Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению.

В настоящее время существует множество разнообразных методов и технологий. Однако, все ли они действенны в современных условиях? Приносят ли те результаты, на которые рассчитывает учитель? Ведь иной раз приходится наблюдать, когда ученик с прекрасными способностями не проявляет интерес к изучаемому материалу на уроке. Вместо того чтобы являться активным участником учебной деятельности, он просто воспроизводит полученные знания. Кроме того, анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программы обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:

- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я пришла к выводу, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, то есть могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. И такая педагогическая технология в системе образования уже существует, которая направлена на выявление и развитие творческих способностей учащихся.

Что же такое критическое мышление?

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной самостоятельной деятельности учащихся, основанный на исследовательских методах ведения урока: рефлексивном целеполагании, выявлении проблемы урока, выдвижение гипотез.

С позиции ученика: развивает любознательность учащихся, их интеллектуальные умения в подходе к решению задач разных уровней, учит самооценке.

С позиции учителя: использование исследовательских методов деятельности на уроке: развитие оценочного мышления, рефлексивной постановке цели урока, выявление проблемы, выдвижение гипотез, прогнозирование последствий своих решений.

Технология формирует следующие навыки:

  • организация групповой работы в классе дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения;
  • формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность;
  • развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,
  • рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • формирование культуры продуктивного чтения;
  • стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.

Познакомившись с особенностями концепции, я выбрала бы девизом своей работы в этой технологии такие слова: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых ему не только в учебе, но и в обычной жизни.

Формы урока в технологии критического мышления отличаются от уроков в традиционном  обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют. Роль учителя — в основном координирующая.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:

  • подготовительный  – стадия вызова;
  • восприятие нового – стадия осмысления;
  • присвоение информации – стадия рефлексии.

Предлагаю рассмотреть по стадиям один из уроков в технологии развития критического мышления   в 4 классе по теме “Басня – как литературный жанр”.

Стадии урока Функции Действия учителя Действия ученика
Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).

Информационная (вызов на “поверхность” имеющихся знаний по теме.

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Приём кластер

В центре доски ключевые слова –“Литературные жанры”, от них рисую стрелки-лучи в разные стороны к понятиям жанров “Сказки” и “Басни”, от них тоже расходятся лучи.

Предлагается две формулировки, из которых нужно выбрать единственную верную и обосновать свой выбор.

1) Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

2) Сказка – это научно-фантастическое произведение.

Приём “Верите ли вы”

- Верите ли вы, что басни – это тоже сказки?

Называют все слова, которые у них ассоциируются со словом “Сказки”.

В группах работают по классификации “Сказок”, находят ошибки. Продолжают составление кластера по литературным жанрам.

Классификация сказок по виду.

- Богатырские

- Смешные - Волшебные

- Анималистические

- Басни

- Бытовые

Находят лишние слова (смешные, басни) и объясняют свой выбор

Осмысление Информационная (получение новой информации по теме).

Систематизационная (классификация полученной информации).

Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).

Таблица “Знаем – Хотим узнать – Узнаем”

З - Что мы знаем о басне?

Х - Что хотим узнать?

Приём “Кубик”

1 часть: класс разбивается на 6 групп. Выбрасывая кубик, каждая группа получает одно из заданий,  которые записаны на сторонах кубика.  В  процессе корректирую работу учеников.

Приём Инсерт (пометки на полях книги)

Работа с книгами:

1) Найдите определение басни в словаре С.Ожегова.

2) Кто герои басни?

3) Кто герои сказок?

4) Форма речи (повествование, диалог)

5) Построение (стихотворение, проза)

6) Что хочет сказать автор? (добро побеждает зло, высмеивает вредные привычки)

Целеполагание: выделить новый литературный жанр – басня, определить чем он отличается от сказки.

1 часть: в течение некоторого времени работают над заданием, используя текст учебника и дополнительный материал (работа со словарём, с книгами: сказками и баснями)

2 часть: заполняем  сводную таблицу 2 часть: группы представляют свою информацию для заполнения сводной таблицы.
Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).

Информационная (приобретение нового знания).

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).

 

 

 

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Обсуждаем записи, внесенные в таблицу.

Таблица “Знаем – Хотим узнать - Узнаем”

(заканчиваем таблицу)

Составляем синквэйм:

1. Назовите тему урока одним словом.

2.Назовите 2 прилагательных, которые характеризуют басню. 3.Назовите 3 действия, которые характеризуют басню.

3. Запиши фразу из 4 слов- твоё отношение к басне

4. Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока

Выбери и продолжи любое предложение:

- На сегодняшнем уроке я узнал ...

- На этом уроке я похвалил бы себя за...

- После урока мне захотелось...

- Сегодня я сумел...

Проговаривают усвоенные знания.

Таблица “З–Х–У”

У – что мы узнали о басне.

Отвечают  на вопросы:

1. Что такое басня?

2. В чём особенность построения басни?

3. Кто герои басни?

4. Что лежит в основе басни?

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии критического мышления – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.