Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению.
В настоящее время существует множество разнообразных методов и технологий. Однако, все ли они действенны в современных условиях? Приносят ли те результаты, на которые рассчитывает учитель? Ведь иной раз приходится наблюдать, когда ученик с прекрасными способностями не проявляет интерес к изучаемому материалу на уроке. Вместо того чтобы являться активным участником учебной деятельности, он просто воспроизводит полученные знания. Кроме того, анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программы обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я пришла к выводу, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, то есть могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. И такая педагогическая технология в системе образования уже существует, которая направлена на выявление и развитие творческих способностей учащихся.
Что же такое критическое мышление?
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной самостоятельной деятельности учащихся, основанный на исследовательских методах ведения урока: рефлексивном целеполагании, выявлении проблемы урока, выдвижение гипотез.
С позиции ученика: развивает любознательность учащихся, их интеллектуальные умения в подходе к решению задач разных уровней, учит самооценке.
С позиции учителя: использование исследовательских методов деятельности на уроке: развитие оценочного мышления, рефлексивной постановке цели урока, выявление проблемы, выдвижение гипотез, прогнозирование последствий своих решений.
Технология формирует следующие навыки:
- организация групповой работы в классе дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения;
- формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность;
- развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,
- рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
- формирование культуры продуктивного чтения;
- стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.
Познакомившись с особенностями концепции, я выбрала бы девизом своей работы в этой технологии такие слова: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых ему не только в учебе, но и в обычной жизни.
Формы урока в технологии критического мышления отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют. Роль учителя — в основном координирующая.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:
- подготовительный – стадия вызова;
- восприятие нового – стадия осмысления;
- присвоение информации – стадия рефлексии.
Предлагаю рассмотреть по стадиям один из уроков в технологии развития критического мышления в 4 классе по теме “Басня – как литературный жанр”.
Стадии урока | Функции | Действия учителя | Действия ученика |
Вызов | Мотивационная (побуждение к работе с
новой информацией, стимулирование интереса к
новой теме). Информационная (вызов на “поверхность” имеющихся знаний по теме. Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). |
Приём кластер В центре доски ключевые слова –“Литературные жанры”, от них рисую стрелки-лучи в разные стороны к понятиям жанров “Сказки” и “Басни”, от них тоже расходятся лучи. Предлагается две формулировки, из которых нужно выбрать единственную верную и обосновать свой выбор. 1) Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил. 2) Сказка – это научно-фантастическое произведение. Приём “Верите ли вы” - Верите ли вы, что басни – это тоже сказки? |
Называют все слова, которые у них
ассоциируются со словом “Сказки”. В группах работают по классификации “Сказок”, находят ошибки. Продолжают составление кластера по литературным жанрам. Классификация сказок по виду. - Богатырские - Смешные - Волшебные - Анималистические - Басни - Бытовые Находят лишние слова (смешные, басни) и объясняют свой выбор |
Осмысление | Информационная (получение новой
информации по теме). Систематизационная (классификация полученной информации). Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме). |
Таблица “Знаем – Хотим узнать –
Узнаем” З - Что мы знаем о басне? Х - Что хотим узнать? Приём “Кубик” 1 часть: класс разбивается на 6 групп. Выбрасывая кубик, каждая группа получает одно из заданий, которые записаны на сторонах кубика. В процессе корректирую работу учеников. Приём Инсерт (пометки на полях книги) Работа с книгами: 1) Найдите определение басни в словаре С.Ожегова. 2) Кто герои басни? 3) Кто герои сказок? 4) Форма речи (повествование, диалог) 5) Построение (стихотворение, проза) 6) Что хочет сказать автор? (добро побеждает зло, высмеивает вредные привычки) |
Целеполагание: выделить новый
литературный жанр – басня, определить чем он
отличается от сказки. 1 часть: в течение некоторого времени работают над заданием, используя текст учебника и дополнительный материал (работа со словарём, с книгами: сказками и баснями) |
2 часть: заполняем сводную таблицу | 2 часть: группы представляют свою информацию для заполнения сводной таблицы. | ||
Рефлексия | Коммуникационная (обмен мнениями о
новой информации). Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса). |
Обсуждаем записи, внесенные в таблицу. Таблица “Знаем – Хотим узнать - Узнаем” (заканчиваем таблицу) Составляем синквэйм: 1. Назовите тему урока одним словом. 2.Назовите 2 прилагательных, которые характеризуют басню. 3.Назовите 3 действия, которые характеризуют басню. 3. Запиши фразу из 4 слов- твоё отношение к басне 4. Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока Выбери и продолжи любое предложение: - На сегодняшнем уроке я узнал ... - На этом уроке я похвалил бы себя за... - После урока мне захотелось... - Сегодня я сумел... |
Проговаривают усвоенные знания. Таблица “З–Х–У” У – что мы узнали о басне. Отвечают на вопросы: 1. Что такое басня? 2. В чём особенность построения басни? 3. Кто герои басни? 4. Что лежит в основе басни? |
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии критического мышления – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.