Цель: формирование нравственных качеств личности с помощью ресурсов публицистического стиля речи.
Задачи:
- Научить находить в тексте признаки публицистического стиля, делать стилистический анализ текста.
- Развивать связную устную и письменную речь, логическое мышление, аналитические и творческие способности обучающихся.
- Воспитывать милосердное отношение к людям в несчастье или в жизненных невзгодах.
Технологическая карта урока.
Стадия вызова | Стадия осмысления | Рефлексия |
Аудиокнига Рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке” Формулирование темы и целей урока Инсценированное чтение эссе “Приглашение к размышлению”. Приём “Корзина идей” Приём “Верные и неверные предположения” |
Приём “толстые” и “тонкие” вопросы. Стилистический анализ текста Составление кластеров (дифференцированная групповая работа) |
Составление синквейнов, хокку по теме:
“Милосердие”. Приём “Возвращение к ключевым терминам”. |
Актуализация знаний. Стадия вызова.
- Сегодняшний урок – необычный, это будет урок-исследование. Для работы мы возьмём рассказ Ф.М.Достоевского. Через все творчество этого писателя, произведения которого вы будете изучать в старших классах, проходит мысль о страдающих, обиженных, маленьких людях. Маленьких не по росту – а по незавидному положению в обществе. Среди "униженных и оскорбленных" героев Ф.М. Достоевского особенно выделяются дети, виноватые без вины, наказанные без преступления. Именно эта тема детского страдания звучит в святочном рассказе "Мальчик у Христа на елке".
Звучит аудиорассказ.
Ф.М.Достоевский “Мальчик у Христа на ёлке”(3-4 мин.) Приложение 1.
2. Формулирование темы урока.
- Я попрошу вас сформулировать тему урока. А поможет вам в этом приглашённый гость, встречайте.
Я очень эмоциональный парень. Мои статьи и очерки вы прочтёте в газетах и журналах. Я частый гость на собраниях, митингах и злободневных ток-шоу. Мою активную гражданскую позицию вы можете услышать на выступлениях по радио, частенько меня показывают по телевидению. Ну-ка, угадайте, что я за стиль речи.
-Запишем тему так: “Публицистический стиль речи как средство формирования нравственных качеств личности”.
-А как вы понимаете значение слова “нравственность”? (Это система внутренних правил человека, определяющих его поведение и отношение к себе и другим людям. По Ожегову С.И. “это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами”). А что такое “нравственные качества”? (Это моральные нормы и принципы, которые стали внутренними мотивами поведения, обеспечивающими выбор в ключевых жизненных позициях: порядочность, доброта, способность к состраданию, милосердию).
- Исходя из темы урока, определите, пожалуйста, цель и задачи урока.
Класс разделён на 4 группы.
Приём “Корзина идей”.
- Я предлагаю заполнить нашу “Корзину идей” (на стол ставится корзина, учитель складывает туда раздаточный материал). Что же, по вашему мнению, входит в понятие “публицистический стиль”?
Раздаточный материал. Вопросы по теме и ответы детей.
Цель публицистического стиля – (воздействие на слушателя и читателя для агитации и пропаганды общественно-политических идей в газетах и журналах, по радио и телевидению, на собраниях и митингах, а также воспитание активной гражданской позиции).
Сфера употребления – (средства массовой информации; публичные выступления).
Языковые средства – (торжественная лексика; ИВС, фразеологизмы; экспрессивная лексика; прямые обращения, побудительные и восклицательные предложения, риторические вопросы, обращения, повторы;инверсия).
Жанры стиля – (статья, выступление, очерк, литературно-критическая статья, эссе).
Прием “Верные и неверные предположения” (складываются также в “корзину идей”).
Публицистический стиль используется в сказках, рассказах и былинах (-).
Черты публицистического стиля - официальность, преобладание письменной формы, стандартизация текстов, точность, строгость, безличность, неэмоциональность, широкое использование официально-деловой лексики (-).
Черты публицистического стиля - активная гражданская позиция, образность, обилие риторических вопросов,восклицаний, обращений (+).
Основные жанры публицистического стиля - беседа, телефонный разговор, частная переписка, дневниковые записи (-).
