Тип урока: урок изучения нового материала, формирования практических навыков его применения.
Цель: формирование у детей понятия обращения, культуры употребления его в речи.
Задачи:
- Научить по теоретическому материалу учебника формулировать признаки, способ выражения обращения в предложении.
- Формировать практический опыт пунктуационного выделения обращения в предложении.
- Развивать культуру общения и речи учащихся, углубляя понимание роли обращения в речи, общепринятых правил его употребления.
Критерии достижения цели урока: обучающиеся знают и понимают определение понятия “обращение” на основе осознания его основных признаков; умеют пунктуационно выделить его в предложении, грамотно применяют в собственном опыте.
Условия обеспечения учебной деятельности (УМК, используемая технология, материально-техническое обеспечение): УМК: Т.А. Ладыженской. Русский язык. 5 класс.– М., “Просвещение”, 2012 г., дидактические материалы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Подготовка класса к работе. Мотивация.
1. Учитель предлагает прослушать учащимся фрагмент знакомой всем “Колыбельной ” М.Исаковского (см. Приложение). 2. Учитель просит поделиться впечатлением-настроением, попытаться найти слова, которые создают настроение, определить, что употребляется в предложениях. Обращает внимание на постановку знаков препинания, границы обращения. 3. Учитель предлагает сформулировать тему урока. |
Подготовка класса к работе.
Анализируют текст (см. Приложение), высказывают свои суждения, формулируют тему урока |
Личностные: Действия смыслообразования. Регулятивные: мотивация. Коммуникативные: умение уважительно выслушивать мнения одноклассников. Познавательные: |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Переход от старого знания к новому. 1. Учитель читает, предлагает записать 2 предложения, обозначить в них грамматическую основу: Дети радуются своему успеху. Дети, я радуюсь вашему успеху. 2. Предлагает проверить работу в парах, затем сравнить запись, знаки препинания и графическое пояснение с доской, постараться пояснить знаки препинания. 3. Задает вопросы обучающимся, предлагая сравнить предложения: – Поясните написание глагола в первом предложении. |
Работа в парах. 1. Сравнивают 2 предложения, формулируя основные признаки обращения, вспоминают правила постановки знаков препинания при обращении. 3. Участвуют в коллективном обсуждении ответов одноклассников. 4. Работают с листом самооценки. |
Личностные: осуществляют выбор на основе
предыдущих знаний Регулятивные: Коммуникативные: Познавательные: анализ. |
3. Постановка учебной задачи. | Учитель называет тему, предлагает обучающимся сформулировать цель и учебные задачи урока (см. Приложение). | Обучающиеся формулируют цель урока:
умение находить и выделять обращение в предложении, грамотно
употреблять его в речи. Задачи: |
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций, способов взаимодействия; Познавательные: общеучебные |
4. Построение проекта выхода из затруднения в процессе решения задач урока. | Учитель предлагает обучающимся составить план решения
поставленных задач, используя теоретические сведения параграфа 42 ,
выполнить задания в группах. Для этого организовать работу в группах ,
определив функции каждого участника и способы взаимодействия.
Даются варианты заданий : 1-я группа Напишите на листе обращение, поставьте правильно знаки препинания, учитывая ситуацию: Вы директор школы и хотите сказать спасибо родителям за то, что они пришли на школьное мероприятие. 2-я группа Вы поздравляете свою первую учительницу с Новым Годом 3-я группа Вы продаете свою машину и хотите разместить объявление в газете. 4-я группа Вы покупатель, хотите спросить продавца о конфетах в магазине. 5-я группа Вы хотите, чтоб родители купили вам новый телефон. 6-я группа Вы хотите, чтоб брат или сестра решили вам задачу 7-я группа Вы опаздываете, хотите узнать время у кого-то на автобусной остановке 8-я группа Вы хотите погулять с одноклассниками, надо договориться, чтоб бабушка не сопровождала вас на прогулке. Учитель |
Групповая работа: – Обучающиеся выбирают
наиболее эффективный путь достижения цели. |
Личностные: Самоопределение (мотивация учения) Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; Логические: анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Коммуникативные – планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация). Управление поведением партнёра, точное выражение своих мыслей (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |
5. Первичное закрепление. | Учитель предлагает индивидуальную работу по выбору. 1. Упр. 215. Одно любое предложение по заданию. 2. Возвращаемся к записанному предложению № 2. Может ли быть другой вариант постановки знаков препинания. 3. Второй текст на листах (экране) “Мать-Россия моя…” : обращение, границы, способ выражения, пунктуация (см. Приложение). Учитель оказывает дозированную помощь тем, кто выбрал второе, третье задание.Организует проверку. |
Индивидуальная работа. Анализируют фрагмент текста, предложение или составляют предложение по образцу. Фронтальная работа Участвуют в коллективном обсуждении. Строят ответы на вопросы учителя. Работают с листом самооценки. |
Личностные: оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные: контроль, оценка; Познавательные: общеучебные– умение структурировать
знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение
осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные:
|
6. Самостоятельная работа. | Учитель предлагает выбрать задание: Упр. 216 Предложения по схемам №2, 3. Упр. 217 Выписать по примеру, графически подтвердить. Организует обсуждение. |
Учащиеся планируют выход из затруднения. Осуществляют
работу. Представляют результаты самостоятельной работы. Принимают участие в коллективном обсуждении. |
Личностные: формирование потребности в самовыражении; нравственно – этическое оценивание; Регулятивные: контроль, коррекция, оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению), осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывание в письменной форме; преобразование схемы в текст, постановка и решение проблем творческого характера; Коммуникативные: |
7. Рефлексия деятельности (итог урока). | Организует рефлексию, обсуждение листа самооценки (см. Приложение) | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование |
8. Домашнее задание. | Организует обсуждение вариантов домашнего задания: – (простое) приведите примеры (до 5) предложений с обращениями из художественных произведений; – (сложное) нарисуйте “паучка”: требования к обращению. |
Участвуют в обсуждении вариантов домашнего задания. Определяют варианты домашнего задания, которые хотели бы выполнить. Определяют его цель. |
Личностные: действия смыслообразования
(потребность в самовыражении и самореализации) Регулятивные: саморегуляция; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Коммуникативные: |