План-конспект урока географии по теме "Славное море – священный Байкал". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цели урока:

Образовательные:

  • Изучение озера Байкал,
  • Выявление особенностей озера,
  • Ознакомление с органическим миром озера и прилегающей территории,

Развивающие:

  • Закрепление навыков работы с картами,
  • Закрепление навыков определения координат, расстояний по карте

Воспитательные:

  • Воспитание любви к природе своей страны,
  • Формирование навыков поиска дополнительного материала,
  • Формирование умения ставить цель,
  • Формирование объективной самооценки.

Тип урока: изучение нового материала, применение знаний и умений

Оборудование:

  • Учебник "География: природа России", автор Раковская Э.М.,
  • Атлас "География России. Природа" 8 класс, Москва, Дрофа,
  • Презентация "Славное море - священный Байкал"
  • Таблица "Карта открытий и достижений",
  • Выставка книг

Орг. момент. Отметить отсутствующих.

Тема сегодняшнего урока "Славное море - священный Байкал.

Приготовьте тетради,ручки,откройте учебник на странице 245, атлас на странице 4.

Организационный этап - Совместное обозначение цели урока.

Что мы знаем о Байкале? Что это самое глубокое озеро в мире.

Что мы можем узнать на уроке сегодня? Можем узнать о природе вокруг озера, о животных, которые водятся в озере, о климате, о реках впадающих и вытекающих из озера.

Отсюда 1 цель - расширить знания об озере, изучить его подробнее.

Как озаглавлен параграф в учебнике? Проблема Байкала.

Какая же проблема может быть у озера? Загрязнение воды озера.

Отсюда 2 цель урока - выявить, что же угрожает чистоте воды озера, можно ли сохранить чистоту и как это сделать.

Кроме этого, помня о предстоящей в будущем году ГИА, 3 цель - закреплять навыки работы с картами.

Всегда нужно помнить о том, что человеку с широким кругозором и навыками работы с различными источниками информации, экзамен сдавать легче. Поэтому при подготовке к уроку вы искали дополнительную информацию по теме.

В ходе урока мы с вами будем выполнять различные виды работы, результаты отражать в "Карте открытий и достижений". Сейчас подпишите свою карту. В конце урока вы оцените свою работу. Самостоятельно проверите выполнение учебных заданий. Получите баллы за найденную дополнительную информацию. Из всего этого и сложится ваша оценка за урок.

Ход урока

И так, начнем. Запишите в тетради число и тему урока.

Слайд 2 - в качестве эпиграфа прочитаем слова А.П.Чехова о Байкале.

Обычно мы все начинаем с характеристики географического положения. У вас открыта 4 страница атласа. Найдите на физической карте озеро Байкал. Кто-то сейчас выйдет к карте покажет Байкал и даст характеристику географического положения. Слайд 3 - карта Байкала.

Откройте в атласе страницу 44, найдите, какие хребты окружают Байкал запишите их названия в свою карту.

Теперь найдите координаты северной и южной оконечности по карте на странице 44 атласа. Впишите их в карту. Определить длину Байкала по градусной сетке. Определить длину Байкала по масштабу. Все полученные данные занести в "Карту открытий и достижений".

Информация: Озеро протянулось с северо-востока на юго-запад на 620 км в виде гигантского полумесяца. Ширина Байкала колеблется в пределах от 24 до 79 км.

Слайд 4 - сравнительная характеристика глубины и высоты водного зеркала Байкала, Танганьики и Каспийского моря. Запись в тетради: Байкал - глубочайшее озеро мира.

Почему Байкал имеет такую большую глубину? Пробуем объяснить это по тектонической карте на странице 10 атласа. В зоне какой складчатости расположен Байкал? Как на карте обозначена территория Байкала? Какими линиями? Что они означают? Крупные разломы и рифтовые зоны. Запишем определение слова:

Слайд 5 - Рифт - крупная линейная впадина на месте разрыва земной коры или трещина в земной коре. Это объясняет, почему Байкал узкий, длинный и очень глубокий.

Вспомним материал 6 класса. Когда мы проходили тему "Озера", мы говорили о сточных пресных и бессточных соленых озерах.

Послушаем сообщение о реках, впадающих в Байкал . Покажи на карте Селенгу и Ангару. Сделаем вывод о солености воды.

Слайд 6 - запись в тетради: Байкал - сточное пресное озеро.

Найдем на климатической карте, на странице 14 атласа, январские и июльские изотермы вокруг Байкала и вычислим годовую амплитуду температур. Полученные данные занесем в "Карту открытий и достижений". Послушаем сообщение о климате. Слайд 7 - запись в тетради: Байкал находится в зоне резко континентального климата, но на побережьях климат мягче.

Каков органический мир Байкала?

Сообщение об уникальности органического мира.

Слайд 8 - запись в тетради: 70% обитателей Байкала живут только здесь. Данные об органическом мире необходимо по ходу заносить в "Карту открытий и достижений".

Слайд 9 - послушаем сообщения о голомянке : " Это прозрачная рыба без чешуи и плавательного пузыря, тело которой на 35?% состоит из жира. Она и является живородящей. Голомянка способна произвести до 2000 маленьких рыб. Она выдерживает давление воды, равное 125 барам и поэтому может жить на дне этого глубокого озера.

