Рабочая программа внеурочной деятельности (комплексная) "Художник росписи по дереву"

Разделы: МХК и ИЗО


1. Пояснительная записка

«Красота – нравственной чистоты духовного богатства, физического совершенства.
Важнейшая задача эстетического воспитания научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе»

В.А.Сухомлинский.

«Искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит».

Василий Дмитриевич Поленов

Программа «Художник росписи по дереву» рассчитана на учащихся школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно – творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

Цель предлагаемой программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться.

Программа поможет решить различные задачи.

Учебные задачи:

– освоение детьми основных правил изображения;
– овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
– развитие стремления к общению с искусством.

Воспитательные задачи:

– формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
– развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
– формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников.
Итоги занятий подводятся в форме отчётной выставки, отчётного концерта или спектакля юных художников, мастеров народных промыслов и ремёсел.
Народное изобразительное творче­ство, включающее живописные про­изведения на деревянных изделиях, имеет свидетельства о своем существо­вании еще во времена, уходящие в глубь тысячелетий. Эти первоисточни­ки доказывают потребность существо­вания такого вида искусства в различ­ных областях жизни людей, общества: в ритуальных обрядах, в быту, в орга­низации социального порядка и т.д.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Работа объединения «Художник росписи по дереву» представляется важной для современного этапа решения проблемы духовной культуры молодёжи, которая могла бы быть частично решена в приобщении её к изучению художественных росписей по дереву и изучении технологий народных промыслов. В современных условиях, когда традиционная культура находится в состоянии пассивного бытования, задачей быстро эволюционирующей деятельности по развитию художественных ремёсел и промыслов, становится восстановление естественной культуры преемственности между поколениями Обращение к культурным истокам – насущная потребность сегодняшнего времени. Сегодня крайне редко можно увидеть сохранившиеся произведения исконного, рукотворного творчества, в основе которых лежит самобытная национальная культура

В связи с этим, народная традиционная роспись по дереву в промыслах России, как часть народного искусства, имеющая многовековые традиции, существует благодаря народным мастерам и рассматривается сегодня как притягательный источник не только для собирателей и любителей народного искусства, но и для художников-профессионалов, видящих в ней огромные художественные богатства

Вне всякого сомнения, рецензируемая Программа объединения «Художник росписи по дереву» и работа объединения по исследованию художественных росписей по дереву в промыслах России и особенности её распространения на Кубани отвечает заявленной теме

Целью программы является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, миро отношения, понимаемой как культура эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, выработанных историей поколений. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны стать средством очеловечивания, т. е. приживления молодых людей к корням культуры.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

В преподавании изобразительного искусства как ведущая входит задача формирования у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Это возможно только, если удастся закрепить в сознании обучаемого понимание прочной связанности искусств с его личным миром, с миром мыслей и чувств каждого человека. Эта задача является связующей идеей всего обучения. Любые иные задачи должны соотноситься с решением этой. Решение языковых задач программы необходимо рассматривать как обеспечивающие, понимая, однако, что вне решения их нереально решить и основную.

Необходимо подчеркнуть, что занятия объединения «Художник росписи по дереву» не обучение просто деланию даже красивых вещей. Необходимо расширять ассоциативные возможности мышления, его метафоричность. Учащийся должен иметь богатство художественных впечатлений. Здесь ставится проблема качества, глубины, а не просто количество впечатлений, которое может приводить к знаточеству, т. е. нехудожественному знанию искусств.

Основные задачи программы:

Образовательные: формирование у учащихся познавательного интереса к народам Кубани, знакомство с декоративно–прикладным искусством, роспись по дереву: Городецкая, Хохломская, Гжельская, Сергисво-посадская, Полхов-майданская, Палеховская, Жостовская, Обвинская, Дымковская, Филимоновская ,Якутская. Лубочные картинки.Изучение основных технологий росписи по дереву. Выполнение росписи на деревянных изделиях.

Воспитательные: воспитание нравственной личности, в духе патриотических чувств, гордости за родной Краснодарский край, край художников, поэтов, музыкантов, Воспитание способностей создавать красоту и дарить её людям.

Развивающие: развитие у обучаемых свободы мышления, творческой активности, воображения, фантазии, умение совмещать теорию с практикой.

Творческие задачи:

– умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
– развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Продолжительность занятий строится из расчёта 34 часа ( по одному часу в неделю). Учебная группа делится на подгруппы.

Каждый урок построен на региональном компоненте. Нельзя в своей стране, полюбить свой народ, не полюбив свою малую родину. Это ведущая нравственная задача программы.

Опыт общения с родным краем не должен быть забыт, он должен расширяться и применяться во многих заданиях данной программы(в рисунке – конструирование). В творческих заданиях осуществляется дальнейшее освоение ребенком изображения (линия, цвет), конструкции (композиция, формы).

Отличительной особенностью программы объединения «Художник росписи по дереву» является широкое привлечение жизненных примеров из окружающей действительности. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать учащимся представления о системе взаимодействия искусства.