Корректируем нашу “Корзину идей”, убираем лишнее, добавляем отсутствующую информацию.
Предметом нашего исследования является не сам святочный рассказ Ф.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, а сочинение-эссе вашей сверстницы.
Приглашение к размышлению.
Дорогие ребята! Задумывались ли вы когда-нибудь, как жесток окружающий мир? Как немилосердны, злы, равнодушны бываем порой мы, люди! Меня взволновал и глубоко тронул рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”. Я как будто вижу маленького нищего мальчика, очарованного видом новогодней ёлки за окном богатого дома, где много света, много игрушек, много вкусной еды. Вот нарядные и чистые дети танцуют и веселятся под звуки музыки, а он вынужден замерзать на людных петербургских улицах, голодный, брошенный на произвол судьбы своими горемычными родителями, давно не евший досыта и не видевший ничего, кроме нищеты, грубости и равнодушия петербургских трущоб.
А ведь светлый праздник Рождества должен сопровождаться из года в год совершением чудес. Кто, как не ребенок, способен так остро радоваться подаркам, быть счастливым от одного вида блистающего елочного наряда, так доверчиво ожидать чуда? Недаром Рождественскую ночь называют ночью младенцев, а Рождество - праздником детей. И что же получил этот бедный мальчик? Копеечку, которую “добрая” барыня сунула в руку, а потом отворила ему дверь на улицу. Вот уж поистине доброта, милосердие, человеколюбие! Недолгим было счастье бедолаги: копеечка выпала из замерзших рук и зазвенела по ступенькам. Он бродил по нарядной, празднично украшенной улице и ни у кого не находил сочувствия, сострадания! В тёмной подворотне мечты мальчика о счастливом детстве наконец сбываются - он попал на “Христову ёлку”, обрёл землю обетованную. Но то были лишь предсмертные грёзы тихо замерзающего, брошенного всеми ребёнка, дорогого лишь Христу. Какую страшную цену заплатил малыш за весёлый праздник?! Разменной монетой стала его жизнь. Какая чудовищная несправедливость!
Ребята! Ф.М. Достоевский не просто так рассказывает о горькой судьбе детей, он преподносит нам нравственный урок: не будьте равнодушными, помогайте нуждающимся, не проходите мимо чужой беды, в любой ситуации оставайтесь людьми. Будьте милосердны! Спешите делать добро.
Стадия осмысления.
- Для выполнения следующего задания мы используем приём “толстые” и “тонкие” вопросы. Помните, что на “тонкий” вопрос может быть только один ответ, а на “толстый” (проблемный) – несколько.
Каждой группе даётся придумать и задать одноклассникам по 1 вопросу.
Тонкие ? | Толстые ? |
Кто...? | В чем различие...? |
Какое слово ...? | Предположите, что было бы, если...? |
- Подумайте, какие слова в тексте можно назвать ключевыми? (Милосердие, сострадание, сочувствие). Выберите одно.
Итак, ключевое слово текста – милосердие. А почему?
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.
(С.И.Ожегов “Толковый словарь”)
Самостоятельная работа. Стилистический анализ текста.
- Теперь мы собираем полученную информацию в единое целое и составляем стилистический анализ текста.
Учитель раздаёт каждой группе фрагмент листа А4 с заготовленным заранее клише, ученикам нужно вписать необходимую информацию. В помощь им предлагаются собственные записи (материал по теме), таблица “Особенности публицистического стиля речи”, тексты эссе. Дети заполняют листы стилистического анализа текста, учатся его выразительно читать, затем воспроизводят получившийся текст (2-3 человека). Учитель и дети комментируют получившиеся работы.
Стилистический анализ текста.
1 группа.
Жанр анализируемого текста - .............................(это может быть..............................
Автор рассуждает о ....................................... .
2 группа.
Он призывает нас быть.................................. ........................................
В эссе четко выражена ........................................... .
3 группа.
В своём сочинении автор текста использует обращение (...........................), восклицательные предложения (.................... ...............), побудительные предложения (........................... ......................), риторические вопросы (....................................
4 группа.
Автор сочинения совмещает книжные слова (..................... ................) с разговорной лексикой (............................ ..................), использует фразеологизмы (................................) .
