Урок-панорама по развитию речи по теме "Моя родная сторона, Смоленщина моя". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: систематизация знаний обучающихся о родном крае; обучение выразительному чтению произведений стихотворного жанра; обогащение словарного запаса школьников.

Задачи урока:

1. Предметные:

– формировать учебно-информационные умения школьников (умение вести диалог с автором, умение наблюдать за красотой природы);
– развивать способности творческого “видения” смысла художественного произведения.

2. Метапредметные:

А) познавательные УУД: развивать умение извлекать информацию из прослушанного текста, находить ответы на вопросы, используя текст произведения, проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.

Б) коммуникативные УУД: формировать умение работать в группах, парах, слушать и слышать, договариваться, представлять работу своей группы.

В) регулятивные УУД: учить самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.

3. Личностные: формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю своего края.

Педагогические технологии и методы обучения: технология развития критического мышления, метод проблемного обучения, исследовательский метод, обучение в сотрудничестве.

Оборудование: краеведческие словарики “Смоленщина моя”, карточки с маршрутными листами № 1, № 2, № 3, проектор, компьютер, памятки “Умею читать выразительно”, цветные карандаши.

Проведена предварительная исследовательская работа в творческих группах обучающихся. На всех этапах защиты творческих проектов ученики записывали ключевые слова в краеведческий словарик “Смоленщина моя”:

Название творческой группы Направление работы Основные смысловые акценты (“ключевые понятия”)
“Юные краеведы”. Экскурсия в краеведческий музей (экспозиция “Край наш Смоленский”). Смоленский край/область.
Месторасположение.
Соседние области.
Климатические условия.
Животный и растительный мир.
“Юные энциклопедисты”. Библиотечная выставка “Великие люди Смоленщины”. Первопроходец Вселенной Ю.А. Гагарин.
Гениальный композитор М.И. Глинка.
Великий фантаст Айзек Азимов.
Русский путешественник Н.М. Пржевальский.
Адмирал П.С. Нахимов.
Маршал М.Н. Тухачевский.
Поэты А.Т. Твардовский, Н.И. Рыленков, М.В. Исаковский.
Партизанка Василиса Кожина.
Генерал-фельдмаршал князь Г.А. Потемкин.
“Юные гагаринцы”. Организация встречи с Героем ВОВ, Почетным гражданином города Смоленска Е.В. Камышевым “И глядя в прошлое – мы в будущее верим”. История края.
Город-герой.
Подвиг народа.
Смоленское сражение (1941г.).
Операция “Тайфун”.
Полный Кавалер 3-х Орденов Славы.
Участник боевых действий.
“Юные этнографы”. Виртуальная экскурсия “Тех мест родных не смолкнет слава”. Исторические места.
Успенский собор.
Крепостная стена.
Сад им. М. И. Глинки.
Сквер Памяти героев.
Музей “Русская старина”.
Красный Бор – “бункер Гитлера”.Центральный парк культуры и отдыха.

Сценарный план урока.

I. Стадия вызова.

Р1А – Отгадайте ребус. (Родина.)

– Как вы понимаете значение этого слова?
– В словаре С.И.Ожегова дается такое толкование…
– Запишите на доске это слово (Родина, родина.)
– Объясните, кто из учеников прав.
– Если речь идет о стране, то пишем с заглавной буквы, а если о малой родине, о родной стороне, то с маленькой. Например, Россия – моя Родина. Моя родина – Смоленский край.
– Что для вас является родиной?
– В какой стране мы живем? Значит, мы….. (россияне).
– В каком городе мы живем? Значит, мы…..(гагаринцы).
– В какой области? Назовите наш областной центр. Значит, мы…..(смоляне).
– То есть смоляне – это кто? Чье объяснение было наиболее точным?
– Мы с вами провели серьезную исследовательскую работу, посвященную 1150-летию г. Смоленска.

О милый сердцу уголок,
Смоленском что давно зовется
История твоих дорог
Уже столетия ведется.
Ты преисполнен доброты
И незабвенной тихой славы,
Твои знакомые черты
Так молчаливо величавы…

II. Повторение по теме (прием “Кластер”).

Давайте посмотрим итоговую презентацию по отчётам творческих групп. Вспомним основные факты, сопоставим их с записями в краеведческих словариках (просмотр презентаций-отчётов творческих групп).
– Составим “карту памяти”, используя ключевые понятия из словариков:

III. Стадия мобилизации.

– Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением о Родине поэта, нашего земляка. Первая буква его фамилии такая же, как и первая буква в названии нашей страны (Россия)… (Рыленков Н.)

1. Работа в парах. Приём “Мозговая атака”.

-Перед вами маршрутные листки №1.Запишите, какие слова мог использовать автор в данном произведении.

Слова-предметы (сущ.) Слова-признаки (прил.) Слова-действия (глаг.)

2. Первичное прослушивание стихотворения Н. Рыленкова “Всегда задумчива, скромна…”

Всегда задумчива, скромна,
Как верба у ручья,
Моя родная сторона,

Смоленщина моя.

Шумит, как прежде, зелена,
Вчерашний вздох тая,
Моя родная сторона,

Смоленщина моя.

Обожжена, как верба та,
Не раз грозой была.
Казалось: нету ни листа,
А смотришь – ожила!

Я на твоих просторах рос,
Лелеял все мечты,
О, дай мне сил, чтоб после гроз
Я оживал, как ты!

3. Прием “Вопрос-прогнозирование”.

– Ребята, встаньте те, у кого нашлось хотя бы одно совпадение; 2 и более – ?
– Можно ли, не зная, что поэт является нашим земляком, узнать об этом, прочитав произведение? (Да, речь идёт о Смоленщине.)
– Объясните разницу в смысловом значении слов “ Смоленск” и “Смоленщина”?

