Семья – институт, который создает и творит культуру. Это первокирпичик любого общества. На уровне семьи создается культурный потенциал для будущего экономического и политического развития.
Структура традиционной семьи и свойственные ей модели поведения оказывают неоценимую помощь в приспособлении к суровой реальности индустриального города. Семьи поощряют соответствующее поведение детей, развивают те способности, которые на их взгляд могли привести к желаемому успеху; следовательно, все большее внимание уделяют индивидуальным достижениям и усилиям. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама естественная жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.
Семья является первичной и наиболее чувствительной к общественным изменениям социальной структурой. Что же сейчас происходит с институтом семьи?
Человечество развивается неравномерно. В периоды затишья, относительной стабильности общественной жизни подростки не столь резко выбивались из ее колеи и без особого напряжения включались в нее. И совсем иначе ведут себя подростки в периоды бурного развития общества, ломки привычного образа жизни.
Темп преобразования жизни необычайно ускорился. Переход от охоты и скотоводства к земледелию совершался на протяжении тысяч лет, а от аграрного общества к индустриальному в течение сотен лет. Сейчас происходят радикальные изменения в производительных силах, что не может не оказывать влияния на социальные проблемы. Внедрение компьютеров не только в производство, но и в быт изменило образ жизни, обычаи, повлияло на культуру. Коренные изменения в технологии производства стремительны и неизбежны. Чем быстрее развивается общество, тем заметнее различия между поколениями, тем сложнее формы преемственности. Новое поколение неизбежно попадает в иные условия жизни, чем их родители. Молодые неминуемо в большей степени вовлекаются в процесс преобразования. Но это вовсе не значит, что молодым легче жить. Молодежь охотно воспринимает, к примеру, свободу выбора профессии, спутника жизни, но это требует от нее большей ответственности, самостоятельности. Для правильного выбора одной свободы мало, необходим и жизненный опыт, которого еще недостаточно. Опыт отцов родился в иных условиях и не всегда применим в новых. Необходимо понимать, что из прошлого нуждается в бережном сохранении, а что необходимо преодолеть.
Давление старших неизбежно рождает протест. Чем сильнее давление, тем острее конфликт. Какие же особенности нынешней ситуации обостряют проблему “отцов и детей”? Внезапно обрушившаяся свобода опьяняет, кружит голову. Многое из того, что раньше было нельзя, теперь можно. Социально незрелые подростки выступают свидетелями крушения старых норм. К этому тяжело привыкнуть и зрелому человеку со сложившимся мировоззрением. Непросто подростку ответить на вопрос “делать жизнь с кого”.
Одна из трудностей преемственности опыта поколений состоит в том, что детям приходится овладевать теми знаниями и специальностями, которые были недоступны их родителям. Поэтому здесь не может идти речь о прямой передаче профессионального опыта.
Молодым приходится действовать в условиях, когда старый опыт не только не помогает, но и даже мешает. Принимать решения надо самостоятельно. Это требует большой гибкости, пластичности, подвижности.
В прошлом семья трудилась как единая производственная ячейка. Совместный труд родителей и детей позволял естественно решать вопросы трудового воспитания. Теперь основная работа проводится вне дома. Дети не видят труд родителей и мало слышат о нем. Порой они даже не знают, чем занимаются их родители. Бытовые удобства свели до минимума трудовые обязанности детей в семье. Дома обычно решаются вопросы потребления, отдыха, развлечений.
Нестабильность семьи поддерживается экономической независимостью супругов и усложнением взаимных требований. На первый план выходят не экономические, а эмоциональные стимулы. Чем образованнее человек, тем выше и сложнее уровень его требований. Эмоциональное напряжение затронуло не только взрослых. С ранних лет детей преследует конкуренция: конкурсы в престижные классы, специализированные школы, спортивные секции. Даже спорт утратил свой чисто игровой и оздоровительный характер.