Таким образом, мы приходим к выводу, что данный текст относится к ........................ стилю. (Слайд № 10).
1 группа.
Жанр анализируемого текста - сочинение-эссе (это может быть статья в газету, ораторская речь). Автор рассуждает об отсутствии милосердия, сочувствия, сострадания к людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
2 группа.
Он призывает нас быть милосердными, помогать нуждающимся, не проходить мимо чужой беды, в любой ситуации оставаться людьми.
В эссе четко выражена гражданская позиция автора, его отношение к поднятой проблеме.
3 группа.
В своём сочинении автор текста использует обращение (Дорогие ребята! Ребята!), восклицательные предложения (Какая чудовищная несправедливость! Вот уж поистине доброта, милосердие, человеколюбие!), побудительные предложения (Будьте милосердны! Спешите делать добро.), риторические вопросы (Задумывались ли вы когда-нибудь, как жесток окружающий мир? И что же получил этот бедный мальчик?)
4 группа.
Автор сочинения совмещает книжные слова (очарованный, грёзы, милосердие, сострадание, человеколюбие) с разговорной лексикой (горемычные, бедолага, копеечка), использует фразеологизм (“земля обетованная” – т.е.обещанная. Выражение это взято из Библии. Оно подразумевает Палестину, куда Бог, в силу своего обещания, привел евреев из Египта, где они томились в плену. Выражение означает желанное место, где легко и радостно, куда кто-либо страстно стремится, мечтает попасть, и вообще то, что представляется счастьем.)
Таким образом, мы приходим к выводу, что данный текст относится к публицистическому стилю.
Составление кластеров (работают две группы).
- Ребята, вспомните, как составляется кластер? (Процесс составления кластера включает в себя выделение смысловых единиц информации и графическое оформление их в определенном порядке):
1 группа на модели заготовленной заранее новогодней ели вписывает слова-игрушки на тему “Милосердие”, которые нужно выбрать из текста, можно добавить свои слова-синонимы (доброта, сочувствие, сострадание, человеколюбие, гуманизм, сердечное участие, готовность помочь, сердобольность, жалость).
2 группа на модели “Чёрная дыра” вписывают слова-антонимы к слову “Милосердие” (немилосердие, злость, равнодушие, жестокость, безразличие, чёрствость, неспособность к состраданию)
Предполагается красочное оформление кластеров.
Итог урока. Рефлексия. Составление синквейнов, хокку.
- Вспомним правила написания синквейна и хокку:
СИНКВЕЙН:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
ХОККУ: японское стихотворение из 3-х строк. По классическим японским канонам в 1- й строчке должно быть 5 слогов, во второй – 7 слогов и в третьей – снова 5. В русском языке допускаются небольшие отступления от строгих правил.
- Составьте синквейн на тему: “Милосердие”. Выразите свои мысли и чувства о рассказе Ф.М. Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке” в хокку (по желанию ребят).
Проверка синквейнов, хокку.
1. Милосердие.
2. Живое, деятельное.
3. Возвышает, облагораживает, помогает.
4. Доброта должна служить людям.
5. Любовь к ближнему.
Хокку.
Брошенный ребёнок. | Бедный малыш! | Добрые люди! |
Зло и жестокость. | Люди равнодушны к тебе. | Помогайте ближним! |
Стыдно вам, люди! | Немилосердные! | Будьте милосердны! |
Приём “Возвращение к ключевым терминам”.
- Подведём итоги. Вернёмся к теме нашего урока: “Публицистический стиль речи как средство формирования нравственных качеств личности”. Какой вывод можно сделать? Нравственные качества личности: честность, справедливость, порядочность, доброта, способность к милосердию, состраданию - нужно воспитывать в себе с детства, в юном возрасте, и в этом нам “помогает” публицистический стиль речи.
Каким образом? (Можно помочь нуждающемуся делом, а можно добрым словом, например, посочувствовать, написать письмо - обращение, статью в газету, цель которых - привлечь к проблеме человека внимание тех людей, которые могут реально помочь. Главное - не остаться равнодушным!)
Каждая группа обсуждает, какую отметку заслуживают все её члены.
Самоанализ урока. Приложение 2.