Семья – это кристалл общества.
В. Гюго
Программа «МОЯ СЕМЬЯ» даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом. Особое внимание в наше время следует уделять семейному воспитанию. Семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
Главным средством духовного, нравственного, и интеллектуального потенциала подрастающего поколения является возрождение системы духовно-нравственного воспитания и просвещения. Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
– нравственных чувств (совести, долга, веры,
ответственности, гражданственности, патриотизма),
– нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
– нравственной позиции (способное к различению добра и зла, проявлению
самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
– нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству,
проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
В школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот период взросления и становления личности является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. Традиционно духовно-нравственное воспитание и образование было важнейшей государственной и церковной заботой. До революции существовавшая система образования неразрывно связанная с бытом и культурой России способствовала формированию менталитета русского человека, ориентированного на христианские ценности: любовь к Богу; царю и Отечеству. Однако впоследствии в силу различных исторических причин, русская ментальность постепенно утрачивала свойственное ей благочестие. Несколько раз менялось на протяжении исторического развития отношение к ценностям, иными стали роль и место в обществе важнейших воспитательных институтов: семьи, школы, общества, государства и церкви. В настоящее время с ослаблением основного канала передачи ценностей – семейного и школы – когда ещё не определено «ядро», как основа духовно-нравственного становления детей, подростков, наблюдается усиление тенденции к проявлению молодежью: самонаправленной жестокости, алкоголизма, наркомании, табакокурения, сквернословия, самоубийств и т.д., – то есть явления, которые характеризуются как осознанные и неосознанные, как стремления несозревшей личности к физическому и моральному саморазрушению. Программа «МОЯ СЕМЬЯ» – это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.
Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся, повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.
Проблемный анализ. Результаты диагностики показали, что основная доля нарушений в развитии и поведении детей имеет духовно-нравственные корни. Педагогические традиции семьи, передаваемые из поколения поколению, утрачены. Большинство родителей (87%) видят смысл образования детей в духовном просвещении и воспитании. Поэтому необходимо восстановить, использовать и продолжить развивать отечественные педагогические традиции на основе трудов К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.В.Зеньковского, святителя Тихона Задонского, Иоанна Златоуста, Сергия Радонежского , монахов Глинской пустыни и др., которые расширяют возможности отечественных педагогических традиций для обновления воспитания. Работу по духовно-нравственному воспитанию необходимо строить на основе приобщения детей и родителей к доступным пониманию главных святынь и духовных ценностей России. Система ценностей, закреплённая в традициях, необходима для удовлетворения духовных потребностей, поиска жизненных целей, идеалов и высших ценностей. Духовно-нравственное воспитание осуществляется на основе уважения к старшим, ко всем членам семьи, родным, близким, способствует развитию основных способностей и является средством преодоления разобщенности между детьми и родителями в семье, между детьми в коллективе, между семьёй и школой, между человеком и традиционной культурой
Цели: Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям; , чтобы на основе сотрудничества семьи и школы воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу. Возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.
Задачи: Становление духовно-нравственных ценностей у обучающихся. Воспитание чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру .своему здоровью через компетентностный подход в образовании.
Пояснительная записка.
Программа по духовно-нравственному воспитанию разработана в соответствии с тематическими линиями, определёнными Примерным содержанием (МО РФ, Москва, 2002 год). Программа выстроена на основе принципа содержательных концентров. Работа по воспитанию носит личностно-ориентированный характер и учитывает возрастные и индивидуальные возможности восприятия мероприятий как родителями , так и учащимися.. Учитывая особенности христианской веры, как системы иерархических отношений человека к Богу, к ближним, к миру, к себе (отношений радости, любви, ответственности, милосердия и других), выстроенных на основе христианских ценностей, определены ведущие понятия православной культуры для воспитания учащихся основной школы: счастье – ценности жизни христиан. Программа содержит глубокую смысловую линию воспитания молодых людей в мире, любви к миру к Богу. В программе подчеркнуты основные вопросы работы с родителями. Программа рассчитана на 5 лет сотрудничества школы и семей учащихся. В ходе работы ценностная значимость семьи становится главной линией работы коллектива школы.
Этапы реализации программы.
