Урок химии по теме "Кислоты". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цели:

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся с составом, названиями и классификацией кислот;
    • обратить внимание на обнаружение кислот с помощью индикаторов.
  • Развивающие:
    • учить анализировать полученную информацию;
    • развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации;
    • учить выделять причинно-следственные связи;
    • способствовать развитию умения учащихся проводить эксперимент для получения новых знаний.
  • Воспитательные:
    • совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения опытов;
    • воспитывать интерес у учащихся к урокам химии;
    • соблюдать технику безопасности при работе с кислотами;
    • развивать знания о применении химии в быту.

ТСО: персональный компьютер, мультимедийный проектор.

Реактивы: растворы соляной, уксусной, серной, азотной кислот, гидроксида натрия,  лакмуса, метилоранжа. Кристаллические вещества: лимонная, аскорбиновая кислоты, мрамор. Универсальная индикаторная бумага. Вода.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Презентация

Ход урока

  Организационный момент
Слайд 1 Разминка

Проводится цифровой диктант, цель которого – проверка знаний, связанных с ранее изученными темами. Учитель начинает фразу «Верите ли вы, что…» и далее продолжает ее в виде шести предложений, с которыми ученик соглашается или нет. Если утверждение, верно, то в тетрадях записывается цифра 1, если нет – 0.
Вопрос звучит только один раз, что способствует развитию внимания и умению сосредотачиваться. Ответ записывают на доске. В результате должна получиться строчка, состоящая из этих двух цифр. Два ученика с обратной стороны доски работают.

Верите ли Вы, что

  • Что оксид серы (VI) является кислотным оксидом?
  • Что воду можно перенести в решете?
  • Что гидроксид меди (II) проявляет свойства щелочей?
  • Что гидроксид натрия подвергается термическому разложению?
  • Что основанию реагируют с кислотами, при этом образуются соль и вода?
  • Что газ, образующийся при дыхании – ос.новный оксид?

Ответ: 1 1 0 0 1 0.

Слайд 2 Мотивация. Актуализация знаний

Посмотрите на слайд, что объединяет все изображенные фрукты?
Они кислые или кисло-сладкие на вкус. А почему?
В них содержатся лимонная и аскорбиновая кислота. Я предлагаю вам попробовать аскорбиновую кислоту, приобретенную в аптеке.
В чистом виде, она кисло-сладкая.

Слайд 3 Посмотрите на слайд, что объединяет
изображенных на слайде  растение и животных?
Они выделяют муравьиную кислоту. Что вы ощущали, когда прикасались к крапиве? А когда вас кусали муравей или пчела?  Жжение. Муравьиная кислота служит «химическим оружием» для насекомых. Это говорит о том, что при работе с кислотами необходимо быть аккуратными. И выполнять правила техники безопасности.
Слайд 4 Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема урока «Кислоты».

Слайд 5 Изучение нового материала.

Учитель дает определение кислот, объясняет их состав, общую формулу.

Слайд 6 Из предложенных формул выберете те, которые относятся к классу кислот. 
Слайд 6 Работа в парах

Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и с помощью предложенного слайда проверьте записи друг у друга. 

Слайд 7 Вы нашли четыре формулы кислот. Давайте попробуем их сравнить. Что общего в их составе.  Учащиеся обращают внимание, что есть формулы кислот содержащие атомы кислорода, а есть формулы – без атомов кислорода.
Слайд 8 Рассмотрим классификацию кислот. И первый вид классификации –  по наличию атомов кислорода. Кислоты делятся на две группы: кислородсодержащие и бескислородные.
Слайд 9 Теперь, давайте  попробуем найти еще один признак, по которому предложенные кислоты можно отличить друг от друга. Для этого еще раз внимательно прочтите определение кислот. Учащиеся обращают внимание, что количество атомов водорода в различных молекулах  разное.
Слайд 10 Как вы видите, второй вид классификации кислот связан с числом атомов водорода. Основность кислот определяется количеством атомов водорода в молекуле кислоты.  Кислоты делятся на одноосновные и многоосновные. Многоосновные кислоты – это кислоты, в которых атомов водорода два или более.
Слайд 11 Затем учитель объясняет принцип номенклатуры для кислородсодержащих и бескислородных кислот. Учащиеся записывают в тетрадь. 
Слайд 12 Учащиеся отрабатывают правила номенклатуры кислородсодержащих  кислот.
Слайд 13 Учащиеся отрабатывают правила номенклатуры бескислородных  кислот.
  Для закрепления полученных знаний ребятам предлагается игра «Расшифруйте». На листах желтого цвета – повышенный уровень, розового цвета – базовый.