Самый крупный экземпляр самок большой голомянки доходит до 25 см, самцов - до 16 см. мертвые рыбы из-за большого содержания в них жира обладают меньшей плотностью, чем вода и поэтому после смерти всплывают, вместо того чтобы тонуть, что обычно происходит с другими рыбами. Жир этой рыбы, предположительно, использовался раньше в качестве масла для ламп. Во время войны ее вылавливали для того, чтобы восстанавливать силы раненых. Голомянкой питаются почти все рыбы, а также нерпа".

Слайд 10 - сообщение о нерпе: "Байкальская нерпа - один из трех пресноводных видов тюленя в мире, эндемик озера Байкал. Особенно много нерп в июне на берегах Ушканьих островов. Животные любопытны и иногда подплывают к дрейфующим судам. Предполагают, что нерпа проникла в Байкал из Северного Ледовитого океана через систему Енисей-Ангара в ледниковую эпоху. Средняя длина тела взрослой нерпы 165 см. Вес от 50 до 130 кг. Живет она до 55 лет. Нерпа способна погружаться до 400 м. Под водой она бывает 20-25 минут. Детеныш весом около 4 кг рождается в марте в снежном логове.

Вокруг Байкала растет удивительное дерево кедр. Чем же оно известно?

Слайд 11 - Сибирский кедр - вечнозелёное дерево, достигающее 35-44 метров в высоту и 1,8 метра в диаметре ствола. Максимальная продолжительность жизни - 500 (по некоторым данным 800-850) лет. Знаменит кедр своими орешками. Каждая шишка содержит от 30 до 150 кедровых "орешков". Кедровые орехи рекомендуются для повышения иммунитета и восстановления сил, при авитаминозе и потере веса. В Сибири кедровые семена употребляют для профилактики и лечения сердечнососудистых заболеваний, а также как источник йода". Вот кедровые шишки.

В целях охраны животного и растительного мира Прибайкалья были организованы заповедники Баргузинский, Байкало-Ленский, Байкальский и Прибайкальский и Забайкальский национальные парки.

Слайд 12 - сообщение о Баргузинском заповеднике: В конце XIX- начале XX веков экспорт пушнины был существенной статьей дохода государства. Катастрофическое снижение численности соболя сильно беспокоило и ученых, и чиновников, и правительство, и, конечно, людей, так или иначе связанных с соболиным промыслом. "Высочайшие указания" императора Николая II и постановление Совета Министров от 16 апреля 1912 года положили начало многолетней работе по спасению соболя и учреждению государственной системы заповедников России. В 1913-1915 годах были организованы "соболиные экспедиции" в Сибирь и на Камчатку. На основании материалов экспедиции 17 мая 1916 года иркутский Генерал-губернатор издал постановление об организации Баргузинского соболиного заповедника, а 29 декабря 1916 года этот документ был утвержден правительством России. Через 25 лет после организации заповедника соболь заселил все лесные угодья Баргузинского хребта. Его ареал был полностью восстановлен. В настоящее время на территории заповедника охране и изучению подлежат все природные объекты и комплексы (недра, воды, почвы, растительность, животный мир и воздушный бассейн).

Обратите внимание, что начало заповедного дела было положено 101 год назад.

Один заповедник, конечно, не смог спасти уникальную природу Байкала. Поэтому в 80-х годах были организованы Байкало-Ленский и Байкальский заповедники, Прибайкальский и Забайкальский национальные парки.

От чего же нужно было спасать Байкал?

Сообщение о загрязнении озера отходами промышленности, в том числе отходами целлюлозно-бумажного комбината, который работает здесь с 1966 года (слайд 13).

Сейчас для закрепления материала посмотрим презентацию "Байкал.

Дома внимательно прочитаете параграф 43 и в "Карту открытий и достижений" впишете пункты ответа на вопрос: Как сохранить Байкал?

А сейчас поставьте себе оценку, как вы оцениваете свою работу на уроке.

На следующем уроке проставим баллы за выполненные пункты "Карты открытий и достижений" и выведем оценку за урок, посмотрим, совпадет ли она с вашей оценкой.

Карта открытий и достижений

___________________________________________

Задание Ответ Баллы Полученные баллы
Хребты вокруг Байкала 1.

2.

3.

1 балл  
Координаты северной оконечности   2 балла  
Координаты южной оконечности   2 балла  
Длина Байкала по градусной сетке   2 балла  
Длина Байкала по карте по масштабу   2 балла  
Январская изотерма   1 балл  
Июльская изотерма   1 балл  
Амплитуда ( tmax - tmin )   1 балл  
Байкальская рыба   2 балла  
Байкальский тюлень   1 балл  
Пушное богатство Прибайкалья   1 балл  
Кедр знаменит :.   1 балл  
Как сохранить Байкал? 1.

2.

3.

4.

По 1 баллу за каждый пункт 1.

2.

3.

4.

На сколько я оцениваю свою работу на уроке    
  ИТОГО БАЛЛОВ 20 баллов  
Дополнительные баллы за сообщение   5 баллов  
Дополнительные баллы за презентацию      
  ОЦЕНКА ЗА УРОК  

Приложение.