Отсутствие одного из родителей затрудняет воспитание детей, но и в полных семьях дети часто обделены родительским вниманием. Если оба родителя не хотят поступаться своими профессиональными интересами, то, занятые на работе, загруженные домашними делами, они меньше времени уделяют детям. Остатки свободного времени съедает телевизор. Совместный просмотр телепередач неравноценный эквивалент общения и даже не заменяет совместного посещения кино или театра.
В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом мы условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. Повышению роли досуга способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.
Семейный досуг включает в себя: чтение, слушание радио, просмотр телепередач, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров; проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников.
В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, компьютера, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т. п. Нет общения между членами семьи. Везде можно наблюдать такую картину – ребенок играет в телефоне, слушает музыку в наушниках, сидит за планшетом и т.д., а родители тоже чем–то своим заняты и все это называется отдых. Развлечения и отдых все больше проходят вне дома. Распад трехпоколенной семьи затрудняет передачу нравственных ценностей, ослабляет контроль старших над младшими. Этому способствует и развитие общественного транспорта. Дети легко перемещаются за пределы досягаемости семьи. Ясельное воспитание, обеспечивая ребенку уход и питание, не может компенсировать родительской любви и ласки. И это также становится одной из причин бесчувствия детей. Часто можно наблюдать такую картину – после рабочего дня родитель (не важно мама или папа) забирает ребенка из сада или из начальной школы и ребенок взахлеб рассказывает о своих приключениях, но родителю не до него, он устал и его тоже можно понять. Как же быть, ведь чем старше дети, тем больше уходят в себя и потребность в общении с родителями исчезает. Растет поколение одиночек! Где найти силы чтоб успеть все: и семью прокормить и ребенка не потерять?!
Преодолеть это – задача современной семьи.
В период новейшей истории под лозунгами самореализации и новых прав личности, появившихся в несметном количестве, стало казаться, что структура традиционной семьи и ее строгая этика все более ограничивали желания и возможности личности. Хочется понять так ли это?! И как в современных условиях, когда кажется, что ни на что кроме работы времени не хватает, что жизнь просто бежит и надо столько всего успеть, находить время для общения с членами семьи, сохранить нежные и доверительные отношения в семье, взаимопонимание и уважение, умение слушать и слышать, сочувствовать и сопереживать?!
У меня есть опыт перемещения во времени. Дело в том, что после землетрясения в Армении в 1988 году мы «попали в прошлое». Из-за страха повторного толчка закрыли атомную станцию и возникли проблемы с электричеством, из-за карабахского конфликта Армения попала в экономическую блокаду: перекрыли газ, железную дорогу и т. д. Об этом можно писать и писать, но буду краткой. Итак не было света (давали или 2 часа в сутки или сутками его не было), газа, продукты питания давались по талонам (250 гр. хлеба на человека) и люди оказались в жутких условиях. Пошел процесс выживания. Что самое удивительное было для меня тогда – это наблюдать как семьи сплачивались, как изменилось времяпровождение. Свободного времени стало больше и люди стали тесно общаться. Телевизора не было и его заменили «живые» рассказы. Люди собирались и рассказывали друг-другу разные истории из жизни. В нашей семье по вечерам были рассказы, читали книги вслух, но строго по очереди и по пол часа, чтобы зрение не испортить, ведь приходилось читать под свечкой. Мама играла на пианино, папа на гитаре, все пытались что-то спеть. Всей семьей играли в разные игры. Когда я вспоминаю это время понимаю, что мне очень не хватает этих вечеров и это не смотря на то, что приходилось топить печку в квартирах, рубить дрова, печь хлеб, часами простаивать в очередях за продуктами, пешком проходить огромные расстояния, так как не было транспорта, идти спать в холодную постель и т. д. Как сделать так, чтоб современные дети, став взрослыми, с удовольствием вспоминали семейные вечера? Неужели для этого надо «попасть в прошлое»?! Об этом стоит задуматься!