вам показать красоту в искусстве, в репродукциях картин художников, в произведениях народного творчества. Пока смотрите слайды, пусть каждый вспомнит, что красивого он видел в своей жизни.
Задание: Постараться каждый день находить что-нибудь прекрасное. Пусть это станет привычкой. А на следующем занятии вы расскажите, что красивого, чудесного вы увидели в природе за неделю.
IV. Беседа о дожде
– Я тоже хочу с вами поделиться, что для меня
самое красивое.
Весь мир – это красота. Слайд
Я люблю смотреть на звезды, люблю осенний лес, а
летом – лесную поляну с цветами. А как красива
ночью река, над рекой туман, темное небо, яркие
звезды, месяц. Слайд
Но в последнее время я стала любить дождь. Слайд
на фоне музыки.
Обычно слово дождь вызывает только скучный
образ. А на самом деле в каждом слове о дожде
заложена бездна живых образов.
– Какие вы знаете дожди? (Есть дожди веселые
летние, теплые весенние, холодные осенние и у
каждого свой характер). Слайд
– А еще бывают дожди Слайд
моросящие,
слепые,
обложные,
грибные,
спорые (быстрый, скорый)
полосовые (идущие полосами)
косые,
сильно обкатные и наконец ливни (проливные)
А еще бывает теплый живительный дождик. Дождь
часто сравнивают с символом очищения и любви,
льющиеся на землю. Слайд
Летом обязательно прислушайтесь к дождю,
понаблюдайте за природой после дождя, откройте
для себя поэзию дождя.
Звучит музыка Вивальди/
– А теперь представьте себе, как-будто что
промчалась над равниной гроза. Слайд
Дождь и ветер бушует вдали, синие тучи полны
влаги и тяжелы, мокрые ветви деревьев и
кустарников. Но у горизонта уже засветилось
яркой синевой небо, выглянуло солнце и появилось
«далекое чудо» – радуга. Слайд
Зрительный ряд: А. Саврасов «Радуга»
Чтение прозы под музыку.
Я очень люблю радугу –
Радости чудесную дугу.
Цветными воротами
Перекинется она над
Землей, засверкает,
Заблестит – залюбуешься!
Только вот всегда радуга далеко-далеко
Сколько ни иди, как ни спеши,
Все равно близко не подойдешь,
Рукой не дотронешься.
Я так и назвал ее – «далекое чудо».
– Вот сколько любви к радуге можно
почувствовать у писателя Э. Шима.
– Как вы думаете, улыбается ли небо после дождя?
– Можно ли назвать радугу улыбкой неба?
– Любите ли вы радугу?
– За что?
– Что вы испытываете, когда смотрите на радугу?
– Хотелось ли вам когда–нибудь дотронуться до
нее рукой?
Зрительный ряд: Куинджи «Радуга».
Чтение под музыку стихотворения: Ф. Тютчева
Слайд-программа
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба охватила
И в высоте изнемогла.О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!Смотри – оно уж побледнело,
Еще минута, две – и что ж?
Ушло, как-то уйдет всецело.
Чем ты и дышишь и живешь.
– Как вы думаете, почему радуга так быстро
исчезает?
– Хотелось бы вам, чтобы радуга была на небе
всегда?
– Какою стала бы жизнь людей и природы, если бы
радуга подобно солнцу и луне, появлялась на более
длительное время?
V. Игра «Красный, желтый, голубой»
– Сколько цветов у радуги? (7)
– Я раздаю цветные кружочки по семи цветам
радуги. Кому я раздала кружочки, должны выбежать
и встать по порядку цветов радуги.
К О Ж З Г С Ф
VI. Беседа
– Много ли цветов радуги на земле?
– Первый цвет в радуге красный. Назовите,
пожалуйста, что на земле может быть красным
(огонь, цветы, овощи). У кого бал красный цвет,
считает, сколько предметов его цвета было
названо.
– А теперь назовите, что на земле может быть
оранжевым?
желтым?
зеленым?
голубым?
синим?
фиолетовым?
– Какого цвета больше всего на земле?
– Какого цвета меньше?
– Как бы думаете, почему этого цвета больше?
VII. Игра «Дары радуги»
– Придумайте как можно больше определений к слову радуга. Какая радуга?
На доске слово: РАДУГА
– Пожалуйста, перечислите ДАРЫ РАДУГИ жителям земли. Например, радуга дарит:
Слайд
Улыбку Любовь Хорошее настроение Красивую палитру цветов Цветы Радость |
Дух творчества Восторг Счастье Нежность Красоту Чистоту |
– Какие качества человека напоминают радугу и объясните свое мнение
Слайд
Доброта
Щедрость
Улыбчивость
Нежность
Чистота
Красота
VIII. Самостоятельная работа. Рисунок
– Представьте, что в вашем сердце вспыхнула радуга. Нарисуйте свое сердце.
IX. Выставка рисунков
– Как можно назвать нашу выставку? («Радуга в сердце человека»)
X. Итог
– Представьте, что в душе каждого человека
живет радуга, которая если о ней забывают, может
погаснуть навсегда.
– Скажите, каким должен быть человек, чтобы
радуга, живущая в его душе, никогда не гасла?
– Желаю вам быть добрыми, честными, щедрыми,
милосердными, сострадательными, тогда радуга в
вашей душе не погаснет никогда.