Практическая часть по освоению техники Городецкой росписи, применяемой мастером, не является копией выполнения художественных изделий, а есть творческое переосмысление, учитывающая реалии сегодняшнего дня. Вместе с тем, технология выполнения росписи по дереву едина в своей художественной структуре, разнообразна по своим национальным особенностям, адаптирована. Программа приобщает учащихся к зна­ниям о традициях народного умельца росписи по дереву, к примерам исто­рии развития этого вида искусства; рассказать о секретах соединения ре­месла и творческого начала, говорит об уме­нии использовать совместно и эффек­тивно самобытные качества изобрази­тельного искусства и требования так называемой академической школы ри­сунка и живописи. в других творческих мастерских

Его величество Вдохновение посе­щает только персональные адреса, и это подобно тому, что записано апос­толом Иоанном со слов Учителя: «По настоящему уверовать могут только избранные, на кого нисходит дух святый...» Но сказано также: «...врата Веры открыты для каждого». Более того, Учитель призывает: «Придите ко мне все страждущие и обременен­ные».

Так и в искусстве: если вдохновение озаряет труд ремесленника, тот ста­новится мастером; если коснется вдох­новение руки мастера, работу его по­чтут за труд гения. Но в храм искусства открыты двери перед каждым желаю­щим. Входящий туда обычный чело­век может быть также осенен крылом вдохновения. Тогда он, уже в качестве избранного, уверует в силу искусст­ва, а по делам его наречен будет сре­ди людей именем народного умельца.

Стиль изложения и содержание программы объединения «Художник росписи по дереву» рассчита­ны не на массового читателя, а на тех, кто в свои юные годы уже принял важ­ное решение, кого иногда назовут «ста­ричок», оценивая его способность ду­мать; на тех, кто способен к «каторж­ному» труду ученичества и постижения мастерства, а также на тех, кто в ред­кие минуты озарения почувствует вкус красоты и истины, добра и любви.

Программа объединения «Художник росписи по дереву» будет полезна специалистам художественных школ, детских школ искусств, любителям народного искусства в популяризации народных традиций и оформлении интерьера различных заведений.

2. Ожидаемые результаты и способы их проверки

В конце года обучения должны:

знать:

– разнообразие возможных выразительных средств изображения; значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт линейная, воздушная перспективы;
– различные виды декоративного творчества: роспись по дереву: Городецкая, Хохломская, Гжельская, Сергисво-посадская, Полхов-майданская, Палеховская, Жостовская, Обвинская, Дымковская, Филимоновская, Якутская. Лубочные картинки; флористика,;цветоделие; основы дизайна;
– творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М.В. Нестерова, К.Е. Маковского;
– правила создания экспозиций, основы прикладной графики.

уметь:

– пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
– различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
– рисовать кистью элементы растительного орнамента;
– проявлять, творчество в создании изделий.
– работать в определенной цветовой гамме;
– добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов несложной формы;
– передавать пространственные планы способом загораживания;
– передавать движения фигур человека и животных;
– сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
– свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
– применять основные технологии росписи по дереву;
– самостоятельно комбинировать различные приемы работы с бумагой и деревом, для достижения выразительности образа;
– решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом и техническим рисунком.

3. Учебно-тематический план


п/п

Темы

1-й год обучения 2-й год обучения 3-й год обучения 4-й год обучения Всего
1. Вводное занятие. Техника безопасности 1 1 1 1 4
2. Раздел 1. Учебный рисунок. 5 5 5 5 20
3. Раздел 2. Школа живописи. Свет и цвет. 4 4 4 4 16
4. Раздел 3. Основы и значение композиции в изобразительном творчестве. Закономерности и свойства композиции. 4 4 4 4 16
5. Раздел 4. 0 началах творчества художника росписи по дереву. 19 19 19 19 76
6. Организация и обсуждение детских работ. 1 1 1 1 4
Итого: 34 34 34 34 136

4. Содержание программы обучения

Вводное занятие.
Ознакомление с изделиями из дерева. Инструктаж по ТБ. Основные виды травматизма на предприятиях.

Раздел 1. Учебный рисунок.
Натюрморт
Изображение представителей флоры и фауны

Раздел 2. Школа живописи. Физические свойства цвета и зрительное восприятие.
Техника живописи.
Методика работы живописца в мастерской.
Уроки живописи на пленере.

Раздел 3. Основы и значение композиции в изобразительном пюрчестве. Закономерности и свойства композиции.
Орнаментальные композиции природы, растительного и животного мира.
Некоторые композиционные решения с изображениями человека в орпаменталистике.
композиционные решения на свободную тематику.