Задание: Перед  вами «текст», в котором «спрятаны» формулы кислот. Постарайтесь как можно быстрее просмотреть этот текст, найти, подчеркнуть и назвать их.

Повышенный уровень:

H2OSO3H3PO4Na2CO3MgAlPO4H2ОSP2O5CHNO3O2HClBaOSH2CO3Na2OH2SO4NH3Mg(OH)2Ba(OH)2OSNH2K3NH2SNaClN2O5BaH2Ca(OH)2Al2O3 H2SO3Cu(OH)2NPEHMnO4ZnH2CrO4

Базовый уровень:

H2OSO3H3PO4Na2CO3MgAlPO4H2ОSP2O5CHNO3O2HClBaOSH2CO3Na2OH2SO4NH3Mg(OH)2Ba(OH)2OSNH2K3NH2SNaClN2O5BaH2Ca(OH)2Al2O3

Слайд 14 С помощью данного слайда осуществляется проверка задания. Далее учитель на примере двух кислот отрабатывает виды классификации.
H2SO4 – серная кислота, является двухосновной, кислородсодержащей кислотой.
HCl – (хлороводородная) соляная кислота, является одноосновной, бескислородной кислотой. Затем учащиеся должны выбрать любых две кислоты и проклассифицировать их самостоятельно. Учитель проходит между рядами, проверяя правильность выполнения задания.
Слайд 15 Экспериментальная часть

А теперь представьте, что вы криминалисты. Вспомните, что помогает вам узнать, кто из людей совершил преступление? (Учащиеся выдвигают свои версии). Т.е. – особые приметы. Что же мы можем сказать про данный класс соединений? Какие особые приметы есть у кислот? Для их определения мы будем экспериментировать. У вас на столах есть лотки с растворами различных кислот: соляная, уксусная и азотная. А одним из общих химических свойств кислот является действие их на индикаторы. Вспомните, пожалуйста, что такое индикаторы? (Вещества, изменяющие окраску в зависимости от среды – кислотной или щелочной) Какие индикаторы вам известны? (Лакмус, метилоранж, фенолфталеин). Налейте каждую кислоту в три пробирки. А теперь к раствору каждой кислоты прилейте различные индикаторы. Какой вывод можно сделать? (Кислоты можно обнаружить только с помощью лакмуса и метилоранжа). Но ведь помимо кислот, мы знаем особые приметы других соединений. И сейчас каждая пара, имея 3 пронумерованные пробирки, в которых находятся вода, серная кислота и гидроксид натрия, будет определять, в какой пробирке находится то или иное вещество.

Слайд 16 А теперь, давайте попробуем решить: какова роль кислот в жизни людей? Вспомните где и как использует человек кислоты. Опираясь на свой жизненный опыт, ребята приводят примеры использования кислот.
Слайд 17 Мы перечислили положительные свойства кислот, на которых основано их применение. А есть ли отрицательные свойства? Очень многие памятники архитектуры изготавливаются из такого природного минерала, как мрамор. У вас на лотках лежит кусочек мрамора в фарфоровой чашке, капните на него раствором кислоты и посмотрите, что происходит. Разбираются понятия «кислотные дожди», «антропогенные факторы».
Слайд 18 Для закрепление пройденной темы, учащиеся выполняют ряд заданий.

Какие формулы разных кислот можно составить на основе следующих карточек? Назовите эти кислоты.

Работа в парах. С помощью следующего слайда ребята проверяют работу друг друга.

Слайд 19 Укажите кислоту, которая не соответствует признаку, объединяющему две другие. Назовите кислоты.
По окончании урока задается домашнее задание. Базовый уровень: § 20, упр.1,3.
Повышенный уровень: § 20, упр.3,4.
Творческое задание: Составьте коллаж на тему «Кислоты в организме человека».

Список литературы:

  1. О.С. Габриелян «Химия-8», Дрофа, ОАО «Московский учебник», 2008г.
  2. Е.О. Емельянова, А.Г. Иодко «Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии», Москва, «Школьная пресса», 2002г.
  3. Ю.И. Смирнов «Мир химии – занимательные рассказы о химии», СПб «МиМ – Экспресс», 1995г.
  4. Интернет-ресурс – urok.1sept.ru