Урок русского языка по теме "Обращение". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тип урока: урок изучения нового материала, формирования практических навыков его применения.

Цель: формирование у детей понятия обращения, культуры употребления его в речи.

Задачи:

  1. Научить по теоретическому материалу учебника формулировать признаки, способ выражения обращения в предложении.
  2. Формировать практический опыт пунктуационного выделения обращения в предложении.
  3. Развивать культуру общения и речи учащихся, углубляя понимание роли обращения в речи, общепринятых правил его употребления.

Критерии достижения цели урока: обучающиеся знают и понимают определение понятия “обращение” на основе осознания его основных признаков; умеют пунктуационно выделить его в предложении, грамотно применяют в собственном опыте.

Условия обеспечения учебной деятельности (УМК, используемая технология, материально-техническое обеспечение): УМК: Т.А. Ладыженской. Русский язык. 5 класс.– М., “Просвещение”, 2012 г., дидактические материалы.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Подготовка класса к работе. Мотивация.

1. Учитель предлагает прослушать учащимся фрагмент знакомой всем “Колыбельной ” М.Исаковского (см. Приложение).

2. Учитель просит поделиться впечатлением-настроением, попытаться найти слова, которые создают настроение, определить, что употребляется в предложениях. Обращает внимание на постановку знаков препинания, границы обращения.

3. Учитель предлагает сформулировать тему урока.

Подготовка класса к работе.

Анализируют текст (см. Приложение), высказывают свои суждения, формулируют тему урока

Личностные:
Действия смыслообразования.

Регулятивные: мотивация.

Коммуникативные: умение уважительно выслушивать мнения одноклассников.

Познавательные:
Логические – анализ объекта.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Переход от старого знания к новому.

1. Учитель читает, предлагает записать 2 предложения, обозначить в них грамматическую основу:

Дети радуются своему успеху.

Дети, я радуюсь вашему успеху.

2. Предлагает проверить работу в парах, затем сравнить запись, знаки препинания и графическое пояснение с доской, постараться пояснить знаки препинания.

3. Задает вопросы обучающимся, предлагая сравнить предложения:

– Поясните написание глагола в первом предложении.
– Слово “дети ” повторяется в 2 предложениях, какой это член предложения, определите его роль.
– Обратите внимание на знаки препинания в предложениях, поясните разницу.
– Если обратиться к имеющимся знаниям, скажите, могут ли быть иначе поставлены знаки препинания при обращении?

Работа в парах.

1. Сравнивают 2 предложения, формулируя основные признаки обращения, вспоминают правила постановки знаков препинания при обращении.

3. Участвуют в коллективном обсуждении ответов одноклассников.

4. Работают с листом самооценки.

Личностные: осуществляют выбор на основе предыдущих знаний

Регулятивные:
Оценка (выделение и осознание того, что известно и что еще необходимо освоить;

Коммуникативные:
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Познавательные: анализ.

3. Постановка учебной задачи.

Учитель называет тему, предлагает обучающимся сформулировать цель и учебные задачи урока (см. Приложение). Обучающиеся формулируют цель урока: умение находить и выделять обращение в предложении, грамотно употреблять его в речи.

Задачи:
1.
Научиться по признакам находить обращение, определять способ его выражения в предложении.
2. Узнать, грамотно применять на практике правила пунктуационного выделения обращения. 3. Понять роль обращения и правильно употреблять его в речи.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций, способов взаимодействия;

Познавательные: общеучебные
– формулирование познавательной цели.

4. Построение проекта выхода из затруднения в процессе решения задач урока.

Учитель предлагает обучающимся составить план решения поставленных задач, используя теоретические сведения параграфа 42 , выполнить задания в группах. Для этого организовать работу в группах , определив функции каждого участника и способы взаимодействия.

Даются варианты заданий :

1-я группа Напишите на листе обращение, поставьте правильно знаки препинания, учитывая ситуацию: Вы директор школы и хотите сказать спасибо родителям за то, что они пришли на школьное мероприятие.

2-я группа Вы поздравляете свою первую учительницу с Новым Годом

3-я группа Вы продаете свою машину и хотите разместить объявление в газете.

4-я группа Вы покупатель, хотите спросить продавца о конфетах в магазине.

5-я группа Вы хотите, чтоб родители купили вам новый телефон.

6-я группа Вы хотите, чтоб брат или сестра решили вам задачу

7-я группа Вы опаздываете, хотите узнать время у кого-то на автобусной остановке

8-я группа Вы хотите погулять с одноклассниками, надо договориться, чтоб бабушка не сопровождала вас на прогулке.

Учитель
– организует коллективное обсуждение результатов работы по освоению
признаков обращения, способов выражения, пунктуации, роли в предложении;
– устанавливает осознанность ситуации;
– организует рефлексию.

Групповая работа:

– Обучающиеся выбирают наиболее эффективный путь достижения цели.
– Обучающиеся планируют сотрудничество, определяя цели, функции каждого участника и способы взаимодействия.
– Обсуждают в группах практический материал, привлекая теоретический.
– На доску выносят лист –результат работы группы.
– Принимают участие в коллективном обсуждении результатов.
– Оценивают эффективность выбранного для достижения цели способа действий.
– Определяют то, что усвоено, и то, что еще требует.

Личностные: Самоопределение (мотивация учения)

Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные:

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;

Логические: анализ объектов с целью выделения существенных признаков.

Коммуникативныепланирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра, точное выражение своих мыслей (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

5. Первичное закрепление.

Учитель предлагает индивидуальную работу по выбору.

1. Упр. 215. Одно любое предложение по заданию.

2. Возвращаемся к записанному предложению № 2. Может ли быть другой вариант постановки знаков препинания.

3. Второй текст на листах (экране) “Мать-Россия моя…” : обращение, границы, способ выражения, пунктуация (см. Приложение).

Учитель оказывает дозированную помощь тем, кто выбрал второе, третье задание.Организует проверку.

Индивидуальная работа.

Анализируют фрагмент текста, предложение или составляют предложение по образцу.

Фронтальная работа

Участвуют в коллективном обсуждении.

Строят ответы на вопросы учителя.

Работают с листом самооценки.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные: контроль, оценка;

Познавательные: общеучебные– умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные:
умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении.

6. Самостоятельная работа. Учитель предлагает выбрать задание:

Упр. 216 Предложения по схемам №2, 3.

Упр. 217 Выписать по примеру, графически подтвердить.

Организует обсуждение.

Учащиеся планируют выход из затруднения. Осуществляют работу.

Представляют результаты самостоятельной работы.

Принимают участие в коллективном обсуждении.

Личностные:
формирование потребности в самовыражении; нравственно – этическое оценивание;

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению), осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывание в письменной форме; преобразование схемы в текст, постановка и решение проблем творческого характера;

Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

7. Рефлексия деятельности (итог урока).

Организует рефлексию, обсуждение листа самооценки (см. Приложение) Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование
8. Домашнее задание. Организует обсуждение вариантов домашнего задания:
– (простое) приведите примеры (до 5) предложений с обращениями из художественных произведений;
– (сложное) нарисуйте “паучка”: требования к обращению.

Участвуют в обсуждении вариантов домашнего задания.

Определяют варианты домашнего задания, которые хотели бы выполнить. Определяют его цель.

Личностные: действия смыслообразования (потребность в самовыражении и самореализации)

Регулятивные: саморегуляция;

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные:
познавательная инициативность (способность с помощью вопросов получать нужную информацию).