Раздел 4. О началах творчества художника росписи но дереву.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством, роспись по дереву: Городецкая, Хохломская, Гжельская, Сергисво-посадская, Полхов-майданская, Палеховская, Жостовская, Обвинская, Дымковская, Филимоновская, Якутская. Лубочные картинки.Изучение основных технологий росписи по дереву. Выполнение росписи на деревянных изделиях.
Сергиево-поеадские росписи по дереву.
Творчество мастеров Холуя.
Городецкая роспись, композиция, грунтовка.
Хохломская роспись, композиция, грунтовка.
Гжельская роспись, композиция, грунтовка.
Пасхальные яйца, композиция, грунтовка.
Матрёшки, композиция, грунтовка.
Якутский лирообразный орнамент

5. Формы и виды контроля

Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия-вариации, занятия-творческие портреты, импровизации, занятия образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия-праздники, занятия эксперименты. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, викторин, массовых мероприятий.

Виды контроля

Формы контроля

Методы и способы контроля

Сроки контроля

Вводный Общая эрудиция Опрос, наблюдение, беседа сентябрь, февраль, апрель
Текущий Уроки творчества, представление тематических столов, экскурсии Анализ выполненных работ, индивидуальные консультации, практические работы, беседы После каждой темы
Заключительный Творческий отчет Урок-игра Рисование на воздухе.
Итоговая выставка «Новогодний сувенир».
Ярмарка «Традиционные народные промыслы»
Анализ выполненных работ Ноябрь, декабрь, март, май.

6. Методическое обеспечение программы, рекомендации

Методическая направленность программы – взаимодействие окружающей среды и детского духовного развития.
В программе выделено несколько направлений, к которому необходимо подключить внутренние резервы детской памяти, мышления, восприятия и воображения. Причем главная задача здесь – это свобода для художественного творчества.
У учащихся формируется интерес к культурному фону жизни. Наглядная линия программы ориентирована на качества предметов и явлений, которая обеспечивает информацией и других.
Практическая деятельность направлена на различный уровень художественных действий, где на первом месте стоит количество художественных проблем.
В рисунке – это решающий момент выбора и использование формата листа.
Цвет и задачи цветоощущения произвольные. В ряде заданий цвета может выступить как свободное раскрашивание и смешивание красок, случайное (и намеренное) составление цветных комбинаций – как средство выражения индивидуальных впечатлений. Учащийся должны овладеть, искусством видеть мир вокруг себя – это основная задача занятий.
Занятия строятся по системе чередования рисования с натуры: цветов, овощей, фруктов, пейзажных зарисовок и натюрмортов. Основная художественная деятельность, тематическая комплектность, отражающая как явления действительности, так и служащая иллюстрацией литературных и музыкальных произведений.
Определенным моментом, художественного восприятия выступают реальные действия – как результат поисков по широкому кругу внутреннего мира зрительные наблюдения; их оценка и включение в художественном процессе, корректирующемся осязанием, обонянием, слухом.
Возникает проблема технического зрительного впечатления: –умение смешивать краски; составлять многоцветные изображения грамотное по цвету; выбирать изобразительно наиболее подходящую технику и манеру использования.
На занятиях придается особое значение фиксированию перехода от замысла – к практическому использованию.
При анализе предметов, их формы необходимо прослеживать связь с форматом, рисовать крупно. Обучающую направленность приобретает соответствие в цвете в линии контура, в передаче характерных очертаний и внешних границ предметов. На вариативность отношения к замыслу, влияет подбор близкому по седьмому звучанию музыки, возможность самим ребятам.

7. Формы учебных занятий

Данная программа предполагает проведение различных типов

  1. Урок – смешанный (комбинированный).
  2. Урок – устных и практических упражнений и закрепление знаний.
  3. Урок – практических упражнений.
  4. Урок – оценки знаний.

Использование данных типов уроков в преподавании из искусства обуславливается прежде всего особенностям каждого вида занятий по этому предмету.

8. Литература для педагога

1. Аксенов К.Н. Рисунок – М., 1987.
2. Беда Г.В. Особенности изобретательной грамоты – М., 1989.
3. Ватагин В.А. Изображение животного: Записки анималиста. М., 1957.
4. Карлов Г.Н. Изображение птиц и зверей. М., 1961.
5. Рисунок. Живопись.композиция. Хрестоматия. Сост. Н.Н.Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов.– М., 1989.
6. Ростовцев Н.Н. Рисование головы человека. – М.,1989.
7. Советы мастеров. Живопись и графика. –Л.,1973.
8. Сокольникава Н.М. Основы живописи – Обнинск, 1996.
9. Сокольникова Н.М. Основы композиции – Обнинск 1996.
10. Сокольникова Н.М. Основы рисунка – Обнинск, 1996.
11. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. –Обнинск, 1996.

9. Литература для учащегося

1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М.,1985.
2. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М., 1957.
3. Бакушинский А.В. Искусство Палеха. – М.; Л., 1934.
4. Богусловская И. Я., Графов. Искусство Жостова, – Л., 1979.
5. Вишневский М. Хохлома. – Л., 1969.
6. Дейнека А.А. Учитель. М., 1961.
7. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. М., 1984.
8. Сокольникова Н.М. Основы живописи. Обнинск, 1996.
9. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996
10. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. – Обнинск 1996.
11. Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиция. – М., 2006.