Цель: формирование у обучающихся установки на толерантное поведение.
Задачи:
- Обучающие:
- познакомить учащихся с понятием «толерантность»;
- раскрыть характеристики толерантного и не толерантного человека;
- сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;
- научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.
- Воспитательные:
- воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;
- воспитывать внимательное отношение к себе и другим.
- Развивающие:
- развивать навыки рефлексии;
- развивать способность осознавать свои чувства;
- развивать навыки саморегуляции;
- развивать коммуникативные навыки.
Методы: групповой дискуссии, игрового моделирования, рисуночный.
Возраст участников: 12-14 лет.
Материалы: бумажные обручи с надписями различных социальных ролей, клубок ниток.
Структура занятия:
Первый этап – организационный:
создание психологической комфортности в группе,
знакомство участников друг с другом и с
психологом.
Второй этап – формулирование темы
занятия, основных целей;
Третий этап – игровой: система
упражнений.
Заключительная часть: рефлексия
занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Первый этап – организационный (15 мин.)
Учащиеся называют свои имена (они написаны на
бейджиках) и отличительное качество. Психолог
делает акцент на важности называть людей по
именам (одно из известных правил общения).
Ведущий – рассказывает о правилах поведения на
занятиях.
Правила поведения:
- Доверительный стиль общения.
- Общение по принципу "Здесь и теперь".
- Искренность в общении.
- Конфиденциальность всего происходящего в группе.
- Активное участие в происходящем.
- Оцениваем не участника, а его действия и поступки.
- Уважение говорящего.
Второй этап: формулирование темы занятия, основных целей (5 мин.).
Психолог. Тема нашего сегодняшнего
занятия – толерантность. Что это такое? Это
качество человека, которое включает в себя:
уважение других людей, их права быть не такими,
как мы; признание равенства всех людей на земле;
признание того, что могут существовать различные
точки зрения.
Мы сказали, что толерантность включает в себя
признание права людей быть другим. А чем люди
могут отличаться друг от друга? (ответы: языком,
религией, традициями, возрастом, полом,
интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом).
Третий этап – игровой (60 мин.)
Упражнение «Линейка»
Цель: осознание характеристик толерантного и нетолерантного человека.
Психолог: Давайте посмотрим, поняли ли
вы, что такое толерантность. У двери класса
встаньте те, кто считает, что для толерантного
человека характерно «неприятие, отвержение
других; представление о том, что ты, твоя страна,
твои традиции лучше других». А у окна – те, кто
считает, что для толерантного человека
свойственно абсолютное принятие мнения других,
отказ от своего мнения, своих традиций. Вы можете
занять и промежуточную позицию, ближе к тому или
другому полюсу (учащиеся располагаются в классе
согласно своему решению, далее проводится опрос
отдельных учащихся о причине их выбора).
Правы оказались те, кто занял промежуточное
положение, но ближе к окну. Оно означает, что
толерантный человек может иметь и отстаивать
свое мнение, но в тоже время с уважением
относиться к мнению других.
А как ведет себя не толерантный человек? Он
позволяет себе: оскорбления, насмешки,
предубеждение.
Позицию человека по отношению к другому можно
отразить в следующих вариантах:
«Я хороший – ты плохой»;
«Я плохой – ты хороший»;
«Я плохой – ты плохой»;
«Я хороший – ты хороший».
Последний вариант отражает позицию толерантного человека. То есть первый шаг к развитию толерантности – уважение к себе, своей стране, своим традициям.
Упражнение на невербальную поддержку
Цель: развитие лучших качеств детей – желания помочь ближнему, видеть нуждающихся в помощи.
Участники с закрытыми глазами ходят по комнате.
Ведущий дотрагивается до одного из участников, а
он в это время издает сигнал бедствия (SOS). Те, кто
находится ближе всего, берут его за руки с двух
сторон, остальные с закрытыми глазами образуют
«круг защиты».
Затем проводится интервью с «терпящим бедствие»
– что ты почувствовал, когда по твоему
сигналу к тебе подошли «спасатели»?
Упражнение «Примерка социальных ролей»
Цель: формирование милосердия и
эмпатии к различным социальным группам.
Осознание степени толерантности по отношению
к мнению другого человека.
Формирование коммуникативных навыков.
Участникам группы анонимно одеваются на
головы бумажные обручи с надписями
социальных ролей (президент, банкир, бомж,
директор школы, алкоголик, «панк», ВИЧ
инфицированный, пенсионер, "гасторбайтер",
олигарх и др.).
Участники должны подходить друг к другу и
обращаться с просьбами, вопросами, но при этом не
называть социальную роль, которую играет
человек.
Затем следует обсуждение: комфортно ли
чувствовали себя? Догадывались ли о социальном
статусе своего героя, если да, то по каким
признакам? Насколько мы терпимы к другим людям?
Упражнение "Мостик"
Цель: формирование способности анализировать ситуацию с позиции другого человека. Формирование механизмов социальной перцепции: эмпатии, идентификации.
На полу рисуется узкая дорожка – "мостик",
по которому с разных сторон должны одновременно
пройти два человека. Внизу под мостиком
"река". Участники делятся на две равные
группы и расходятся по разным "берегам".
Способы преодоления "мостика" могут быть
любые, но с одним условием, – участники не должны
друг с другом заранее договариваться.
Рекомендации ведущему: Необходимо обратить
внимание на способы взаимодействия членов
группы, и каким образом достигается
взаимопонимание.
Затем следует обсуждение: что можно сказать о
способах преодоления мостика? Насколько мы
готовы уступать другому человеку? Часто ли это
происходит в жизни?
Упражнение «Эмблема толерантности»
Цель: обобщение понятия толерантности с позиции группы.
Учащиеся объединяются в микрогруппы. Их задача
– нарисовать эмблему толерантности.
Представители от каждой команды демонстрируют и
поясняют свои рисунки.
Четвертый этап – рефлексия (15 мин.)
Упражнение на рефлексию "Клубок"
Ведущий предлагает образовать круг. С помощью упражнения подводятся итоги занятия.
Каждый участник называет то, что ему понравилось сегодня, говорит, что нового узнал на занятии, что ему удалось, а что не удалось сделать во время занятия и почему. После чего клубок передается соседу, и так, пока не замкнется круг.
Последним участником, которому передают клубок, является психолог, он говорит слова благодарности учащимся за их активность, приглашает на следующие занятия.
Литература:
1. Девина, И. Мы с тобой одной крови [Текст]
/ И. Девина // Школьный психолог – 2009.– №20 – 46-47 с.
2. Казарова, Е. Эмблема толерантности [Текст] /
Е. Казарова // Школьный психолог – 2009.– №23 – 8-9 с.
3. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и
другими: тренинг толерантности для подростков
[Текст] / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова
– М: Генезис, 2000.
4. Харрис, Т.Э. Я – ОК, ты – ОК. [Текст] / Т.Э.
Харрис – М: Академия, 2006.
5. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я:
Программа формирования психологического
здоровья у младших школьников [Текст] / О.В.
Хухлаева – М.: Генезис, 2001.