4. Самостоятельная работа с текстом.

– Возьмите маршрутный лист № 2. Почему текст стихотворения напечатан на голубом листке? (Это цвет преданности, стойкости.)
– Прочитайте текст и выпишите в таблицу 2–3 части речи, встречающиеся в тексте:

Слова-предметы Слова-признаки Слова-действия
сторона родная шумит
Смоленщина задумчива рос
просторах скромна лелеял
сил обожжена оживал

5. Анализ стихотворения.

– Прочитайте первое четверостишие. С какой силой голоса, тембра и интонацией вы его прочитали? (Спокойно, негромко, ласково, нежно). Какова его основная мысль? (Скромна земля Смоленская.)
– Второе четверостишие. Повышается сила голоса – он звучит уверенно, гордо. Основная мысль – возрождение края после военных событий.

Третье четверостишие – восторженно, игриво, восхищенно. Основная мысль – процветание в современное время.

Четвертое четверостишие – спокойно, негромко, уверенно. Основная мысль – уверенность в будущем.

– Подчеркните в каждом четверостишии слова, на которые падает основной смысловой акцент (Смоленщина, ожила, шумит, дай мне сил.)

Релакспауза:

Николая Рыленков – незаурядный, выдающийся русский поэт. Но среди наших земляков-смолян есть и известнейший композитор, которого называют “Пушкин в музыке” – кто это? (М. Глинка.)

– Тема любви и преданности к родине пронизана через все его творчество. Сейчас послушайте отрывок из вариаций на русскую песню “Среди долины ровныя”. Опустите головы, согните руки в локтях, закройте глаза ладошками и, постарайтесь, вслушаться в музыку, пусть она вам напомнит красоту и мощь нашей природы, необъятность родины.

6. Прием “Музыкальная интерпретация”.

– Итак, мы перенеслись в мир музыки. При помощи каких танцев можно передать настроение стихотворных строк?

Первое четверостишие – ВАЛЬС

Второе четверостишие – МАРШ

Третье четверостишие – ПОЛЬКА

Четвертое четверостишие – ВАЛЬС

7. Прием “Цветовая интерпретация”.

– Поэзия Н. Рыленкова настолько мелодична, образна, что его стихи невольно складываются в удивительные картины, созвучные красоте и разнообразию окружающей нас природы.
– Переложим стихи на цветовой спектр. Маршрутный лист №3. К каждому четверостишию написаны слова – подсказки, закрасьте их соответствующим цветом:

Скромна (белый) Обожжена (красный) Зелена (зелёный) Мечты (синий)

– Мы получили спектровый (цветовой) план произведения.

IV. Рефлексия.

Назовите именинника на нашем уроке (г. Смоленск – 1150 лет).
– Внушительная дата, прошедшая через века… Давайте в честь знаменательной даты преподнесём литературный подарок в виде “синквейна” (учащиеся знакомы с особенностями его построения: это стихотворение, состоящее из пяти строк:

1-я строка – тема, выраженная 1 словом, существительное;

2-я строка – описание темы в 2-х словах, прилагательные;

3-я строка – описание действий в рамках темы, 3 слова, глаголы;

4-я строка – фраза из 4-х слов, отражающая отношения к теме;

5-я строка – слово, словосочетание – синоним к первому.

Например:

1) Смоленск
2) красивый, современный
3) растёт, развивается, расцветает
4) жить – Родине служить
5) мой край

V. Подведение итогов работы.

Мы с вами провели глубокую исследовательскую работу по изучению исторического прошлого своего края и нашего областного центра г. Смоленска.

Меняется не только внешний облик нашего города-героя, но и внутренний. Воздвигаются новые памятники, обновляются улицы и парки, смоляне все больше и больше гордятся своим городом. Но сейчас важно сохранить для потомков те частицы прошлого, которые через несколько лет уже не сохранить. Это наша родина, наша история, и ее нужно знать! В сотрудничестве, сотворчестве мы с вами, ребята, добились хороших результатов. Встаньте те, кто считает свою работу на уроке “отличной”, “хорошей”, “удовлетворительной”, недостаточной для оценивания. (Выборочный анализ и прогнозирование на перспективу.)

V. Задание на дом (приём “Круги по воде”).

Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине, самосовершенствованию... Самое большое счастье для человека – быть востребованной личностью… И только творческий подход и трудолюбие будут вашими верными соратниками.

Придумайте на каждую букву основополагающего понятия “СМОЛЕНСК” слова, относящиеся к теме, либо как-то связанные по тематике. Например:

С – сторона
М – моя
О – очень
Л – любимая
Е – единственная
Н – незабвенный
С – старинный
К – край

VI. Заключение. Память людей связана с тем местом, где они родились, где прошло их детство, где они учились понимать жизнь. Это могучая сила! Она влечет птиц из дальних стран к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым или несчастным, если человек почему-то потерял Родину.
Мы любим Смоленщину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью, знать, чтить и помнить её историю, стремиться сделать её богаче и счастливее в будущем… Смоленск, пусть бег реки времен

Не будет властен над тобою.
И век твой вечно окружен
Заботой и людской любовью.

Литература

  1. Детская энциклопедия в вопросах и ответах “Наша Родина – Россия”. – Смоленск: изд-во “Русич”, 2008.
  2. Журнал “Юный краевед” – 2008. – № 4.
  3. Памятные места Смоленщины/Культурно-исторический атлас Смоленского края – Смоленск: изд-во “Русич”, 2009.
  4. Смоленск. Краткая энциклопедия. – Смоленск: изд-во “ТРАСТ-ИМАКОМ”, 1994.