№ |
Этап. |
Задачи. |
Основные направления деятельности. |
Ожидаемый результат. |
1. |
Предварительный (организационный) (6 мес.-1 г.)
|
– Определение основных целей, задач и перечня
мероприятий по реализации программы; – определение ответственных, исполнителей, сроков и ресурсов для ее реализации; – организация мониторинга; – методическое обеспечение хода выполнения программы. |
– Определение группы участников реализации
программы. Формирование информационного банка данных; |
С учётом диагностических данных будут использованы учебные программы, тематические планы и планы учебно-воспитательной работы, ориентированные на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. |
2. |
Начальный (формирующий) (2 г., выполняется совместно с предвар. –организационным).
|
Осуществление инструктивно-методической работы с
участниками программы; |
– Учёба и самообразование участников проекта; |
На основе диагностических данных будут созданы новые и скорректированы апробированные методические материалы для реализации воспитательной модели. |
3. |
Основной (практический) (до 2 лет).
|
Реализация программы основного этапа работы; |
– Обработка полученных данных, соотнесение результатов с
поставленными целями и задачами; |
Каждый ребёнок получит возможность укреплять и развивать своё здоровье, интеллектуально-творческий потенциал, сформируются ценностные и нравственные ориентиры, повысится деятельная мотивация. Снизится уровень агрессивности, заболеваемости. Будет осуществлён анализ результатов инновационной деятельности. |
4.
|
Аналитический (до 6 мес.).
|
– Анализ проделанной работы по реализации программы;
|
Подведение итогов педагогической деятельности по
реализации проекта; |
– Будет проведён анализ педагогической деятельности в рамках проекта, подготовлены аналитические материалы по итогам реализации программы , сформирован банк методических разработок по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. |
5. |
Итоговый (до 6мес.). |
– Мониторинг влияния реализации программы на
духовно-нравственное развитие обучающихся; |
– Подготовка методических материалов по результатам
инновационной деятельности; |
Планируемые результаты.
Школьники имеют представления:
– о семейных традициях;
– об особенностях семейных отношений;
– духовных и нравственных ценностях;
– о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
– знакомы с историей и культурой своей страны;
– умеют беречь и поддерживать красоту;
– проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
– верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;
– стремятся к добру и неприятию зла.
Родители:
– сотрудничают в тесном контакте со школой и другими
учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся,
воспитанию чувства благоговения к святыням;
– воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким и окружающим, бережное
отношение к окружающему миру;
– являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям,
реализующимся в служении ближним, обществу. Отечеству;
– понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в
детях духовные и нравственные ценности.
Содержание программы.
№ |
Наименование блока |
Задачи |
Формы работы |
1. |
Шире круг. Наш союз. |
Диагностика педагогов, обучающихся, их родителей о духовно-нравственных ценностях. Изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье. |
– Тестирование; |
2. |
Как прекрасен этот мир. Красота Божьего мира. |
Раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия; – воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы; – формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии . |
– Чтение художественной литературы по
духовно-нравственной теме; |
3. |
Я в мире, мир – во мне. Мир и христианская семья. |
– Формирование ценностного отношения к семье, её
традициям; |
– Беседы; |
4. |
Здоровый образ жизни. |
– формирование ценностного отношения к здоровому образу
жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему; На примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней. |
– Совместные прогулки; |
5. |
Учёба и труд рядом идут. |
Формирование ценности знания, ориентированного на идею
педагогики сотрудничества; |
– Организация самообслуживания; |
6. |
Я – гражданин России. |
Воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к
святыням, уважения к защитникам Отечества; |
– \Экскурсии в храмы монастыри, музеи; |
Презентация к программе.
Приложение к програаме.
Литература
-
Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе. Православная педагогика: традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
-
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. М.: «Педагогика», 1988.
-
Энциклопедия семейного воспитания и обучения – протоиерей А.И.Маляревский. http://pedagog.eparhia.ru/
-
Духовно-нравственное воспитание младших школьников. http:5 ballov.qip.ru/
-
Макаренко А.С. Книга для родителей. – М. «Педагогика», 1988.
-
Журналы «Классный руководитель».
-
Журналы «Образование школы».
-
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.
-
Ляхов И.И. Проектная деятельность. М.1996.